Созидание глава 1 1960 год часть 17 моя подруга -

Дудко 3
Это единственная фотография, на которой запечатлены мы все, в один из наших приездов в Можайск, в гости к моей подруге – Кате Жильцовой (по мужу – Анфиловой).

На фотографии:

Сестра Катеньки – Нина.
Затем – сама Катюша.
Дальше – я (Ираида).
Рядом с ней – гостивший в то время у моих родителей – дядя Андрей.
У маминой сестры Маргариты был муж – Иван. Он погиб на войне. Андрей его брат.
Рядом с Андреем – Светлана Фирсова – племянница моей бабуси  (дочка её младшей сестры – Фаины Алониевны Мейстрик (по мужу – Фирсова).
Она тоже в это время гостила у нас, приехав из своей Большой Мартыновки в Ростовской области.
И наконец – Виктор Анатольевич Дудко, который привез меня, Светлану и дядю Андрея в гости к Катюше.
Вот такая компания из разных городов оказалась неожиданно вместе…


СОЗИДАНИЕ

ГЛАВА 1  1960 год

ЧАСТЬ 17   МОЯ  ПОДРУГА  -  КАТЕНЬКА    


                КАТЕНЬКА ЖИЛЬЦОВА


Конечно, мне хотелось с кем-то поделиться своими радостями, рассказать про нашу жизнь, в которой были теперь уже втроем - я, Виктор и Ёлочка…

 Я ни с кем не переписывалась, кроме Катеньки Жильцовой, ставшей по мужу – Анфиловой.

То единственное письмо в моё прошлое – в Шатуру Зиночке Шарковой осталось не отосланным.

Но с Катенькой переписка  – не прекращалась. Я могла ей писать обо всём, не стесняясь своих поступков, и доверяя ей все мои мысли и мечты, как и прежде.


 Она тоже мне писала очень хорошие, тёплые письма. Мало того, она и дочку свою, родившуюся где-то в этот же период, назвала Ириной в мою честь. Пустячок, а приятно.


С Катенькой мы подружились ещё тогда когда учились в техникуме, в Орехово-Зуево и жили в одном общежитии.

Именно с ней мы занимались донорством. И я и она часто на праздники и выходные дни не разъезжались по домам и оставались в общежитии. Гуляли по городу, набирались разных впечатлений…

Я думаю, что в жизни подруг может быть много. Сближает людей – учёба, работа, общность интересов. Это подруги по жизни. С ними легче бывает переносить невзгоды, потому что чувствуешь их  близость и желание поддержать, помочь, и отвечаешь им тем же…

Такая дружба понятна и естественна. К сожалению, она прерывается  под влиянием обстоятельств.  Время и пространство разлучают людей, и постепенно дружба меркнет, как затухающий уголёк, и однажды прерывается совсем, затянувшись сверху серой золой прожитого времени, затерявшегося в прошлом…

Реже бывает, но всё-таки бывает дружба - не меркнувшая на протяжении всей жизни, несмотря на время и расстояния… Такая дружба отмечена тем, что кроме общих интересов, - открываешь  и доверяешь другу или  подруге глубинные струнки своей души.  И как можно забыть то, или тех, где остался отпечаток твоих мыслей, которыми ты делился,  твой кусочек души?

Вот такой настоящей дружбой повязаны и мы с Катенькой.

Мы продолжали переписываться несколько последующих лет.  Когда у нас уже появилась машина, мы ездили к ним в гости, в Можайск.

Виктор редко сходится с моими подругами и друзьями и даже  просто - сослуживцами, особенно, если это – мужчины.
Но наша дружба с Катенькой ему импонировала.

К великому сожалению, жизнь нас со временем закрутила так в какую-то спираль напряжения, которая не выпускала нас из своих объятий и не оставляла времени на друзей, находившихся от нас на относительно далёком расстоянии.

Времени на письма не оставалось, так же, как и на многое другое.

Вот так получилось, что наша переписка с семьёй Катеньки становилась всё реже и реже. И, наконец, совсем прервалась.

