О человеке... тело и душа не равновелики

Филин Дмитрий
Слово против тех, кто утверждает ложное учение о том, что тело и душа в человеке равны...


Христос посреди нас!

На написание этого слова меня подвигла одна возникшая дискуссия в блоге господина http://magnus-ff.livejournal.com/

Вот его сообщение (ветка мой ответ на которое он многократно удалял:

«…ты утверждаешь "тело должно быть подчинено душе". А это не так. Не должно, как и душа не должна быть подчинена телу.

Я утверждаю не культ тела, а как и все христиане, - единство тела и души, желаний души и тела, потребностей тела и души. Добродетель воздержанности предрасполагает к тому, чтобы избегать любых излишеств, а не создавать ложные приоритеты. Так же и желание неких излишеств - не желание тела, а желание человека, всего, целиком. И добродетели и грехи - человеческие, а не душевные или телесные.


Я процитирую догмат единой, Святой, Апостольской и Вселенской Церкви. Поскольку это - догмат - это вечная и непреложная истина, это догмат Вселенского Собора, и потому не терпит никакого обсуждения.

«Единый телом и душою, человек по телесному своему состоянию вбирает в себя элементы мира материального, и таким образом через него они достигают своей наивысшей степени и возносят свободную хвалу Творцу. Следовательно, человеку не положено презирать телесную жизнь, но, наоборот, он обязан ценить и чтить свое тело как сотворенное Богом и предназначенное воскреснуть в последний день».

Единство души и тела столь глубоко, что следует рассматривать душу как "форму" тела; это значит, что благодаря духовной душе тело, составленное из материи, есть живое человеческое тело; дух и материя в человеке - не две соединенные природы: союз их создает единую природу. Говорить о том, что в единой природе что-то должно быть чему-то подчинено - делить природу, разделять человека, вводить двойственность его бытия.»


Не суть даже важно, что под догматом, о котором пишет автор, скрывается не догмат, а документ пастырской, а не догматической конституции, что означает её декларативный, а не вероучительный характер («Gaudium et Spes» — пастырская конституция о Церкви в современном мире), так и Вселенский Собор, это всего-то Второй Ватиканский Собор, который не может иметь никакого значения для православных, будь то архиерей, священник или мирянин.
Видимо, автору показались щекотливыми эти подробности, о которых он предпочел умолчать (или они были ему не известны), и на этом он решил прекратить дискуссию, оградив свой ответ от последующих ответов.
Это бы и не было важно, если бы не лживое утверждение в догматичности этого решения и не утверждение, что это Догмат Вселенского Собора.

Многие из тех наших православных братьев могут не потрудиться и не посмотреть первоисточники, в которых они, разумеется не обнаружат такой ереси, и подвергнут себя опасности поверить на слово и тем самым невольно стать носителями ложных верований и ложных знаний.

Да не будет!


Человек.

Мы знаем, что человек состоит из духа, души и тела. Некоторые святые не выделяют отдельно дух, а говорят о том, что духом именуется высшая сторона души человека, которая отсутствует у животных. Дух - неистребимое религиозное начало, живущее в человеке.

Так или иначе – это вопрос отдельный и очень большой. А сейчас важно понимать (и тут мы охотно согласимся с нашим оппонентом), что человек это не есть отдельно тело или отдельно душа (или сам только один дух), но все это перечисленное в совокупности в целом и есть человек.

Но равновелики ли душа и тело человека?

Для рассуждения в этом вопросе надо прежде обратиться к самому началу – Сотворению человека и его грехопадению.

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.» (Быт. 3: 1-6).

Таким образом, и чувства (увидела...), и мысли (приятно для глаз), и желания (вожделенно) человека уклонились ко греху (взяла…и ела). Таким образом, не тело первое согрешило, как если бы Ева по неведению ела, а потом уже имела о снедаемом и чувства и мысли и желания, а согрешила наперед душа, а уж после увлекла и тело ко греху.

«Причиной греха не тело, а душа сама по себе»,- пишет Священномученик Мефодий Патарский, а блаженный Августин вторит ему:

«Не плоть тленная сделала душу грешною, а грешница душа сделала плоть тленною» (О Граде Божьем).

Отсюда хорошо видно, что душа много больше тела, так как она первопричина, а тело всего лишь следствие. Может ли меньшее (следствие, возникшее в результате действия первопричины) быть больше самой первопричины?
Что больше - грех, при Попущении Божьем произведенный и причинивший кому-то обиду, вред или даже смерть, или само следствие этого греха? Разумеется, следствие меньше, поскольку Господь часто имеет замысел обратить нанесенный ущерб во благо обижаемого, тогда как тому, кто обижает, благо может принести только покаяние в совершенном грехе, т.е. изменение причины. Тогда как следствие этой причины может быть различным и даже превратиться в добро, сама причина в добро не может превратиться, если не изменится.
Все это убедительно показывает, что причина всегда больше следствия как вызывающая это следствие (но не следствие вызывает причину).

