Т. А. Книга за семью печатями. Глава 2

Смирнов Александр Алексеевич
Глава 2. Книга за семью печатями.

Как видим, в Библии о грядущем конце света говорится довольно много. И хотя нигде не указаны сроки, дано достаточно много знамений или признаков, по которым люди последнего времени должны узнать его приближение. Даже после довольно поверхностной систематизации этих признаков можно сказать определенно, что все знамения, указанные выше, не могут произойти одновременно, поскольку они чрезвычайно разнятся по своему характеру. Понятно, что последние 3,5 года антихристова правления хронологически стоят позже периода всеобщих войн. А вот голод и эпидемии, например, всегда сопутствовали войнам, потому можно предположить их хронологическое сосуществование. Говоря другими словами, знамения, данные нам как указание приближающегося финала, можно хотя бы попробовать выстроить хронологически, чтобы попытаться увидеть, где же мы, ныне живущие, находимся на этом временном отрезке.

И тут нужно обратить внимание на образ из Откровения Иоанна Богослова, в котором повествуется о последовательном снятии печатей с некоей книги. Снятие каждой из семи печатей сопровождается определенными событиями. А при снятии седьмой печати выходят семь трубящих ангелов. Рассмотрим этот образ подробнее.

Снятие первой печати: выходит «конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Откр. 6:2).

Снятие второй печати: выходит «конь рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» (Откр. 6:4).

Снятие третьей печати: выходит «конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай» (Откр. 6:5, 6).

Снятие четвертой печати: выходит «конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откр. 6:8).

Снятие пятой печати: «я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр. 6:9—11).

Снятие шестой печати: «произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих» (Откр. 6:12—14).

При снятии седьмой печати: «сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. И я видел семь ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб» (Откр. 8:1, 2).

 

Семь ангелов трубят:

1.;Первый ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью... (Откр. 8:7).

2.;Второй ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море... (Откр. 8:8).

3.;Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику... (Откр. 8:10).

4.;Четвертый ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны, и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их... (Откр. 8:12).

5.;Пятый ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с  неба на землю, и дан был ей ключ от кладезя бездны... (Откр. 9:1).

6.;Шестой ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом (Откр. 9:13).

7.;И седьмой ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков (Откр. 11:15).

 

Мы можем предположить, что Бог показал Иоанну Богослову в виде таких образов последовательность событий, которые непосредственно привязаны к концу истории. То есть этот цикл — своего рода ключ к пониманию хронологии знамений, перечислявшихся в предыдущей главе.

Образно выражаясь, семь печатей — это семь неких больших (может быть, равнозначных) периодов, в то время как семь ангельских труб делят седьмой период на семь меньших (возможно, равнозначных) периодов. И таким образом, если бы мы выяснили, что это действительно так, то в руках современного человечества оказалось бы подобие карты будущих событий,;— сразу скажем, довольно печальных. Войны, эпидемии, дикие звери, голод, перспектива выбора между голодной смертью и печатью антихриста, Армагеддон, Страшный суд — сегодня это кажется таким нереальным! В наше время относительного благоденствия, относительного спокойствия поверить в реальность предуказанного сложно. Но и об этом, как ни удивительно, в Писании тоже сказано:

«Когда будут говорить: „мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фесс. 5:3).

Или другая цитата:

«Вот на земле будет дешевизна во всем, и подумают, что настал мир; но тогда-то и постигнут землю бедствия — меч, голод и великое смятение. От голода погибнут очень многие жители земли, а прочие, которые перенесут голод, падут от меча» (3 Ездр. 16:22, 23).

Здесь уместно процитировать Серафима Роуза: «Воистину, сейчас позже, чем мы думаем. Апокалипсис совершается уже сейчас. И как печально видеть христиан, а еще больше молодых людей, православную молодежь, над головами которых нависает немыслимая трагедия и которые думают, что они могут в эти ужасные времена продолжать, что называется „жить нормальной жизнью”, полностью участвуя в прихотях безумного, самообольщающегося поколения. Поколения, свершенно не подозревающего, что „рай дураков”, в котором мы живем, должен вот-вот рухнуть, совершенно не подготовленного к тем отчаянным временам, которые нас ожидают».

В Откровении Иоанна Богослова открытие первых четырех печатей сопровождается выходом четырех всадников на конях разных мастей (или цветов). Что они могут означать? Есть мнение, что образ всадников Апокалипсиса перекликается с образом коней и колесниц из книги пророка Захарии (Зах. 1:8—10; 6:1—3). И как в Ветхом Завете, так, соответственно, и в Откровении Иоанна Богослова они символизируют различные бедствия, должные происходить на земле по мере приближения конца.

Правда, среди толкователей бытует мнение, что первый всадник символизирует Слово Божие или же распространение Евангелия по всей земле. Такое толкование можно было бы рассматривать, не будь у белого всадника еще трех спутников. А их-то, в свою очередь, уже без всяких разногласий определяют как бедствия: войну, голод и смерть соответственно. И такая компания, согласитесь, больше подходит белому всаднику кары Божией.

Образ, данный в 19-й главе Откровения, наглядно показывает, насколько более величествен образ Слова Божия, восседающего на белом коне. Потому более вероятно, всадники из шестой главы Апокалипсиса, как и события, связанные с открытием последующих печатей, аллегорически представляют трагические события человеческой истории. И образ первого белого всадника также символизирует какие-то драматические события. Вопрос только какие?

 

Вообще, необходимо отметить, что особенно среди ранних толкователей Апокалипсиса в объяснении образов присутствовало едва ли не больше символизма, чем в самом Откровении. Например, вот что пишет св. Андрей архиепископ Кесарийский: «Снятие настоящей печати и всех прочих некоторые относили к домостроительству воплощения Бога Слова, первую — к рождеству, вторую — к крещению, третью — к бывшим после него божественным знамениям... четвертую — к осуждению Пилатом, пятую — к распятию, шестую — к  положению во гроб и седьмую — к разрушению и пленению ада».

Правда, далее следует весьма существенная оговорка:

«Прочтя толкование Мефодия, мы вполне соглашаемся с его мнением, что „относить это к родившемуся Христу нет никакой нужды”, ибо тайна воплощения Бога Слова совершилась много ранее этого откровения».

 

Все-таки кажется разумным рассматривать весь цикл раскрытия печатей как один цельный период от времени «Х» — некоего условного начала осуществления знамений — до второго пришествия Иисуса Христа. И коль так, то наша задача заключается не в том, чтобы подобрать приемлемое толкование тайным образам, а в том, чтобы отыскать в истории этот условный момент «Х» начала снятия печатей с сокровенной книги, или, как мы предположили, начала совершения описываемых выше апокалипсических знамений.

 

Источники

1. «Библия сиреч книги Священнаго Писания»(3т) // репринтное издание Саввино-Сторожевский монастырь Оформление: «Правило веры»М., 1999
2. «Библия книги священного писания Ветхого и Нового Завета»канонические В русском переводе с параллельными местами, 1991
------
PS(Это разбитая на главы книга "Толкование Апокалипсиса") http://www.apokalips.ru/kniga-za-semu-pecatami