Ефросиния - 22. Дочь Нюся

Алевтина Крепинская
**********************************
Отрывок из романа "Ефросиния"
**********************************

Ох, и болит  душа у Ефросинии о своей Нюсе!  Винит себя, как же она, мать, не уследила за дочкой? Всегда считала, что Нюся ничего лишнего не позволит в отношениях с парнем. Тем более, что парень этот Захар, а он  Фросе нравился. Думала, что неплохим  зятем он был бы ей. Такой тихий, скромный парень, да и работящий, баклуши не бил вместе с другими оболтусами, которых в слободе было достаточно.  Давно заметила, что  Нюся с ним встречается, а не препятствовала тому, ничего дурного в голове не держала. А с дочкой хотела поговорить на эту щекотливую тему, но не поговорила. Остановила себя, так как уверена в дочери была.  А вот ошиблась…  И что теперь ждёт Нюсю?  Это же хорошо, если Захар, как и обещал уходя на фронт,  заберёт её. А если не заберёт? А если и того хуже, не вернётся? Похоронки то и дело в слободу  приходят, то на одного, то на другого.  Столько женщин осталось без мужей, а детей без отцов!  А война ещё не  закончилась…

Не писал Захар Нюсе. Ни одного письма не получила.  Мать Захара далеко живёт, не видит её Ефросиния, да и знать не знает, а соседки, которые знают её, говорят, что пишет Захар матери.  А Нюсе не пишет...  Значит, нет надежды на него. Не заберёт он Нюсю.

Но не вернулся с фронта Захар.  Ждали они с Нюсей и с подросшей Валей его к себе, да так и не дождались. И что теперь гадать, пришёл бы он к Нюсе, как обещал или нет?
А вот брат его приходит в гости, подарочки племяннице приносит, помогать обещает. Хороший человек и Фросю радует это.


А время идёт.

Уже и Нюра вышла замуж, и дочку родила.  Мужу её дали комнатку в бывшем помещичьем доме. А вместе с Фросей в её  хатке-землянке живёт Нюся с Валей, да  дети Паши – покойной старшей дочери. 

Как-то пришла к Фросе  баба Сонька Сыроватчиха. Удивилась Фрося, Сонька не очень-то любила по соседям ходить, всё в делах домашних, никогда без дела не сидит. А сейчас и подавно ей некогда. Невестка её умерла, оставив  четверых детей  Молодая, да такая красивая была…  Четверых родила, младшей и года не было, а она вновь забеременела. Что было делать? Хотела от беременности избавиться, да неудачно,  и себя жизни этим лишила.   А бабка Софья  мало общительная  была, ни с кем не дружила.  А тут, вдруг, к Ефросинии заявилась, села, и начала разговор вести.  Рассказала, что сын к Верке Жуковой ходил, и Верка от него родила дочку. Но не нравится Верка  бабке Софье, совсем не нравится, не серьёзная она, да и все в слободе  знают, что мужиков у Верки было видимо-невидимо.
- Оно ещё и неизвестно, от Коли моего дочку она родила, или от кого-то другого. Коля говорит, что на него похожа. Может и от Коли, а может и нет, - начала свой рассказ бабка Софья, - Сколько я его просила не ходить к Верке, он не слушал, продолжал ходить, а это недавно сказал, что всё, больше Верку знать не хочет. Так и не сказал почему. Да я всё равно знаю. Застал у неё кого-то.  Так я чего пришла к тебе? Вот, думаю, по соседству молодайка хорошая живёт, хорошо бы  поженить их с Колей моим.

Фрося хорошо знала Софьиного сына Николая. Мужчина он серьёзный и работящий. И надёжный. Но четверо детей… Справится ли Нюся?  Трудно будет ей с ними.  Старший Ваня только на 12 лет младше Нюси.  А что поделать? Надо же Нюсе свою семью заводить.
- Так я бы и не возражала, - ответила Фрося, - если женится, а ходить так, как к Верке  Жуковой ходил, такого нам не надо.
- Нет, так как к Верке я тоже не хочу, - сказала Софья, -  женится, и, как и положено,  в дом наш приведёт её.
- Так, может, моя Нюся и не нравится ему, а мы тут женить их собрались…
- Я знаю, что нравится, и коль ты не возражаешь, то он свататься придёт.


