Купава. ч. 3

Людмила Каштанова
                ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

                Картина первая
                Явление первое

        Лесная  бревенчатая  избушка  колдуньи  Воронихи.  В избе полумрак.  По стенам висят  различные колдовские атрибуты: сушеные  коренья, засушенные тела летучих мышей,  кости животных. На полках стоят горшки и банки со снадобьями. Посередине небольшая русская  печка.  Возле маленького  окошка – небольшой  грубо сколоченный  стол. На окне, за печью висят  закопченные  полотняные  занавески.
       Колдунья, похожая на бабу- Ягу,  варит какое-то варево,  мешает в котелке и пробует на вкус. Одета в темную поношенную одежду. На печи сидит кот.

ВОРОНИХА:                Уж   сорок лет,  как  здесь живу одна
                В изгнанье, как  чума, у берендеев.
                Избушка старая еще   крепка,
                И я  креплюсь,  хоть  видом постарела.
                Силёнка есть, и  памятью доселе  не страдаю,
                Не болею и не голодаю.
                Все травы, каждую былинку знаю,
                Какая  лечит, а какая  может  погубить.
                Про все на свете ведаю,
                Не зря прозвали ведьмою:
                Добро  и зло могу я  сотворить.
                Но  больше мне по нраву зло.
                Ой, что-то ноженьку свело..

       (потирает ногу и достает с полки  большую старую книгу древней магии)
                Вот  чудо – книга! В ней вся мудрость скрыта.
                Но для меня она открыта.
                Ее в наследство мне  прабабка дала.
                Вот была  известная  колдунья
                А еще знахарка и вещунья!
                Из всех  внучат  меня  одну избрала
                И  стала  своему искусству обучать.    
                Я  с ходу  стала постигать
                Ее ученье,  как ее не стало,
                Тихонько стала колдовать...

                Была подруга у меня.
                Я очень ею дорожила
                И  тайну ей свою открыла,
                Но она  оставила меня.
                В отместку   хворь я  напустила,
                Ей ничего не помогало. 
                Тогда я к ней пришла и говорю:
                Коль мне всегда послушна будешь,
                Твоя болезнь пройдет, и все забудешь,
                И я тебя ничем не укорю".
                Но эта тварь меня прогнала,
                Сказав, что  больше я ей не подруга.
                И тайну про меня открыла всей округе.
                Слух   дошел  до  Берендея. Я
                Была  осуждена  и  выдворена
                В лесную глушь, где мне избу срубили,
                И где навеки поселили.

               
                Живя  одна в  глуши, я не пропала,
                Хоть лет здесь провела не мало.
                Зверь не загрыз, и все для жизни есть:
                Коза и овцы - молоко и шерсть.
                Поле, где выращиваю рожь -
                Без хлеба, ведь,  не проживешь.
                Из  льна и  конопли  я шью  одежду.
                Но нынче уж не так, как прежде.
                Как гуси-лебеди, летят мои года,
                Не больно старая, но и не молода.
                Эх, прежняя б вернулась стать!
                Да, откуда ж ее взять?
               
                Иной раз так в груди сжимает,
                Что неохота  есть и пить.
                Про меня уж люди  забывают,
                Забыли - что тут говорить?               
                Никто уж не нуждается во мне,
                И, верно, тропка заросла ко мне.
                НежЕли все живут без всяких бед и хвори?               
                (  слышит  стук в дверь)
                Никак   явился  кто в такую  пору?
                Давно пора. Уж я соскучилась по речи  человечьей.
                (коту на печке): Что, Влас, беги гостям навстречу!
                ( идет  открывать)

                Явление  второе   
               
        Появляются  Гордеевна  и  Купава.  Они здороваются, с почтением кланяются  хозяйке.
       
Гордеевна:                С почтеньем  к тебе, матушка Задора.               
                Пришли  к тебе мы с миром  и  добром,
                И пред тобою бьем челом:
                Чтоб пособила нашему  ты горю.

