Люся и Игорь

Татьяна Воляева
                Памяти Юрия Семеновича Бухова - инициатору, разработчику 
                идеи INMARSAT.      

Люся и Игорь жили в соседних домах, в районе Преображенки, где неспешно протекает Яуза.
Она не блистала знаниями, после школы пошла в оформительскую контору и работала шрифтисткой, делала подписи под картинами или фотографиями при оформлении выставок… тогда принтеров не было, и красивым почерком можно было заработать на жизнь.
 
        Отец её, выпускник Московского Университета ещё до революционного времени, был весьма образованным человеком и очень мудрым.  Когда пришли 20-е годы он «потерял» диплом, сменил фамилию и пошёл работать  на завод, став рабочим  - пролетарием. На заводе был набор на рабфак, он поступил и окончил на «отлично».  Его рекомендовали  сотоварищи по заводу  учиться шоферскому делу, что он и освоил. Вскоре он стал шофером одного из ведомственных гаражей.

        Возил руководителей разного ранга и только один раз  выдал себя, что-то вырвалось по-французски,   но это приписали к его многолетнему общению в высоких кругах.

         Жила семья Люси скромно в небольшой комнатке, по соседству были другие многочисленные жильцы. Во время войны семья никуда не эвакуировалась, т.к. сильно бомбили в октябре-декабре 1941  Казанский вокзал и он больше походил на ад, чем на дорогу к спасению.  В сарае, где хранились дрова, и прочие вещи завели поросёнка, откармливали всей квартирой.  Дети с весны рвали траву или собирали объедки в баках у госпиталя в Лефортово.
 
         Мама Люси до революции отвергла предложения руки и сердца от молодых людей из купеческих семей. Некоторые  приезжали  свататься на рысаках, сейчас была рада, что  выбрала «шофера».

         Игорь был первым из 8 сыновей, жили в подвале, в одной комнатке 15 кв м.  Когда исполнилось 17, уехал в Таллин и поступил в мореходку.   Он был красивый, статный, начитанный,  упорный и немногословный,  ему легко давались языки.

         Поженились они летом, ему надо было идти в плавание, и он отправил молодую жену вместе со своей давней знакомой в альплагерь, что находился в ущелье  Адыр-Су… Люся от этого первого брачного месяца запомнила только пятки ботинок впереди идущего и слова песни: «Хочешь плачь, хоть крики, но иди на Гумачи»  Никаких восторгов от снежных вершин, от водопадов рек и речушек, от красоты альпийских лугов, яркого солнца  она не помнила, потому как не видела… лишь бы дойти.  Если муж решил, что первый месяц ей надо посмотреть мир и надо стать альпинисткой, она станет.
         
          Люся и Игорь  жили в квартире, куда въехали вместе с двумя братьями Игоря, когда расселяли подвал. У каждого была семья  и коммунальной квартира была только по документам.  Игорь много плавал, привозил разные вещи, их дом всегда был гостеприимным и спокойным.
Игорь прошел несколько раз вокруг земного шара на судах, знал моря и океаны в разных видах...
Освоение космоса открыло новые возможности для спасения на море, ведь со спутника открываются совсем другие масштабы обнаружения сигнала  SOS, возможности зафиксировать координаты терпящих бедствие.
          Его идею поддержали в Англии - он был представлен королеве Елизавете, получил предложение переехать на постоянное место жительства с семьёй. Отказался.
          Федель Кастро его благодарил за помощь морякам острова Свободы.
          Глава Демократической Республики Вьетнам Хо Ши Мин его называл "другом" - Игорь об этих встречах рассказывал кратно, спокойно ... без пафоса.
 Дочь Виктория слушала эти рассказы, играя огромной розово-белой раковиной, привезённой с Кубы.

          Москва привыкала к размеренной жизни, они всё также жили в коммуналке, послевоенные годы ушли в далекое прошлое, дочь выросла, и они решили купить дачу. В Москве летом жарко и душно, да и деньги появились в семье.
          
          Объездили много деревень, но ничего подходящего по расстоянию или по соседству найти не смогли. Построились в  садоводческом товариществе «Химик». Дочь вышла замуж, но вскоре развелась, сын её был смышленый, но упрямый, так говорила Люси.
         Игорь внука любил: «Весь в меня, если, что задумал, сделает, вон как ключ держит - мой внук!»  Они вместе катались на велосипеде, строили в песочнице дома и  мосты, делали запруды… шлюзы.  Внук, сидя на коленях у деда, с радостью крутил руль "копейки", пока ехали по колдобинам до участка. По приезду на дачу внук мыл от пыли стекла, колеса. Проверял крепеж бампера. "Мужик должен уметь ВСЁ!", - приговаривал дед, проверяя работу.

          Дочь искала свою вторую половину и  нашла мужа в Австралии,   уехала туда с сыном.  Муж из родовитой английской семьи очень гордится своей русской женой.  С приёмным сыном отношения ровные, т.к. этот юнец освоил профессию водитель-самосвала и создал с нуля  строительную фирму, строит дороги в стране кенгуру да к тому же  зарабатывает в разы больше английского родовитого отчима.

           У Игоря в 75 лет обнаружили  рак… лечили, оперировали. Люся терпеливо и безропотно, как тогда в альплагере, одна несла все мысли и слёзы вперёд и вперёд по дороге жизни.  Перевал они прошли вдвоём с Игорем, но в ущелье спустилась она одна.
            
           Когда-то она сказала: «Игорь, больше всего на свете боюсь остаться одна. Одна в квартире, одна в доме … с этими проводами, лампочками, крыльцом, крышей, трубами, насосом. Я же ничего этого не могу  делать.»  - «Ты сможешь, ты не будешь одна, ты  умеешь слушать людей, ты - терпеливая», - успокаивал  Игорь.

           Люся, не говорящая и не читающая по-английски, недавно приехала из Австралии, её первому внуку, строившему дома на даче, прокладывавшему дороги в песочнице вместе с дедом, уже 35 лет и он стал отцом.  Вторая внучка – дочь англичанина скоро поступит в университет на юридический факультет, там уже всё просчитано и решено с рождения.

           А Люся живёт одна летом на даче,  что построил Игорь для них, для дочери и внука...
 Крыша требует ремонта, крыльцо скрипит, но она не затевает ремонт…  иногда  к Люси приходят соседки, и каждая рассказывает ей про свою жизнь…

P.S.
Люся и сегодня всё также добра и внимательна. В канун дня рождения мужа ходит в Храм, заказывает сорокоуст и стоит службу. Дома накрывает праздничный стол... Жена моряка, как и жена офицера умеет ждать встречи...