Прошли годы… И уже в прошлое  ушла почти вся сама жизнь…

И вот последние несколько лет, когда мы стали копаться в  этом своём прошлом, Виктор мне всё время напоминает, что нужно отыскать мою подругу – Катеньку.
 Да и я всё время об этом думаю. Жива ли она? И как сложилась её дальнейшая жизнь, после того, как мы потеряли друг друга?

Я  посылала письма в архив  города Можайска, указав все анкетные Катины данные, которые у меня были – адрес, фамилии – до замужества  и после…
Но ответа не получила.

Я нашла деревенский адрес Катиной мамы  и написала письмо по этому адресу с просьбой к родственникам - сообщить…
Но ответа тоже не дождалась…

Осталось обратиться в передачу – «ЖДИ МЕНЯ». Но опять суета сует мешает задуманные поиски довести до конца…

В этом 1960 году мы с Катей ещё находились в стадии более-менее активной переписки друг с другом…


Письмо в Гремячево из Можайска.

21.05.60 г.               ИРА.   МИЛАЯ,   ЗДРАВСТВУЙ!

Ира, получила твоё письмо, но приехать не смогла. Так получилось, что при всём моём желании, к вам не съездила.  Почему ты думаешь, что я в отпуске? Я после декретного отпуска сразу же пошла работать. Т.е. с 22-го декабря. А очередной отпуск буду брать позже.

Милая, родная Ира, как ты мне дорога. О тебе я всегда думаю хорошо. Свою поездку к тебе я не отложила, а отодвинула на время.

Перед маем я получила письмо от родных Бориса, писали, чтобы я приезжала к ним, обещали отдать коляску. Ира, милая, ты не сердись, я поехала к  ним, и проехала в Орехово-Зуево. Была на демонстрации, видела учителей, своих знакомых. Из Москвы привезли коляску, и теперь Иринка – барыня. Ира, в свой декретный отпуск приезжай к нам.

Борис всё в больнице. У меня сейчас живёт моя сестра Люда. Она кончает медицинский техникум, а сюда приехала на практику. Нина, моя сестра, работает, и живёт в Орехово. Ира, как ваши семейные дела. Я надеюсь, что у вас полный мир и семейная демократия. Ира, это в шутку и в серьёз.

Своим родным передавай от меня привет. Тебя крепко целую.

                КАТЯ.

                От Бориса привет.



Письмо в Гремячево из Можайска.


7.06.60 г.                ИРА,   РОДНАЯ,   ЗДРАВСТВУЙ!
Извини, пожалуйста, мне моё свинство. Знаешь, как-то чудно всё получается. Думаю обязательно написать тебе письмо. И не пишу.

Знаешь, совсем замоталась. Борис всё лежит в больнице. Я работаю с 8-и до 17-и. Вечером нужно поехать в больницу (это 5 км.). Дома дел куча. Да плюс маленький ребёнок, а я одна.

 Ещё, когда жила Люда, моя сестра (она была здесь на практике), то мне было полегче, а сейчас, Ира, веришь, целыми днями хожу голодной – не успеваю поесть, да и мой Ирок гоняется за мной, не даёт и шагу шагнуть.

 Обеденный перерыв – час. За этот час готовлю ей обед (знаешь, какая канитель с детьми). Жду не дождусь, когда мне дадут отпуск, да и немного отдохну. Уж очень устала за это время.
 Ира, при встрече ты меня не узнаешь. А встретиться хочется «до смерти», как говорят. Когда же мы увидимся?

Ира, моя родная, целую тебя крепко. Родным передавай от меня большой привет.

                КАТЯ.


13.06. 60 г.                МИЛАЯ,   РОДНАЯ   ИРКА!

Я тебя так называю в шутку. Я рада, что ты не забываешь обо мне.

Родная, я очень рада за тебя, за всю вашу дружную семью. Как мне хочется побывать у вас. Помню твою бабусю. Часто, очень часто думаю о вас.

Ира, я тебе писала, но на дачу, ты прислала телеграмму, а адрес-то я не знала.

Милая Иринка, ты остаёшься неизменной Степановой.
 У меня дела не совсем хорошие. С осени Борис не перестаёт болеть. В июле он ездил в санаторий в Кисловодск. У него очень болела голова и поясница. После санатория боль в пояснице прекратилась (это заболевание нервной системы), а головные боли не прекращаются до сих пор.