Продолжим, и посмотрим на последствия грехопадения первого человека и убедимся, что и тут первопричина, т.е. падение Адама вызвала следствие – несение последствий этой причины всеми человеками, от чрева матери.
И обратно – Крестная Жертва Господа Иисуса Христа открывает человеку возможность вернуть потерянную благодать и вновь исполниться Святого Духа, воскреснуть душою к блаженной духовной жизни. Как одним человеком смерть объяла все будущее человечество, хотя бы его еще и не было, но причина смерти уже имела место, так и одним богочеловеком Иисусом Христом все человечество получает возможность победить смерть и вернуть себе потерянное наследство.

И не только человечество, но и тварь вся, хоть и не согрешила, тоже подверглась тлену и смерти, поскольку пал тот, кто поставлен был Царем над ней.

Что же - это единственное доказательство, которое мы приведем тем, кто утверждает гибельное учение о том, что не надобно тело подчинять душе?

Отнюдь. Для лучшего усвоения обратимся к блаженному Павлу нашему:

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1Кор. 6: 19).

Апостол называет тело храмом (т.е. домом) живущего в нас Святаго Духа. Дух – высшая сторона души человека живет в теле, как в доме.
Скажите мне, утверждающие, что тело и душа равновелики и одно не должно подчиняться другому – равны ли дом и хозяин дома, проживающий в нем?
Может ли дом изгнать хозяина или поменять его на другого? Может ли дом устроить себе ремонт, перестройку, устройство террасы и дополнительного этажа?
И напротив - не волен ли хозяин дома устроить тут все по своему усмотрению? Заложить дверные проемы, передвинуть стены и надстроить этажи? Наконец, разве не волен хозяин дома продать или даже разрушить дом хотя бы даже не по нужде, а исключительно по своей прихоти?

Да ровно так и поступают те несчастные, которые сами себя предают смерти, убивая тело из орудия или бросаясь с кручи на землю, тогда как тела их вовсе еще могли бы и послужить им на пользу.
Так что и тут мы видим нелепость утверждения, что тело и душа равновелики а равнозначны в человеке.

Но и не только апостол Павел, хотя и его слов уже для нас более чем достаточно, доказывает верховодство души над телом.
Сам Господь Иисус Христос учит:

«Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем. » (Мф. 23: 16-22).

Вот какое дает толкование на эти слова блаженный Феофилакт Болгарский:
«Называет фарисеев слепыми за то, что они не хотят учить тому, чему должно; предпочитая второстепенное, пренебрегают важнейшим. Они предпочитают в храме золото, херувимов и золотую стамну самому храму. Потому и народ они учили, что не имеет большой важности поклясться храмом, а важна клятва золотом, украшающим храм. Между тем это золото потому только и досточтимо, что находится в храме. Подобно этому они говорили: дары, положенные на жертвенник, досточтимее самого жертвенника. Вследствие этого, по учению фарисеев, кто поклялся золотой утварью, тельцом или овцой, принесенными в жертву, а потом нарушил клятву, тот обязан уплатить стоимость того, чем клялся. А дар они предпочитали жертвеннику из-за выгоды, получаемой от жертв. Но кто, поклявшись храмом, нарушал клятву, тот уже не мог создать ничего, равного храму, и потому освобождался от клятвы. Так из-за корыстолюбия фарисеев клятва храмом считалась более ничтожною. Христос не позволяет жертву ветхозаветную считать выше жертвенника. И у нас, христиан, алтарь освящается дарами; Божественною благодатью хлеб прелагается в самое Тело Господне, которым и освящается жертвенник, или алтарь.»

А я Вас спрошу, подходящие к Чаше – что больше - Чаша в руке священника или Тело и Кровь Христовы в самой Чаше? Просфора, предназначенная для святого Ангца или Дух Святой, превращающий хлеб в Настоящее Тело Христово?

Что страшнее – смерть тела или смерть души, отвергнувшей Бога?
Если тело более или хотя бы равно душе, то отчего увещевает нас Господь такими словами:

«не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.» (Мф. 10: 28).

Не в безумии ли будете обвинять Господа, который внушает нам пренебречь телом ради спасения души?

Не знаю до тех, кто упорствует в этом безумстве, что тело и душа равны, но мы не станем разделять это заблуждение. Муки геенны вечны, оттого и советует Господь ради вечности потерпеть в том, что имеет свое время. Страдания тела временны, муки же посмертные не имеют окончания. Так не разумнее ли освободить душу и тело (по Воскресении) от вечных мук стойким перенесением мук временных?