Большая семья получилась у Нюси.  У Николая была мать и четверо детей: Иван, Василий, Катя и совсем маленькая Валя. У Нюси была одна дочка - Валя. У них оказалось две Вали. Чтобы не путать их называли Валька-мала и Валька-большая. Затем у Сыроватских родились еще два сына: Саша - ровесник и впоследствии закадычный друг Нюриного сына Виктора и Алексей - ровесник и друг Нюриного младшего сына Алексея.

Нелегко приходилось  Нюсе в такой большой семье! И  отношения у нее со свекровью были тоже нелегкие. Никогда она не жаловалась на свекровь, но это было видно по всему.
Тем не менее, свекровь была трудяга. Ей, как и Ефросинии, некогда было сидеть на завалинке или ходить по соседям. Маленькая, сгорбленная, она с утра до вечера неустанно трудилась по хозяйству. 

А трудно  Нюсе приходилось в первую очередь потому, что именно свекровь хозяйничала в доме, и её дочь Валю  всячески притесняла. Соседи не раз замечали, что Нюсина свекровь носила сдавать яйца в магазин. В то время магазины Сельпо принимали яйца у населения. На вырученные деньги баба Софья покупала сладости, и в тайне от всех потчевала ими своих внуков. Вале от этих щедрот не перепадало ничего. Для того, чтобы относить яйца в магазин, свекровь их экономила. Она даже не давала отваривать их для того, чтобы Николай и Нюся могли взять их на обед в поле.   Однажды, после того, как свекровь не дала яиц для "сумки", сославшись на то, что их нет,  Нюся пошла в сарай и обнаружила там большое ведро, с верхом наполненное яйцами, видно приготовленное для сдачи в магазин Сельпо. Она показала это своему мужу, но, наверное, Николаю в их семье не предоставлялось "право голоса". Всем верховодила  его мать. Муж  Нюси, был не конфликтным человеком, тем более не мог конфликтовать со своей матерью.

А вообще, Николай был необыкновенным человеком! От него исходило какое-то особое спокойствие. Спокойствие и доброта. И это сохранилось на всю жизнь.
 Он и в старости не изменился. Его глаза, голубые с синевой, чистые-чистые и совсем не замутненные возрастом, просто излучали теплоту.

Что касается Нюсиной дочери Вали, то Николай относился к ней, как к родной, и она не чувствовала отсутствие отца. Для неё  Николай был настоящим отцом.

Свой дом  и огород Нюся и Николай содержали в идеальном порядке и в то время, когда хозяйничала свекровь, и после, когда  она  уже не могла ничего делать и  не вставала с постели.  Конечно, им в этом здорово помогали дети, четверо из которых жили в Ростове-на-Дону, но и сами они трудились, не покладая рук.

А бабушка Софья прожила долгую жизнь, из которой последние годы не вставала с постели.  Между тем, даже не вставая, она пыталась командовать  Нюсей.  Возле кровати у бабы стояла палка, и она, стуча ею об пол,  громко кричала, требуя к себе бесконечного внимания: "Нюська! Иды сюды! А ты утятам нарезала травы?" Нюсе тогда уже было за семьдесят. Она вздыхала и говорила: "Наверное, я и помру в невестках"

После смерти мужа Николая, Нюсю забрала к себе дочь Валя в город Ростов-на-Дону, и она с трудом привыкала к городской жизни, скучала по Большой Крепке и по своему дому.



*******************************************************
О судьбе Нюсиной дочери Вали можно прочитать здесь: http://www.proza.ru/2015/06/23/1354
*******************************************************