Иран

Леонид Рабин
2 марта 2015

Завтра наш премьер-министр Биньямин Нетанияху произнесет речь в Конгрессе США и призовет американских законодателей не допустить заключения соглашения с Ираном по его ядерной программе, а фактически – нормализации отношений Ирана с Западом и снятия с него экономических санкций. Эта речь уникальна – еще не будучи произнесена, она удостоилась сотен комментариев в прессе и стала главным медийным событием не только в Израиле, но и в Америке.

Завтра во время речи Нетанияху я буду находиться в оффлайне и не смогу оперативно на нее отреагировать. Поэтому хочется высказаться сегодня.

Мне очень обидно, что моя страна превратилась в цепного пса, натравливаемого на Иран, и ее политический истеблишмент добивается того, чтобы иранскому государству и иранскому народу было плохо. Причем в этом вопросе нет различий между так называемыми правыми и так называемыми левыми. "Сионистские левые" даже еще опаснее, чем нынешний премьер, потому что если в чем и обвиняют премьера, то только в "нерешительности" и неспособности нанести военный удар по Ирану. В таком же духе высказываются и критики Нетанияху в мэйнстримной прессе Израиля.

Почти никто не заявляет обратное – Израиль должен заявить, что он никогда не нападет первым на Иран. "Да, у нас есть все возможное, чтобы нанести мощный ответный удар в случае необходимости, но мы никогда не будем атаковать первыми, потому что не считаем Иран своим врагом".

Нет в нынешнем Израиле политиков, имеющих смелость такое заявить.

Сегодня Нетанияху выступил на конференции произраильского лобби АЙПАК в США с короткой речью, как бы анонсом завтрашней речи в Конгрессе. Он сказал, что Израиль является островом стабильности и процветания на "диком" Ближнем Востоке, единственной страной региона, где уважаются права женщин и религиозных меньшинств, а мы с Америкой – "одна семья", в которой даже если бывают разногласия, они разрешаются по-свойски.

Вполне возможно, что он в целом прав, но если Израиль и США действительно связывают общие ценности, о которых говорил премьер, почему наш "старший партнер" по "семье" дружит не с Ираном, а с Саудовской Аравией? Напомню, в Иране права религиозных меньшинств, - иудеев, христиан и зороастрийцев – уважаются и защищены законом, в то время как в Саудовской Аравии этих меньшинств просто не существует. В Иране большинство женщин носят хиджабы, как им предписывает религия, меньшинство не носит и одевается по-западному, но во всем остальном иранские женщины - полноправные члены своего общества, в то время как в Саудовской Аравии один из самых горячих вопросов внутренней повестки дня – разрешить наконец женщинам водить автомобили или продлить существующий запрет на это. И ладно бы только это. Саудовские женщины не имеют права голосовать, им не выдают паспорта. Женщины вписаны в удостоверения личности мужей.

Напомню еще один не всем известный факт об Иране. Иранское государство почти 200 лет не вело захватнических войн и не нападало ни на кого из своих соседей. Последней начатой Ираном войной была русско-персидская 1826-1828 годов, закончившаяся Туркманчайским миром, катастрофическим для Ирана. Если кто-то не знает, сколько войн инициировал Израиль за 65 лет его существования, ему поможет Гугл.

Иран имеет все основания опасаться за свою безопасность. С четырех сторон его окружают носители ядерного оружия. Три ядерные державы находятся вблизи его границ – Израиль на западе, Россия на севере, Пакистан на востоке, а на юге постоянно несет боевое дежурство 5-й американский флот.

Иранские лидеры регулярно заявляют, что Иран не собирается первым ни на кого нападать, и американская военная разведка считает, что это так и есть. Однако те же лидеры сразу же уточняют, что в случае нападения на Иран извне ответ их страны будет "сокрушительным".

Иран мне очень близок как русскому и как еврею. У иранцев и русских много общего на самых глубинных уровнях сознания, в том числе на уровне базисных ценностей. Многие русские интеллектуалы рассказывали, как много общих точек соприкосновения они обнаруживали, общаясь со своими иранскими коллегами – гораздо больше, чем при общении с коллегами с Запада. Иранцы, как и русские, стремятся к универсальной справедливости, ищут глубинные смыслы, отстаивают свою точку зрения даже в безнадежных ситуациях.

"Лучше впасть в нищету, голодать или красть, чем в число блюдолизов презреных попасть. Лучше кости глодать, чем прельститься сластями за столом у мерзавцев, имеющих власть". Такое мог написать русский, но никогда не написал бы ни американец, ни немец, ни француз. Это написал иранец Омар Хайям.