 Сейчас он бросил занятия в институте. В августе он заболел дизентерией (так говорят врачи). Лежал он в больнице две недели. 3 октября я родила Иринку. Ира, запомни, что вас теперь две. При встрече расскажу все страсти, переживания, связанные с появлением Иринки. Борис очень любит свою Иринку, и меня он стал считать такой же маленькой.

В октябре Борис опять лёг в больницу с теми же явлениями, но оказалось, что уже не дизентерия, а колит, пролежал 2 недели. Ира, а в январе его направили в институт МОНИКИ. Там его целый месяц анализировали. Приехал из института в феврале. Февраль, март работал, а сейчас не выдержал, опять в больнице. Наконец-то поставили диагноз – лямблиоз. Это в печени завелись микробы – лямблии, которые способствуют расстройству живота, может человек худеть, могут быть блуждающие боли в животе от этих самых лямблий.

Вот такие дела, Ира. Врачи говорят, что попьёт акрихин, и всё пройдёт, т.е. ничего у него не было – ни дизентерии, ни колита. Не знаю, чем всё кончится, но порою меня охватывает ужас. Мне кажется, что Борис не выдержит этого напора болезни, уж очень он исхудал, ослаб. Да и мне всё-таки тяжело одной с Иринкой, а самое главное, изнуряют всякие мысли.

Ира, я обязательно к вам приеду, но не одна, а с Ирикой. Возможно, на май (если вы никуда не уедете), или в любой выходной, вот уж тогда обо всём и поговорим. Сколько же мы не виделись? Целый век.

Хочется встретиться. Ты, наверное, изменилась, но для меня ты останешься всё той, прежней Иринкой.

Милая, хорошая семья, извините меня за то, что я оказалась свиньёй перед вами. До свидания. Целую вас всех.

                КАТЯ.

К маю Бориса, наверное, не выпишут.

Ира, я не Панфилова, а Анфилова.



Письмо в Дзержинку из Можайска.


16.07.60 г.                ИРА.   МИЛАЯ,   ЗДРАВСТВУЙ!

Получила два твоих письма. Спасибо, что ты не забываешь меня, «грешницу».

Ира, то, что случилось с Борисом -  так ужасно, так страшно, что я никак не хочу верить в этому. Мне всё кажется, что он шутит, острит по-прежнему.

Милые мои, хорошие, вы уж не падайте духом и бодрите своих старших.

Очень рада, что вы имеете свою комнату. Это же чудесно. Придёшь домой, и всё своё, всё родное. Скоро будет малыш. Кого хотите?

Ира, а я свою Иринку, наверное, отдам бабушке в деревню. Мне же очень тяжело - Борис всё в больнице.  Надеемся, что придёт в этом месяце.

Иринка, верь, что я приеду к вам в отпуск обязательно. Очень хочу приехать.

У меня к тебе просьба такого характера. Я до сих пор ходила в том старом пальто. А в этом году нужно обязательно шить (уже заставляет необходимость). Ира, узнай и напиши, вернее, посоветуй, как быть с воротником. Можно ли у вас купить? Может быть, шапки, и сделать из них воротник. А то всё сразу покупать будет трудно, вот я и хочу начать это делать сейчас.

Ира, если не трудно, узнай и напиши, что советуешь ты.

Знаешь, как трудно одной. Очень жду твоих писем. Не сердитесь на меня.

Целую. Любящая вас     -        КАТЯ.



Письмо в Дзержинку из Можайска.


17.08.60 г.            ЗДРАВСТВУЙ,   МИЛАЯ,   РОДНАЯ   ИРА!

Вот получила твоё письмо, и очень долго размышляла о прошедшем.

Ирина, милая, родная, помнишь, как мы оставались одни в общежитии, когда все уезжали. Было чудесное время. Мечтали, жалели, когда было что-нибудь против нас. Ира, я до сих пор помню поездку к вам, в Шатуру.