Ворониха:                А просто так  ко мне не ходят люди.
                Проходите,  коль пришли, в избу.
                Да  садитесь потесней   к  столу. (гости садятся)               
                Так,  сказывайте, в чем ваше дело будет?

Гордеевна:              (взяв за руку  Купаву)
                Вот  ее  к тебе  я привела.
                И лицом она мила,  и  в словах приятна,
                Но  доселе не понятно:
                Почто ее друг милый разлюбил?
                Ведь прежде  так ее  любил!
                Пособи  ей,  сделай милость, 
                Возвратить  его любовь.
                И прими даров корзину, полную аж до краев. 
               
Ворониха:  (берет корзину с подарками и относит за занавеску, возвращается, Купаве)
                Ох, знать, тебе невмоготу
                Что ж, помогу я, чем могу,
                Карты кину поначалу.
               
           (достает  с полки  старинные гадальные карты,                раскидывает их по столу и начинает гадание,                обращается к  Купаве)
                Как тебя-то величают?

КУПАВА:                Купава, дочка Мураша.
                Его у нас, в Посаде, уважают.

ВОРОНИХА:                Так, раскинем, не спеша,
               

КУПАВА:                Как люб Мизгирь мне - нет мочи!
                По нем проплакала все очи.
 
Ворониха:( тычет в  карту)     Глянь, под боком у тебя дружок,               
                Но ты его прохладно привечаешь.

Купава:                Так это  Лель, посадский пастушок,
                Но в милом  Мизгире  души не чаю.

Ворониха:(разглядывая  и  толкуя  карты)
                А другой  тебя не любит,
                И далек он сердцем от тебя.
                И путь он держит  далеко отсюда,
                Где царят снега и холода.
               
               
Купава: ( кидается  на плечо Гордеевны)
               
                НежЕли он к Снегурочке подался?
                Так нет ее! Как он ее найдет?
                А вдруг назад он больше не придет?

Гордеевна:  (в ужасе)        Зачем уходит он? Как воротить его? (Воронихе)
                Не надобно нам больше ничего,
                Лишь сделай так, чтоб он домой вертался!

Ворониха:  (берет с полки книгу магии, качает головой)
                Эх, скоро мука  мелется,
                Да не скоро дело делается.
                Мне надобно не час, не полтора
                А может быть, до самого  утра,
                Чтоб вспомнить и найти то средство,
                Что может вам  его назад вернуть.
                Придется отложить обратный путь
                До завтра и  остаться на ночлег.
                Пойду  дров  соберу окрест,
                А вы  держите  меж собою совет.
                ( выходит)
                Купава  и  Гордеевна  остаются одни.

Купава:                Гордеевна, мой свет!
                НежЕли  нам придется  тут до утра остаться?
                К чему себя  чужими  ей стеснять?
                Как бы не пришлось нам на себя пенять?
                Не  любо  мне все  это, и  к тому же
                Домой  нам до ночи  явиться нужно.   

Гордеевна:                А что поделать, милая, куда деваться?
                Не с пустыми же руками возвращаться?
                Никто нас  ночевать тут  не неволит,
                Охота ей с людьми побыть подоле.

Купава:  (осматривается)    Так не уютно у нее и мрачно,
                Как неохота мне  здесь  оставаться на ночь.
                И где придется почивать?
                (всплакивает)

Гордеевна:                Чего  теперь нам плакать и роптать,
                Коль сами мы сюда пришли  по своей воле?               
                Ясно, что у ней - не мед.
                Тише!  Кажется  идет.

                Явление  третье
                Те  же,   появляется  Ворониха

Ворониха:( складывая  хворост у печки)
                Вот  все,  что подобрала  недалече,
                Но это  мало: надо в лес идти,
                А то не хватит  щи сварить на вечер.
                Пошли  бы - все ж  помоложе  вы!
                И мне, старушке, будет пособленье.

Гордеевна:                Да что, и в самом деле  надо пособить.
                Пойдем, Купава, хворосту сбираем и поленьев,
                Чтоб  было про запас, пошли!

