Бунт на коленях, или достали

Леонид Рабин
11 августа 2015

Сегодня основной новостью в центральных израильских СМИ стала инициатива нескольких раввинов религиозно-сионистского направления, большинство из которых живет и работает в Иудее и Самарии, о создании альтернативной системы гиюра для того, чтобы быстро и без проволочек обратить в иудаизм 300 тысяч русских гоев, приехавших в Израиль на основе "Закона о возвращении" (про русских гоев - не оскорбление, а буквальный перевод того, что говорят выступающие на иврите в связи с обсуждаемой темой).

Я подробно анализировал проблему гиюров в Израиле раньше, а сегодня буду краток. "Гиюрный бунт", как его назвали в заголовках газет, августа 2015 года ничем не отличается от другой, совсем недавней попытки, только фигуранты иные. Аргументация, однако, та же самая.

Ведущие раввины Израиля, включая религиозно-сионистских, еще раз сказали на всякий случай о том, что они не признают никаких гиюров, кроме тех, которые проводятся в рамках Государственного раввината. Сторонники альтернативного гиюра сразу же поспешили оправдываться и делать заявления о том, что они, не дай Бог, не бунтуют против раввината и не оспаривают его полномочия, а все действия в рамках альтернативных гиюров будут производиться в полном соответствии с иудейской Галахой.

Мэйнстримная пресса на иврите, бурно приветствовавшая новую гиюрную инициативу, объявила, что "теперь надо обеспечить массовый наплыв" "олимов из Русии" в альтернативную систему, чтобы наполнить ее содержанием и бросить вызов Государственному раввинату. Позвольте усомниться.

Альтернативные гиюры уже существуют в рамках реформистского и консервативного направлений в иудаизме, но русскоязычные израильтяне, не признаваемые в нашей стране евреями, не торопятся их проходить, потому что эти гиюры не признаются ни традиционным сегментом израильского общества, ни Государственным раввинатом, а стало быть, геры не имеют возможности ни бракосочетаться религиозным браком, ни быть похороненными на еврейском кладбище. Их дети будут считаться неевреями со всеми вытекающими последствиями. Да, они получат красивую бумажку и смогут повесить ее на стену.

Почему гиюр в соответствии с Галахой, проводимый "прогрессивными" ортодоксальными раввинами, вызовет больший интерес?

Самое отвратительное во всей этой истории, на мой взгляд, заключается в том, что никто даже не говорит о том, что гиюр может стать этапом в поисках человеком Пути, Истины и Жизни (так назвал свою великую книгу один советский еврей, о котором не любят вспоминать в Израиле). Об этом не говорят вообще, хотя казалось бы любой миссионер просто обязан начинать именно с этого.

Речь идет исключительно о меркантильных соображениях и удобствах для гиюрящегося. О том, чтобы сделать "русских гоев" "частью израильского общества". Все, как гиюрящиеся, так и те, кто их гиюрит, прекрасно понимают, что за очень редкими исключениями причиной обращения репатрианта за справкой о прохождении гиюра служат меркантильные соображения. И всех это устраивает. Интересно, только мне одному это сильно напоминает процесс вступления в правящую партию страны, из которой все мы родом, в последний период существования исчезнувшей страны?

Отвратительно и то, что в поддержку очередной мертворожденной инициативы выступили представители "прогрессивного крыла" израильского общества - Сионистский лагерь в лице Ципи Ливни и Ксении Светловой. Причем Ципи Ливни не стесняется признавать факт наличия гражданского неравенства в Израиле:

"Недопустима ситуация, при которой сотни тысяч израильтян превращены правительством, по сути, в граждан второго сорта. Они имеют право работать и платить налоги, воевать в ЦАХАЛ и защищать нашу страну. Но не имеют права, пав в бою, быть похороненным рядом с боевыми товарищами. Ситуация нетерпимая".

Однако инструментом для исправления нетерпимой ситуации она считает "облегченный гиюр", а не ликвидацию деления граждан на сорта путем отделения религии от государства и легитимизации гражданских браков и прочих ритуальных услуг.

У меня нет вопросов к ортодоксальным раввинам. Они защищают свое стадо от любых внешних опасностей подобно тому, как это делает пастух, отгоняющий приблудных животных и загоняющий свое породистое стадо на ночь в надежный загон. А вот к "прогрессивному крылу израильского общества" у меня вопрос есть - зачем оно, это крыло, вообще существует, если оно такое?