Сколько же лет мы не виделись?! Ира, просто уже и не представляю тебя в роли молодой хозяйки. Ты, наверное, всё такая же фантазёрка. Запас фантазии, энергии, очевидно, всё так же неистощим.

Ира, а я, так мне кажется, осталась той же недалёкой девчонкой, помнишь, так, кажется,  меня охарактеризовал Толя Гейбер. Так его фамилия?

Я очень похудела – от 62 до 53 кг.

Ира, насчёт Ируськи. Всё это время я одна, плюс болезнь Бориса. Не высыпалась, нервничала, не клеилось на  работе, и в результате дошла до того, что боюсь сойти с ума. Всё время преследуют какие то кошмары.

 22 июля Борис выписался из больницы. Сейчас мы всей семьёй дома. Ира, у меня идея – приезжай к нам в свой отпуск. Подумай, что тебе там делать одной. Поживёшь у нас. Мы работаем, а ты будешь себе отсыпаться, а вечером будем все вместе.

Ира, у меня гора с плеч, как прочитала твоё письмо. Что же, получается, что сшить пальто уж и не так-то трудно. Чудачка, ты Ира, всё та же простая, милая Ира. Я только просила совета, а ты уже засуетилась. Ира, спасибо тебе за всё.

Если б ты помогла выбрать  - что купить, и сколько купить, для меня это будет огромная помощь.

А шить? Зачем же тебя затруднять, заплачу лишних 200-300 руб.

Ира, здесь до того без вкуса одеваются, что просто смешно (все покупают дорогие вещи, но не красивые), что я тоже не имею никакого представления о людях.

Буду очень рада, если в этой части ты мне поможешь. Ира, родная, конечно, самое правильное было бы поехать к тебе сейчас, но вся беда в том, что в отпуск -то я пойду скорее всего в октябре месяце. Чем это вызвано? Во-первых, в это время поедет Борис в санаторий. А это значит, что я могу спокойно целый месяц ездить в любые края.

Планирую так – взять отпуск обоим вместе. Бориса отправить в санаторий, а самой поехать домой и прожить дома почти весь отпуск. В октябре Ирике будет год. Оставлю её там, и отправлюсь к тебе. За отпуск я получу кучку денег. Жить буду дома – значит, деньги тратить не буду, т.е. сэкономлю  таким образом. Часть денег для пальто, а часть перезайму, и с твоей помощью надеюсь быть в новом пальто.

Ира, как ты смотришь на этот вариант? Сможешь ли ты уделить мне время, когда у тебя будет малыш? И ещё, мне кажется, что к зиме будет труднее купить воротник (все варианты твои признаю). Ира, может быть, уже сейчас нужно покупать? Сможем ли мы тогда всё достать? Сможешь ли ты тогда заниматься этим вопросом? Я прямо жестокий эгоист. Да?

Родная, милая Ирина, передавай привет вашим. Бабусю поцелуй. Желаю, так и передай, крепкого здоровья ей , и долгих лет жизни.

Тебе один хороший совет. Брось все дела, и больше отдыхай. Ира, помни, что нельзя мыть полы, заниматься стиркой, тем более, в последний месяц беременности. Не забывай перед сном выйти на улицу.

Ира, что написать ещё? Ясно одно, что нужно встретиться. Скучаю до смерти. Целую тебя крепко. крепко. От нас Виктору привет. Пусть в отпуск обязательно едет к своим, т.к. вам обоим нужно сейчас набраться сам.

Милые мои, вы и не представляете, как много нужно здоровья, сил, времени отдавать ребёнку. Вам, безусловно, легче будет в два раза, чем мне. Вы вдвоём, да рядом такая замечательная семья – Ира, твои родные.

Ира, почему – то захотелось написать о своих.

Нину ты знаешь – работает в Орехово-Зуево в СМУ нормировщицей.

Коля – (знаешь его? нет?)  когда мы учились, он был в армии, а сейчас на 4-ом курсе машиностроительного института в Москве.

Люда – наша маленькая сестра, с 1942 г. в этом году кончила мед. техникум. Фельдшерско-акушерское отделение. Училась в Орехово-Зуево. Где будет работать, пока не знаю.

