Deep Purple In Rock

Вячеслав Суханов
Культура
Deep Purple in Rock
(репортаж с концерта)

2 июня в Москве, в "Олимпийском", в рамках мирового турне состоялся концерт легендарной британской группы Deep Purple. Последний из выпущенных альбомов группы «Now What?!» (2013 год) и стал поводом для начала нового турне. После Москвы музыканты выступили еще в Питере, Ростове и Краснодаре.
Современный состав группы выглядит так: старички из классической обоймы - Ян Гиллан - вокал, Роджер Гловер - бас-гитара, Ян Пейс - ударные. Плюс новички - Дон Эйри - клавишные, заменивший безвременно ушедшего от нас Джона Лорда, и Стив Морс - соло-гитара, сменивший на боевом посту Ричи Блэкмора, у которого свой сольный проект...

Первые признаки будущего концерта стали заметны сразу - нескончаемый людской поток от станции метро "Проспект Мира", пробка из машин, терпеливо ждущих момента, чтобы проскочить в просвет между квантами человеческого излучения, и лоток с майками с надписью "Deep Purple. Now What?!" и с фирменными CDюшками и виниловыми лонгплеями типа "Deep Purple in Rock" и "Stormbringer".
Кстати, майки - все по 1500 рублей, CD - от 500 до 1500, винил - от 3000 рублей до 8000.

Замечаю русско-эстонского рокера Криса Кельми с подругой. Высокий с седыми длинными волосами и состарившимся испитым лицом. Да-аа, не молодеют наши ветераны...

"Олимпийский" - апофеоз советской эпохи - туалеты только на первом и шестом этажах, причем понимание этого удручающего факта приходит только после продолжительных безуспешных эмпирических попыток просканировать пятый этаж, где нас ждет сектор A-II с билетами ценой в 3000 рублей.

За двадцать минут до начала концерта в огромном зале полупустынно, но публика прибывает и прибывает, постепенно заполняя танц-зону, партер и трибуны с балконами. Правда, сзади и на боковых трибунах пустовато.
Публика разная - от пожилых любителей хард-рока до молодых представителей "поколения пепси". Рядом со мной сидит странная парочка - мужчина лет под пятьдесят и тридцатилетняя фигуристая дама с красивыми округлыми коленками. Она не отрываясь шарит у себя в смартфоне и говорит мужу воркующим голосом что-то типа "Саша, посмотри, какой интерьер, это апартаменты. Какой вид с балкона! Стулья, конечно, пластмассовые, но это везде так... Саша, давай поедем в Марокко!.." Дээээвушка пришла слушать музыку.

В отличие от концерта экс-битла сэра Пола Маккартни тремя годами ранее, когда начало задержали на целый час, сейчас все начинается тютелька в тютельку. Но первые полчаса нас разогревает какая-то неизвестная русская группа, завоевавшая это право в результате конкурса и выбранная в итоге из четырех финалистов самими дип-паплами. Равнодушно слушая ее добросовестные потуги разбудить в нас всеохватывающую любовь к музыке, еще раз убеждаюсь, что от безвестности до величия - путь длиною в бесконечность...

Еще полчаса - перерыв, заполняемый прибывающими людьми и какой-то лабудой из репродуктора. И тут сидящие сзади "изгои" решаются на захват чужой территории и, перелезая через бортики и ряды кресел, устремляются вниз, на свободные места поближе к сцене, мгновенно повысив свой личный статус, покидая трехтысячные места и усевшись на пятитысячные.
Вслед за мной кряхтя переползает через кресла пожилой рокер лет под семьдесят с седой щетиной и длинными волосами, стянутыми в пучок. Публика компрессуется в центре зала, и сразу видно, что ее много.
А в это время на сцену выскакивает одновременно человек тридцать-сорок и начинают что-то делать - проверяют коммутацию проводов и приборов, приносят, относят микрофонные стойки, что-то расставляют. Кто-то из них проверил ударные - стукнул в барабан. Сердце екнуло, вздрогнув. Кто-то нагнулся, чтобы еще раз проверить провод. И взглянув на этот трудолюбивый и безупречно организованный муравейник, на заставленную этажами мощную технику, понимаешь, ЧЕМ отличается представление группы мирового уровня от  концерта, скажем,  Алены Апиной с баяном и двумя одинокими гитаристами на сцене...

Публика то хлопает, то посвистывает от нетерпения - особенно те, кому придется отстоять два часа на танц-полу возле сцены. И наконец они появляются - кумиры моих студенческих лет - великие праотцы хард-рока 1970-х, потрясающие и неподражаемые Deep Purple!

