Кей-Джи-Би на Ярконе, или кое-что

Леонид Рабин
о психологии местных русскоязычных

May. 17th, 2014

После начала украинских событий израильские "русские активисты" переключились с местных ближневосточных проблем на борьбу с "путинским режимом" с такой скоростью и такой страстью, что это удивило даже меня.

При этом исчезло традиционное для них различие между "правыми" и "левыми". Бывший правый активист из Ликуда накликает в Фейсбуке громы и молнии на головы участников группы "Израиль за Украину без бандеровцев" и призывает израильские власти заняться ее членами, являющимися по его мнению российской агентурой в Израиле. В силу отсутствия в Израиле политической полиции его призывы не находят адресата. Другой персонаж, бывший левый борец за права несчастных русскоязычных пенсионеров, мыкающихся на "исторической родине" без собственного жилья, забыв и о пенсионерах, и о жилищном вопросе, доказывает, что в "путинской России" фашизм, а в демократической Украине, напротив, никакого фашизма нет, ее нагло оклеветали. Он же публикует где только можно "опросы", призванные доказать, что фашистами в той или иной мере являются все, кто за порядок и патриотизм.

Израильские русскоязычные пенсионеры и бездомные моментально стали никому не нужными, потому что до них ли, когда происходят такие события?

Все вышеперечисленные как будто стараются доказать израильской виртуальной спецслужбе Кей-Джи-Би, что они сами не являются агентами путинского режима в Израиле, поливая грязью всех, кто так или иначе "засветился" в симпатиях к России. При этом начинаешь понимать динамику 1937-го года в СССР - тогда такие же рафинированные интеллигенты обвиняли друг друга в работе на японскую и британскую разведки, сводя с ума реально существовавшую тайную полицию, не понимавшую, кому из них верить.

Роль японской и британской разведки у нас тут играет некое "движение Соотечественники" или "путинский проект Соотечественники", воспринимаемый как реинкарнация Коминтерна. Разумеется, если Путин мечтает возродить СССР и в перспективе подчинить себе мир, ему нужна своя пятая колонна в других странах, она же Коминтерн. Израильские русскоязычные добровольные борцы с Россией и русскими называют это по-разному, но все уверены в существовании такой сущности.

Так вот, смею вас разочаровать, никакого такого проекта в природе не существует. "Работа с соотечественниками" ведется по инерции и в рамках распила мизерных бюджетов, выделяемых на нее.

Я пару раз побывал на вечерах в российском культурном центре в Тель-Авиве. Средний возраст посещающих их людей - примерно 65+, обобщенная тема - "евреи в контексте российских реалий". Все это имеет примерно такое же отношение к русской культуре, как парящий над коровой еврей в ермолке с полотен Шагала. Представить себе вечер поэзии Игоря Растеряева или протоиерея Романа Матюшкина в российском культурном центре попросту невозможно.

Добил меня там один из выступающих литераторов, посвятивший половину своего выступления книге Шломо Занда о том, как был придуман еврейский народ - типа, вот такой у нас живет безродный космополит, который утверждает, что нас с вами не существует. Публика внимала. Мне очень хотелось выскочить на сцену и объяснить присутствующим, что на самом деле написано в книге Занда, но из уважения к регламенту и присутствующим я этого не сделал. Пусть пестуют свои совковые комплексы жертв антисемитизма дальше.

Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Для меня очевидно, что солидарность с русскими, которым угрожает этнонационалистическая русофобская власть, должна быть базисным рефлексом для любого русского. Но реальность такова, что русских как общности за границами бывшего СССР просто не существует, как и евреев в придуманной ими версии книги Шломо Занда. Есть русские в России и русские в сопредельных государствах, не по своей воле оказавшиеся за ее пределами. Соответственно, нет и групповых проблем израильских русскоязычных, так как нет группы, сплоченной единым самоощущением и самоидентификацией. Есть отдельные люди, решающие свои индивидуальные проблемы в индивидуальном порядке.