Мама, ей 48 лет. Работает в колхозе.

Вот такие дела. Целую тебя, Ира, крепко, крепко.

                КАТЯ.



Письмо в Дзержинку из Можайска.


17.08.60 г.                МИЛАЯ   ИРА,   ЗДРАВСТВУЙ!

Очень рада за вас наконец-то и у вас всё хорошо.

Ира, какая ты молодец! Тебе всегда мало достигнутого. Ты постоянно движешься вперёд. Очень похвально! Здесь я тебя узнаю, а вот рассуждения относительно тёплой обуви, что-то новое. Ира, милая, ты всё та же, и не та.

Молодец, что не покупаешь для ребёнка сразу на 1000 рублей. Я для Иринки купила:

.   Ватное одеяло розовое сатиновое – 70 руб.
2. Байковое с какой-то капроновой ниткой, блестящее, очень приличное – 40 р.
3.  Тканьёвое одеяло голубое – 30 руб. Итого – 140 руб.
4.  Купила 10 м. Байки голубой, ширина материи 80 см по цене 14 р. = 140 р.
Получилось 10 богатых пелёнок. Пелёнки очень хорошие – 10 Х 80 см.

В такую пелёнку я Иринку заворачивала с ногами и руками, пока она не стала нуждаться в обычных пелёнках. Ира, я тебе не советую покупать тёплые пелёнки готовые, они, как правило, маленькие, что очень неудобно. У меня было 10 пелёнок, но пользовалась я шестью. Из трёх я её потом сшила ползунки и кофточки, а одна лежит и сейчас новая, так что 6 хватит вполне, но меньше не советую, т.к. не успевают сохнуть. А вот, белых можно вообще не покупать, если только одну, для выезда «в свет». Я же покупала 1,5 м. белой материи по 11 р., т.е. на 16 руб. и сделала 2 белых пелёночки и две косынки, т.к. чепчики очень неудобно для малышей до 2-х месяцев. Покупала 5 м.  белой материи по 8 р., т.е. на 40 руб., и сшила пододеяльник и наволочку с прошвой. Прошва вся стоила 10 руб.

Т.е. весь расход составил: 140 + 140 + 16 + 40 + 10 = 346 руб.

Ира, делай больше подгузников. Т.к. в них самая большая потребность, подгузники хорошо впитывают влагу, из марли и трикотажа.  Я для этого порвала все майки и трико. Не вздумай подшивать. Т.к. швы только мешают. Подгузники можно постепенно добавлять на смену износившимся.

Для распашонок я покупала 1,5 м. желтой  байки, т.е. на 20 руб… Из этого кусочка получилось три распашонки и чепчик, но ещё раз предупреждаю – чепчик не нужен. А белые распашонки шила из остатка материи от ночной сорочки, тоже три распашонки. Ира, хватит распашонок 3-х и 3-х, пока ребёнок не вырастет. Остальные остались новыми, т.к. они были не нужны. Из них я ей добавила наволочек, и сшила несколько  белых нижних рубашечек.

У вас ребёнок будет в конце августа. Это значит, что коляска вам не нужна. Сентябрь, октябрь, он будет ещё совсем мал, и гулять можно носить  - на руках (я так и сделала), а в конце ноября и в декабре будет снег, купишь саночки плетёные – им цена будет что-то около 50 рублей. Они очень удобные, высокие. Ребёнку в них удобно и тепло. Я купила старые, за 25 руб. а весной, когда будет тепло, купишь лёгкую коляску. К тому времени ребёнку будет 7 – 8 месяцев, это, значит, громоздкая коляска не нужна. А сейчас можно купить очень дешевую  и приличную лёгкую коляску, которая складывается, и для хранения не требует место.
Ира, милая, вашим  -  большой привет. Пальто, надеюсь на тебя, думаю приобрести.

                Целую     -     КАТЯ.

От Бориса привет. Иринке моей 10 месяцев, она начала ходить.

Ира, целую сто раз. Люблю тебя.

                КАТЯ.



Открытка в Дзержинку из Можайска.

29.12.60 г.               МИЛАЯ,   ДОРОГАЯ   ИРКА!