Они сразу врубают на всю катушку - гитары ревут, орган выдает замысловатые  фуги, а семидесятилетний Ян Пейс выделывает на барабанах что-то невообразимое - причем так мощно, что я чувствую, как в такт ударам вздрагивает внутри грудной клетки мое больное сердце, а в сосудах облетают, как осенние листья, ошметки застарелых холестериновых бляшек.
К микрофону неторопливо подходит Ян Гиллан и сразу по-хозяйски берет такую высокую ноту, что понимаешь, что нет, мастерство не прокуришь и не пропьешь!

Двадцать-тридцать минут непрерывно длится попурри из хитов прошлых лет, сразу погрузившее зал в драйв самого мелодичного хард-рока, какой существовал и существует в музыкальном пространстве планеты Земля.  "Олимпийский" кайфует!

Вы задавали себе вопрос: почему русская публика любит такие хард-роковые команды, как Deep Purple, Uriah Heep, Slade, больше, чем, скажем, Black Sabbath? Да потому что в нашей душе, в нашей музыкальной культуре превалирует любовь к мелодии, к гармонии, а не только к голому жесткому ритму. Вот и все...

Оглядываюсь на знакомую парочку - они перебрались вперед вместе и теперь сидят сзади меня. Девушка по-прежнему не отрывается от телефона. Вот чудовище! Все-таки женщины (не все) - существа иного рода: прийти на концерт мировых звезд и весь вечер провести в интернете, проверяя, будут ли пластиковые стулья в их апартаментах! Такие хвастаются перед подругами не тем, что побывали на концерте Deep Purple или посетили музей Пабло Пикассо, а тем, что жили в апартаментах, в пятизвездочном отеле. И будут победно смотреть на бледнеющих от зависти подруг. Таких же как и они...

А мы слушаем "Black Night" с альбома "Deep Purple in Rock" 1970 года! И балдеем в неудобных креслах...("Black Night" — композиция Deep Purple, впервые выпущенная синглом (c композицией «Speed King» из альбома "Deep Purple In Rock" на второй стороне) в июне 1970 года и поднявшаяся до 2-го места в UK Singles Chart (что на сегодняшний день остается наивысшим достижением группы). Песня была записана в ходе тех же студийных сессий, где был создан материал альбома "Deep Purple In Rock", но в альбом включена не была (странное исключение составил мексиканский релиз) - послеконцертный комментарий автора)...

Гиллан то приходит, то уходит, давая возможность посолировать гитаре Морса, органу Эйри или перкуссии Яна Пейса. А то вдруг наденет ослепительно белый двубортный пиджак, выйдет к краю сцены, стукнет в круглый гонг и снова уйдет, растворясь  в полумраке, за спиной своего барабанщика, чтобы снова вернуться через некоторое время уже без пиджака (и зачем он его надевал?!), в обычной черной майке...

А публика пребывает в состоянии нирваны, подтанцовывая и дергаясь телом в такт мощным риффам гитар, а душою взмыв в заоблачные дали, где господствует добро и красота, нет чиновничьих крыс, а жены с тещами - самые добрые и красивые существа на свете...

Громче всех мы все реагируем на хит всех времен и народов "Smoke On The Water" и знакомую с детства мелодию "А я иду, шагаю по Москве..." - сюрприз музыкантов для жителей российской столицы.

Старые хиты и новые песни с альбома 2013 года вперемешку дополняются длинными гитарными и органными импровизациями, во время которых перестаешь понимать, что это - симфония, джаз или все-таки рок в его наисложнейшем прогрессивном варианте?!

Когда-то в юности я болел роком и категорически отвергал эстраду и классическую музыку. После композиций Deep Purple, Pink Floyd, Procul Harum с годами я стал слушать и Баха с Моцартом. Ибо это близко, просто написано в разные эпохи...

Двухчасовой концерт с минимальными перерывами между композициями, во время которых Ян Гиллан кричит публике: "фантАстик!", "манифИк!", "супЕр" с ударением на последнем слоге, пролетает как одно прекрасное незабываемое мгновение...

Жаль, что прозвучало мало вещей с самых любимых мной альбомов "Mashine Head" 1972 года и "Who Do We Think We Are" 1973 года, в этом концерте был сделан упор, как я уже говорил, на последний альбом 2013 года. Он неплох, но хиты 70-х - это наша студенческая молодость...

Уходить не хочется, но все кончено... Публика выливается в фойе, толпясь у киосков, где снова продают майки и диски, а выходя на улицу, в теплый июньский вечер, оживленно переговаривается, заполняя расположенный неподалеку Макдоналдс и стоящие на улице столики.

Я тоже сижу за столиком и разглядываю только что купленные CD "In Rock" и "Now What?!" До последней электрички до Сергиева Посада остается два часа...

Вячеслав СУХАНОВ
(Для Радио Посад)