                Явление  четвертое
                Купава и Гордеевна  уходят. 

Ворониха: (садится за стол, открывает магию и говорит по Купаву)
                Не пойму я  эту девку: 
                Не по тОму ведь страдает.
                Парень  любит ее крепко.
                О женитьбе помышляет.
                Нет, подай ей, вишь, другого, -
                Кому не любится она -
                Мизгиря. Что в нем такого,
                Чего в другом нет? Блажь одна.
                Токмо лишняя работа.               
                Кто любит дюже, в приворотах
                Для дел любовных нет спасенья.
                Сердце силой  не заставишь  таять,
                Пылать  любовью до забвенья.
                Любовь  от зелья   угнетает,
                Терзает  душу, иссушает.

                Чем Лель ей худ? Чем не жених?
                Как вспомню молодость, каких
                Любила я парней тогда!
                Эх, девка! Мне б твои  года,
                Плевала б я на Мизгиря
                Я б время не теряла зря.
                Пусть он любит, кого хочет.
                Пришли тут голову морочить…

          (листает  магию, натыкается на какое-то место и внезапно  ее осеняет)         
                Вот это было бы не худо
                Сотворить такое чудо… (читает про себя и говорит)
                Надобно обдумать, как
                Мне устроить это  так,
                Чтоб все задуманное вышло,
                Вот и будет польза с пришлых!
                Надобно бы мне  освоить,
                Какие  надобны тут травы,
                Чтобы  зелья  приготовить
                Для себя и для Купавы
               
                Какие  нУжны заклинанья,
                Уж приложу к тому старанье:
                ( делает закладки в книге)
                Это для меня,  это для одной, а это для другой.
                Теперь за дело!  Время дорогО!
         (встает, достает узелки с травами, горшки, бросает в них травы и все,  что висит на стенах, наливает в них воду и ставит на печь, ставит еще горшок для щей и все начинает варить. Имитируется  горение печи).

                Явление пятое
                Заходят Гордеевна и Купава с охапками хвороста
Гордеевна:
                Ну, вот и мы. Немного утомились,
                Пока по лесу находились,
                Но хворосту собрали много.
                Куда его?

Ворониха:(указывает)     Туда, к порогу.

 Гордеевна:              А как дела у вас идут?

Ворониха:                Я тоже не теряла время,
                Мои  дела  на печке тут:
                Вся в хлопотах об вас  доселе,               
                На вечер  щи, Купаве – зелье,               
                (Подходит к печи, проверяет варево)   
                Уж  щи  готовы, можно и вечерять.   
     (Накрывает на стол. Гордеевна тоже достает из узелка яйца, сало, пирожки, плюшки)
               
Гордеевна:               Все это, думаю,  сгодится.
 
Ворониха:                Прошу к столу, как говорится,               
                Пора и голод утолить.
 (Гордеевна и Купава садятся.  Ворониха их потчует.  Наливает им к  кружки   снотворное зелье.  )               
                А вот  отведайте отвар из земляники,
                Малины дикой и свежей голубики,
                Его я часто для здоровья пью.
                Уж очень я его люблю
                И вам советую его попить.( гости пьют)
  Гордеевна: ( зевает, прикрывая рот)
                Как я  намаялась!

Купава:                Я - тоже.

Гордеевна:                Прости, Задора. Нам, быть может,
                Хоть с часок-другой поспать?
                Сказался долгий путь, видать.
                Куда бы нам  себя девать?

Ворониха:                Да вот сюда, за печь пройдите,
                И сколь хотите, отдохните
                Вам  устать  немудрено.
             (отводит их,  укладывает на лавки.  Те быстро засыпают. Потирает руки)
                Все выйти у меня должно!
 Затем  колдунья с полки достает ножницы,  подходит к Купаве  и склоняется над ней.)
                Тухнет  свет  на сцене.


                продолжение http://www.proza.ru/2016/06/12/860