Иран всегда интересовал русских поэтов и интеллектуалов больше, чем любая другая страна исламского Востока. Это вообще уникальный случай в полностью западоцентричной русской культуре. Можно вспомнить "Персидские мотивы" у самого русского из всех русских поэтов. Можно вспомнить "Приданое" Дмитрия Кедрина. Арабская культура, в отличие от персидской, никогда так не "зажигала" русских гениев, чего-то в ней не хватает.

Казалось бы, израильские русские, помнящие обо всем этом, должны были бы первыми поднять голос против воинственной риторики, звучащей в Израиле по отношению к Ирану. Но не тут то было. И причина этому одна – специфичный состав элиты нашей русскоязычной общины, состоящей из духовных братьев "общины диаспоры Запада в России", она же "болотные". Вчера об этих людях прекрасно сказал российский журналист и телеведущий Константин Семин.

Я отлично помню, какой лютый батхерт вызвала у этих людей иранская исламская революция 1979 года с ее религиозным экстазом и массовым идеализмом, как они издевались над подростками, пытавшимися своими телами остановить обрушившуюся на молодую республику военную машину фашистского диктатора соседнего Ирака Саддама Хуссейна. Между 1980 годом в Иране и 1941-м в СССР много общего, как и между Хуссейном и Гитлером, и альтернативой тому, что происходило в СССР в 1941-м, могло быть лишь то, что произошло во Франции в 1940-м.

Молодые иранцы, бросавшиеся под саддамовские танки, чтобы "умереть как мученики за исламскую революцию", над энтузиазмом которых хихикали московские интеллигенты – родные братья русских ополченцев 1941-го. Среди них хватало и иранских евреев, бывших в этот трудный час вместе со своей страной, как был вместе со своей страной Павел Коган, написавший "Я б сдох как пес от ностальгии в любом кокосовом раю" и погибший, защищая от нацистов Новороссийск. В декабре прошлого года в Иране был открыт специальный мемориал в честь погибших на той войне иранских евреев.

Не забудем, что и сейчас в Иране существует самая большая в исламском мире еврейская община. У нее свои школы, больницы, общинные центры, внутренняя автономия, ее члены свободно учат иврит и Тору – такого не было в СССР.

О том, что именно иранский царь Кир (Кореш) отпустил евреев домой после вавилонского плена, знают, наверное, все израильтяне. Кореш – кажется, единственный нееврейский царь, в честь которого названы улицы в Израиле, не считая британского короля Георга 5-го.

Тогда откуда же ядовитая антиизраильская риторика в устах у иранских политиков и духовных лидеров, характеристика Израиля как "малого сатаны", плакаты "Смерть Израилю" на массовых шествиях, посвященных годовщинам исламской революции? Это тоже факт.

Иранцы – не антисемиты, но последовательные антисионисты. Существование Израиля представляется им оскорблением универсальной справедливости. Они солидарны с палестинцами так же, как русские 150 лет назад были солидарны с православными болгарами и сербами. Эта наша солидарность тоже не вмещается в ее прагматическое объяснение, сводящееся к империалистическим интересам России на Балканах. Но сейчас многие в Иране вслед за бывшим начальником разведки этой страны считают, что иранцы не могут быть в большей мере палестинцами, чем сами палестинцы, и поэтому Иран должен принять такое решение палестинской проблемы, с которым согласится палестинский народ.

Я считаю, что урегулирование отношений Израиля не только с Ираном, но и с палестинцами произошло бы гораздо быстрее, если бы мы сами говорили с партнерами не на языке силы или дипломатии, а на языке той же универсальной справедливости. "Претензии евреев на Палестину справедливы, спросите хотя бы у вашего царя Кира или почитайте, что об этом написано в Коране. Мы никому не угрожаем и уважаем законные права и интересы всех народов региона, включая палестинцев. Мы не крестоносцы, а вернулись к себе домой". Чем меньше мы будем позиционировать себя в качестве верного сателлита американцев и рассуждать о себе как о "вилле в джунглях", тем убедительнее это прозвучит.

Чего мы в конце концов добиваемся от Ирана, и чего добиваемся от Запада? Чтобы санкции против Ирана продолжались вечно, пока страна не сломается и не установит у себя прозападный режим? Это глупо - не сломается и не установит, потому что иранцы – духовные братья русских и евреев, они жестоковыйны. Как в постреволюционной России нелепо было надеяться на реставрацию монархии Романовых, как в нынешней России нелепо надеяться на приход к власти нравящегося Западу "хорошего парня" типа Касьянова или Ходорковского, так же глупо и нелепо надеяться на подобное в нынешнем Иране. Иранцы – не тот народ, который сломается под санкциями. С Ираном можно и нужно разговаривать, уважая его исторический нарратив, культуру, мировосприятие, понятия, законные интересы. Они у иранцев во многом общие как с русскими, так и с евреями. Разумеется, с теми евреями, которые "за себя как евреев", а не "против России".