Покушение

Николай Шурик
      Я уехал из этого города в 1959 году. Время от времени заезжал туда на один -  два дня, но дойти до бывшего своего дома все было недосуг. Тем более, с началом эры интернета, получил от кого-то из земляков  фото общего вида с улицы Гоголя на Анохина в сторону Лососинки, где были видны большие дома на месте наших «деревяшек».  Однако, оказавшись три года назад в Петрозаводске на встрече со «своими» физиками (святое дело, - 50 лет окончания Альма-Матер).  выкроил я время, чтобы подойти поближе, глянуть на то место, где когда-то БЫЛ мой дом…  Вот тут-то и поджидал меня, не просто сюрприз, а праздник души!
      Да, стоят два новых больших дома; да, снесены деревянные двухэтажки на три подъезда, все…, кроме МОЕГО дома, который ремонтируют, он на две трети уже покрыт пластиковым сайдингом. Не увидел у своего подъезда таблички «В этом доме в квартире № 10 с  1955 по 1958 год проживал …….».  Ну, понятно, когда идет ремонт, какие могут быть памятные доски?  Да, и, какие наши годы, всему свое время…

      Прошло еще два года, отмечается 75-летие Физтеха, как же без меня?  Из нашей группы – 9 человек, ведущие вечера объявляют: «Сегодня здесь собрались не только жители Петрозаводска и Карелии, есть и те, кто указал в своих анкетах Израиль, Рязань, деревню Андреевка» . Понятно, что после официального указания моего нынешнего места жительства, я не смог не проверить свой адресок в Петрозаводске, наверняка, мемориальная доска уже на месте…
      Подхожу, рядом закладывается большой фундамент, или супермаркет, или Дворец съездов. Признаюсь, это мне не очень понравилось, рядом с ним МОЙ домик будет смотреться неказисто, ну, да теперь уже ничего не поделаешь…
      Поворачиваю, вот и окошко родительской комнаты, рядом – одно из окон нашей угловой «детской» комнаты (моей и сестры, но последний год я там был один, сестра после окончания физмата ПГУ поехала преподавать математику в Кемь).
      Сейчас зайду за угол и увижу «свое» окно в нашей комнате, что смотрело в сторону речки Лососинки, а ныне перед ним -  новые дома и двухэтажное здание БИО-станции, мини зоопарка и дендрария, забор которого украшен «зверскими» картинками: медведь, лев и другие звери – птицы, в основном, в натуре не представленные …
      
Ах, а это что такое?  Кошмарный вид «моего» окна на общем фоне вполне приличного дома повергает меня почти в священный трепет…  И уж тут, хочешь – не хочешь, а история покушения из глубины памяти встала во весь рост.  Итак, начало лета 1958 года. То ли, я сдавал выпускные в школе, то ли, уже готовился к вступительным в университет…  Сижу за столом с учебниками, резкий звук, потом звон разбитого стекла. Одно стекло в уличной раме разбито, часть осколков лежит между рамами. Но, среди них там же видна… ПУЛЯ!!!  Нет, не длинная остроконечная винтовочная, а короткая круглоголовая, калибром 7,62 (по военному делу у меня - 5). Может, это от автомата Калашникова? Выскочил на улицу, стою у окна, пытаясь понять, откуда такая напасть могла прилететь?  В тишине раздается щелчок, и что-то падает в траву.
      Нет, это не я в траву падаю, а кусок штукатурки, а я быстро ретируюсь из опасной зоны домой и уже к окну не подхожу… Спрашивается, а что бы Вы стали делать на моем месте?  Стоим с мамой в кухоньке, она уже побывала в комнате, пока я выходил на улицу, пуля ее потрясла… Просит меня дойти до штаба   Северного Военного Округа (соседний квартал) и позвонить папе на работу.  Но я, маменькин сыночек, послушный ребенок, упираюсь руками и ногами, прошу не спешить.  Неслыханно, но маме приходится одеваться и идти самой, понятно, уже с другой стороны дома.
      Видимо, мама весьма эмоционально звонила от дежурного, поскольку, после прихода папы домой, минут через десять появился военный эксперт - трассолог и еще кто-то, впрочем, возможно, отец поставил начальство в известность, поскольку, факт – есть факт… Но у меня упорно в голове крутился эпизод с духовым ружьем, из которого Мориартри разнес макет черепа Холмса  в известном рассказе  «Последнее дело Шерлока Холмса».  Однако, подошло время консультации, и мне пришлось покинуть «поле боя».