Поздравляю тебя с праздником зимы – Новым годом. Желаю тебе счастья, успехов, а главное, здоровья.
Пиши о себе письмо. От меня всем своим привет. Потомство поцелуй за меня. Тебя крепко целую. Как-нибудь напишу письмо.

                КАТЯ.



После того, как мы поженились, всякая частная переписка Виктора была прекращена. Только одно письмо, ещё в начале года пришло Виктору из Хмельницка от его бывшей знакомой - Светланы.

Письмо в Дзержинку из Хмельницкого ОТ СВЕТЛАНЫ.

4.01.60 г.       ЗДРАВСТВУЙ,   ВИКТОР!

Полтора месяца тому, мной было написано тебе подробное письмо, за которым не последовало ответа. Не знаю, попало оно тебе в руки, или нет – для меня это очень важно.
Не сочти ниже своего достоинства ответить – получил ты его или нет? Уверена, что эта писулька точно попадёт по адресу.

Надеюсь, ты сможешь найти время для самого лаконичного ответа. Адрес тот же.
                С приветом   -   СВЕТЛАНА.

Разреши мне поздравить тебя с Новым Годом и пожелать всего наилучшего.



Кажется, на это письмо Виктор  не ответил. Вскоре мама Виктора сообщила ему в письме о том, что Светлана вышла замуж.


Пришло письмо и моей сестрёнке Милочке от её подружки – Вали из Вельяминово.

Оно сохранилось среди наших писем…

2.10.60 г.
                ЗДРАВСТВУЙ,   МИЛА!

Пишу тебе второе письмо. Первое ты, наверное, уже получила. Я надеюсь в это воскресенье получить от тебя ответ, но не получила, и пишу тебе сама.

 К четвергу, в который я назначила нашу встречу, письмо моё, наверное, опоздало, и ты не поехала. Я была бы очень рада, если бы так получилось. Дело в том, что я в среду заболела. У меня температура 38 гр. была, горло вспухло, насморк, в общем – всё на свете. На работу нужно было ехать в среду вечером, я не поехала. А в четверг утром решила ехать к тебе на свидание, да не смогла. Очень было обидно: ведь, сама назначила встречу, и сама же не приехала. И вот, если ты приезжала в тот день, то мне будет вдвое обидней. Напиши мне, пожалуйста, побыстрей, чтобы я не волновалась.

Сейчас у меня одна неприятность. Пошла в больницу за бюллетенем, он мне дал бюллетень не с четверга, когда я заболела, а с пятницы. Выходит, что у меня день прогула. У нас так строго с прогулами. Одну девчонку у нас за это даже судили товарищеским судом. Ой! Мне так страшно, ужас! После среды давай встретимся. Я работаю с 2 ч. 30 м. до 10 часов. Можем с тобой встретиться до работы. Следующую неделю я буду работать в день. Тогда мы с тобой наверняка встретимся. Знаешь, когда? В пятницу. Ты кончаешь в 3 часа, а я половину третьего, и мы встретимся, а где? Подумай сама.

Милка, твой телефон выведет меня из терпения. Ни разу не дозвонилась. Раньше хоть говорили – 86-ой занят, занят, а теперь вообще ничего не отвечают, одни гудки. Ужас какой-то. И Нину свою я заставила тебе звонить, но не тут-то было.

Да, Мила, у Нины в ателье есть телефон следующий: В – 1 – 88 – 91. Позвони, пожалуйста ей, и передай всё, что нужно. К ней дозвониться легко. Эту неделю она работает так же, как я – с 2 ч. 30 мин. до 10 часов. Звони в этот промежуток, в любое время. Хорошо? Я буду ждать. Так хочется с тобой увидеться!

Мила, скорее пиши. Сейчас сижу дома, никого не вижу, скучища страшная. Когда же мы с тобой регулярно будем встречаться? А?

Пиши скорее. Как Дима? Как мама, бабушка, папа? Как племянница растёт? Ты очень хорошая, Мила. Мне часто приходит это на ум.

Ну, до свидания. Действуй там побыстрее.

                ТВОЯ   ВАЛЯ.