Скажут - по Воскресении тело соединится с душой и муки (или блаженство) обретут совокупно.
Это так, но эта совокупность опять всецело зависит не от сохранности тела, а от соблюдения души. Если тело пострадает ради спасения души, то и одно и другое по Милости Божьей обретут блаженство. Да что говорю – блаженство – обретут нетленный венцы!
Но если душой пренебречь ради спасения тела, то рано или поздно тело все - равно будет подвергнуто смерти и по Воскресении, соединившись с погибшей душой, смерти второй, в огненном озере. Отсюда вновь мы видим первенство души над телом.

Святитель Лука Войно-Ясенецкий пишет так:
«По замыслу Создателя тело должно подчиняться Душе, а душа духу. Или, иными словами, душа должна служить рабочим органом для духа, а тело предназначено осуществлять деятельность души. У неповрежденного грехом человека именно так и происходило: Божественный голос раздавался в самом святилище духа, человек понимал этот голос, сочувствовал ему, желал исполнить его указание (то есть волю Божию) и исполнял ее делом при посредстве своего тела. Так и ныне, чаще всего поступает человек, обучившийся с Божией помощью всегда руководствоваться голосом христианской совести, способной верно различать добро и зло, восстановивший тем самым в себе образ Божий.

Такой восстановленный человек внутренне целен, или, как говорят еще о нем, целеустремлен или целомудрен. (Во всех словах один корень - целый, тот же корень и в слове "исцеление". Такой человек, как образ Божий, исцелен.) В нем нет внутреннего разлада. Совесть возвещает волю Божию, сердце ей сочувствует, ум обдумывает средства к ее осуществлению, воля желает и добивается, тело без страха и ропота подчиняется воле. И по совершении действий совесть же доставляет человеку утешение на его нравственно-верном пути.» (Наука и религия. Дух, душа и тело).

Именно такая пирамида и должна быть выстроена человеком для удобного спасения: внизу - как некий инструмент или помощник, подвластный возглавляющей его душе – тело, а над главой - душой – дух, устремленный к Богу и направляющий волю на преодоление страстей и укрепление в добродетели.

И Господь накануне своих Страданий как последние и от того особенно важные слова адресовал своим ученикам:


«Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.
И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.
Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.
И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.
И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.
И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.» (Мф. 26: 36-44).

Что же, Господь равным называет с бодрым немощное? Или большим?

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан так пишет:
«Тут не надобно нам обольщать себя. Плоть немощна, говорит Сам Бог. Объявляя же, что дух бодр, Он дает нам знать, кто кому должен покоряться. Плоть должна повиноваться духу, слабейшая сильнейшему, дабы укрепиться. Пусть дух и тело поддерживают себя взаимно для своего спасения, пусть с одинокою неустрашимостью взирают не только на неудобства темницы, но и на жестокость сражения.» (Послание к мученикам).

Господь не один удалился для молитвы, но с учениками, потому что нуждался и в человеческом общении:
«не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2: 18). Но от чего же любимые Его ученики не понесли тяготы вечерней молитвы? Тело их было отяготевшее от ужина, их морило и веки их слипались… Так случается, если тело выходит из подчинения духу. Тогда удобно становится человеку такому впасть в искушение и покориться под иго греха.
«бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.» (Мф. 26: 41).
Вот какие последние слова как бесценное завещание оставил нам Господь перед тем, как пришел предающий Его. Бодрствуй, чтобы немощное тело не обрело власть над тобой, человек, и молись, чтобы постоянно предстоять пред Богом.

Человек это и дух и душа и тело. Но это не три равноправные составляющие создают целостного человека, а исключительно строгая иерархия всех трех составляющих:
Тело в подчинении у души, душа под господством духа – вот конструкция целомудренного, целостного человека, живущего в мире, но устремленного к горнему.

Всем станет понятно, если наездник восседает на лошади или осле, и разумно управляя поводьями или голосом, ведет обоих безопасным путем к цели.
И совсем будет дико выглядеть, как возница взвалив на себя здорового и крепкого осла сам несет его, отдавая в харчевнях лучшие куски пищи, сам же изнемогая от тяжести и заболевая все более и более.… Вот такая картина духовная вырисовывается у тех, кто отпустил из повиновения душе свое тело, которое не преминуло воспользоваться слабостью хозяина и захватило власть во всем человеке.

Да не будет с нами ничего подобного, если мы уподобимся Евангельскому ослику, на которого Сам Господь воссел и мудро правит ко спасению. Ему же, Господу Иисусу Христу нашему Слава со Безначальным Его Отцом и Пресвятым и Животворящим Духом во веки веков. Аминь.

С любовью,
рБ Дмитрий

(http://filin-dimitry.livejournal.com/77177.html)