      Вечером уже выяснилось следующее: звука выстрела никто не слышал, если же выстрел был произведен с другой стороны Лососинки, то в ближайших домах тоже ничего не слышали, а дальше, за пустырями маловероятна возможность такой кучности боя из пистолета, чтобы два попадания были на расстоянии меньше полутора метров. Пулю забрали на анализ.  А потом пришел участковый, которого привлекали для обхода и опроса населения и он за час  все решил.
      Оказалось, что виновником переполоха явился ученик 7 или 8 класса нашей школы, живший в барачном доме почти у берега Лососинки, а  то небольшое поле уже цветущей картошки, что лежало между нашими домами, и явилось для него полигоном или стрельбищем, на котором он осваивал новую металлическую рогатку.  Самое смешное, это «оружие» он только вечером получил от своего отца, умолив сделать ему сварную рогатку для защиты от птиц их капусты и зелени, росшей у самого дома.  Понятно, что на Онежском Тракторном можно было сделать не только это, потому, отец не отказал сыну для благого дела…  Конечно, такая вещь стала бы предметом зависти для многих знакомых парнишки, изящная, блестящая, мощная…, разве, что оптического прицела не было (а о лазерных прицелах тогда даже в фантастических рассказах не писали, а «Гиперболоид инженера Гарина» до тех пор им не был прочитан). 
      Короче, аккуратно приделав все необходимое, он приступил к делу, тренировался ползать  по-пластунски между  грядками, выбирая зоны, где его будет не заметно, а он из-за высоких картофельных кустов может «видеть обстановку».  Вот тут и пришло время для пристрелки его новой «любимицы».   Стена своего дома не подходила для пристрелки, видимо, из-за матери, почему-то большинство женщин не любит, когда их детки начинают интересоваться оружием, даже, если оно на детский взгляд совсем безобидное…   Нет никакого сомнения, что «этот инструмент»  стал бы его гордостью, и ложась спать, он прятал «свое именное оружие» под подушку, что неоднократно видели мы в кино про настоящих мужчин.               
       Он вовсе не целился в окно, расстояние от которого до угла дома было вполне достаточно. Главное, почти посредине между ними из-под штукатурки выглядывала заметная дранка, так что, мишень выглядела весьма заманчиво. Понятно, что ради такой своей «игрушки» он не пожалел полдесятка пуль, найденных на военном стрельбище и бережно хранимых, как любым мальчишкой той поры.  После незапланированного попадания не в ту «десятку» (наше окно), стрелок затаился в картошке, опасаясь, что его увидят.  Потом осмелел, увидев меня, а не разъяренного взрослого, пульнул в стенку на уровне второго этажа и остался в восторге от результата (я сразу ретировался).  Затем, также по-пластунски вернулся к своему дому и сбоку уже встал, якобы, занимаясь огородными делами…
               
       Каким образом наш Аниськин (участковый) смог так быстро все «раскопать», я уж не знаю, ну, профи – есть профи, только на следующий день дело о покушении в штабе СевВО было закрыто, так и не успев открыться; после обеда, когда я пришел с очередной консультации, стекло в окно было уже вставлено папашей виновника… Какие воспитательные меры применялись, я не знаю, судьба уникальной, но злополучной рогатки мне не известна, но более о разбитых окнах в нашем доме я не слышал.  Конечно, немного жаль, что моя версия о Шерлок-Холмсовом духовом ружье не подтвердилась. С другой стороны, разве это плохо, что ни у кого не возникало желание или необходимость стрелять в наше окно?

       Ну, за этими воспоминаниями я забыл о главном, о состоянии «моего» окна в апреле 15 года. Не знаю, почему хозяин квартиры не прибил оторванный сайдинг, хотя бы, просто гвоздями?  Не хотелось бы думать, что он из тех, у кого руки не оттуда растут, откуда положено им расти у мужиков. Второй вариант, - если он это сделает, то никакой ЖЭК уже не станет проводить косметический ремонт в связи с отсутствием острой необходимости.  Признаюсь, в горисполком все-таки было написано заявление с просьбой не вешать (мою) мемориальную доску на подъезд, пока не будет приведен в порядок торец дома №… (впрочем, не буду здесь приводить точный адрес, и я в Ваших глазах буду более  скромным,  да и ЖЭК, надеюсь, к моему приезду все исправит).