Нигилизм

Йен Галам
Или "Пародийность нигилизма в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» и его объективное воплощение в романе К. Воннегута «Мать Тьма»".

        Термин «нигилизм» впервые ввёл немецкий писатель и философ Ф.Г. Якоби. На западе идею нигилизма связывали с кризисом христианского мировоззрения (С. Кьеркегор). К этому же относится идея Ф. Ницше о том, что бог умер. Нигилисты придерживаются утверждений о том, что нет разумного доказательства существования высшего правителя (бога или демиурга), объективной нравственности не существует, жизнь не имеет истины.
В русской публицистике нигилизм вводится в обиход в 60-е годы 19 века. Наглядным примером появления и рассмотрения этой идеи является полилог в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Ну, а сам господин Базаров собственно что такое?» — спрашивал П. П. Кирсанов своего племянника Аркадия. — «Что такое Базаров? — Аркадий усмехнулся. — Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он собственно такое?» — «Сделай одолжение, племянничек». — «Он — нигилист». — «Как?» — спросил Николай Петрович, Павел Петрович поднял на воздух нож с куском масла на конце лезвия и остался неподвижен. — «Он — нигилист, — проговорил Николай Петрович. — Это от латинского слова nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который... который ничего не признает?» — «Скажи: который ничего не уважает», — подхватил Павел Петрович... — «Который ко всему относится с критической точки зрения», заметил Аркадий. — «А это не все равно?» — спросил Павел Петрович. — «Нет, не все равно. Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип...» — «Вот как. Ну, это я вижу, не по нашей части. Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов... без принсипов, принятых, как ты говоришь, на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя. Vous avez chang; tout cela» (Вы все это отменили — Л. К.). Отрывок взят из статьи Л. Каменева.
Как дальше отмечает Л. Каменев, здесь сталкиваются две точки зрения двух классовых групп: крепостнического дворянства и разночинной интеллигенции. По сути, отражается восприятие консервативными людьми современных западных взглядов. Воспринимается новое веяние насмешливо, со скепсисом: «Да. Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты. Посмотрим, как вы будете существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве». Павел Петрович открыто насмехается над нигилизмом, воспринимая его как опиум для молодёжи, идею, застелившую новому поколению глаза, неспособному осознать ценность старых устоев. Интеллигенция для него – противоборствующий лагерь, в то время как он сам представляет собой дворянство и считает, что правда за ним. Базаров для него – западник, покушающийся на целостность нравственных ценностей.
Критик М.А. Антонович  так характеризует отношение И.С. Тургенева к своему герою: «… как только г. Тургенев начинает острить и издеваться над своим героем, так и кажется, что если бы герой был живое лицо, если бы он мог освободиться от безмолвия и заговорить самостоятельно от себя, то он наповал сразил бы г. Тургенева, посмеялся бы над ним гораздо остроумнее и основательнее, так что самому г. Тургеневу пришлось бы играть жалкую роль безмолвия и безответственности». Взгляд небезосновательный, поскольку И.С. Тургенев был противником революции.
Как сам И.С. Тургенев писал о Базарове: «Я хотел сделать из него лицо трагическое... Он честен, правдив и демократ до конца ногтей. И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». В конце романа Базаров умирает, с ним - идея революции.
Иными словами, нигилизм воспринимается как нечто чужеродное, враждебное, как и всё новое, что появляется в консервативной царской России.
В романе К. Воннегута «Мать Тьма» нигилизм изображается по-иному. Идея не осуждается и не одобряется. Автор объективно описывает проявление философии в действии.
Эпизод с маленькой Рези Нот – яркое тому доказательство. Главному герою, Кэмпбеллу-младшему, необходимо пристрелить её собаку, поскольку военное время не позволяет везти с собой слишком много. Девочка относится к этому философски. «Я знаю, что собаку пора убить», - сказала она. – «Мне вовсе не хочется этого делать», - сказал я. – «Вы сделаете это сами или поручите кому-нибудь?» - «Твой отец просил меня сделать это». Словом, Рези Нот слишком холодна и рассудительна для девятилетней девочки. Война заставила её рано повзрослеть.
«Каждый, кто ещё не умер, очень скоро умрёт», - сказала она. – «Не каждый», - сказал я. – «А я умру», - сказала она. Рези уже сейчас осознает и принимает факт, что ничто не вечно. И вряд ли оно получит своё продолжение в загробной жизни. Для неё не существует таковой.
«Наверное, это не страшно, когда убивают. Просто вдруг меня не станет», - сказала она. – «Возьмите её, - сказала она. – Я её никогда не любила. Я просто жалела её». – «Ей лучше умереть», - сказала она. – «Я думаю, ты права». – «Мне тоже лучше умереть», - сказала она. Рези Нот осознает суровость реальности и принимает её.
Примечательна точка зрения Эриха Фромма, предложившего подходить к нигилизму как к одному из механизмов психологической защиты. Окружающая действительность не отвечает представлениям человека об истинности мира, и противоречие отражается в отрицании. Противоречие между бытием «вброшенного в мир помимо своей воли» и выходом за пределы природы из-за умения осознавать себя – основная проблема человека. Потребность в свободе и нужда в принадлежности к группе разрывают человека, неспособного найти себя. В работе Э. Фромма «Бегство от свободы» показан защитный механизм, при котором человек неадекватно воспринимает свободу и стремится разрушить мир через его отрицание – и разрушить себя, отвергнув смысл своей жизни.
Иными словами, Рези Нот недовольна окружающей действительностью и обороняется, отрицая её. Объективно изображённый нигилизм выступает как средство психологической защиты от мира, полного жестокости и насилия. Это не тот нигилизм, который мы встречаем в «Отцах и детях», который стал причиной спора двух аристократов, не воспринимающих друг друга всерьёз. Это не Базаров, образ всех нигилистов, взгляды которых отрицал Тургенев и победил их в лице созданного персонажа.
В данном случае нигилизм Рези Нот – крепкая и серьёзная философия, способная спасти от безумия войны. Тот самый стержень, необходимый каждому человеку в военное время, чтобы не лишиться рассудка. Такая точка зрения имеет право на существование. Сложно продолжать верить в существование высших сил, когда война приходит в дом и разлучает семью.
Таким образом, нигилизм И.С. Тургенева и К. Воннегута разительно отличаются. В первом случае данная философия воспринимается как прихоть падкой на всё новое молодёжи, отходящей от привычных для дворян ценностей. В другом же – средство защиты, использование которого оправдано. Нигилизм К. Воннегута не является предметом полемики, средством выражения протеста или мнения. Тем более это не обобщённый образ революционно настроенной молодёжи, который высмеивается и обрисовывается в самых нелепых красках. Нигилизм в романе «Мать Тьма» - психологическая проблема, своего рода экзистенциальный кризис без тургеневской публицистичности.