Литературный музей А. С. Пушкина на Пречистенке

Наталья Ромодина
            В одно время это было моё любимое место в Москве, куда я приходила с удовольствием и стремилась отвести моих друзей и родных, всех, кто приезжал к нам в гости. Даже на курсах французского рассказывала об этом музее.

            Музей Пушкина находится в центре Москвы, в Хрущёвском переулке, отходящем от улицы Пречистенка, бывшей Кропоткинской. Раньше названия улицам (переулкам) в Москве могли присваиваться по фамилиям проживающих. Хрущёвский переулок – по фамилии владельца особняка. Сейчас на улице всё не так, как было в пушкинскую эпоху, но по контрасту вспоминаются шутливые строки великого поэта:

                Пускай с Булгариным в потомках
                Меня поставят наряду,
                Когда Потёмкину в потёмках
                Я на Пречистенке найду!

               Здание по проекту архитектора А.П.Григорьева (при участии Д.Жилярди) возведено после пожара Москвы 1812 года. Москва допожарная была деревянной, поэтому здание, стоявшее на этом месте, было практически полностью утрачено. У Грибоедова было: «Пожар способствовал ей много к украшенью». Жёлтый особняк с белыми украшениями: колоннами, барельефами, портиками построен в стиле ампир.

            Пушкин мог бывать в этом доме, но мог и не заходить в него никогда. 

            Помню, что впервые побывала в литературном музее А.С.Пушкина в восьмом классе. Тогда вход был ближе к улице Кропоткинской. В экспозицию посетители шли по лестнице, наверху которой их встречал поясной портрет поэта (скульптор Е.Белашова).Пушкин как бы говорил: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» И мы мысленно отвечали: «Здравствуй, Пушкин!»

            Мне очень нравился принцип размещения экспонатов по периодам жизни и творчества Пушкина. В первом зале – «Детство» – впечатляли портретная миниатюра Пушкина-младенца и вытертые флаги наполеоновского нашествия, захваченные в качестве трофеев.

            Лицей, Петербург, юг, Михайловское, Москва и деревня… Болдинская осень. Залы, посвящённые отдельным произведениям: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Капитанская дочка». Запомнился портрет Емельяна Пугачёва, написанный поверх какой-то дамы в платье декольте, с длинной шеей (говорят, что императрицы Екатерины). Портреты, пейзажи, документы, связанные с историей дуэли и смерти Пушкина. Всё казалось логично и правильно.

            Особое внимание на себя обращали сами залы, расписанные плафоны, наборный паркет. Вот бальная зала с хорами для музыкантов. Вот анфилада комнат. Вот тайная лесенка, как в «Пиковой даме».

            Потом уже я узнала историю создания музея. Сотрудники рассказывали, что музей под руководством первого директора А.З.Крейна создавался фактически с нуля. Экспонаты приносили все советские люди, любящие Пушкина. Так, портрет Пушкина-ребёнка, который так трогает душу, – дар народного артиста В.С.Якута, игравшего в своё время на сцене роль великого поэта. Шкатулку для медикаментов, с которой доктор Н.Ф.Арендт приезжал к умирающему Пушкину,  подарил правнук врача.

            Не раз приводила я в музей Пушкина своих учеников, – каждый класс, когда работала в школе. Из 785-й было очень удобно ехать – на 16-м троллейбусе, от конечной до конечной, станции метро «Кропоткинская». Учителя удивлялись: зачем тебе это надо?! Ради Пушкина, конечно! Чтобы дети прониклись!

            С трудом воспринимались мной изменения в концепции музея в последующие годы, когда прежний директор умер. Мне показалось, что тогда сотрудники музея постарались впихнуть как можно больше экспонатов в стеклянные витрины и стенды. Рябило в глазах, и всё путалось в голове.

            Накануне 200-летия Пушкина музейная территория расширилась, включила в себя внутренний крытый дворик, где стало возможно проводить концерты, спектакли. Например, мы слушали традиционное выступление выпускников Московской консерватории с оперой «Евгений Онегин». Такие выступления организуют в музее Пушкина каждый год.

            В конференц-зале проходят занятия по выразительному чтению под руководством Рафаэля Клейнера, мы поинтересовались, послушали их выступление, но нам не понравилось! В танцевальном зале устраиваются новогодние детские Пушкинские балы. В музее есть библиотека с читальным залом, где можно поработать над книгами и документами. Я ходила туда, отвечая на вопросы викторины «Радио России» к юбилею Пушкина.

            Когда сын Лёня учился в школе, я, конечно, поспособствовала тому, чтобы его класс побывал в музее Пушкина. Это было незабываемо, только, к сожалению, не с точки зрения экскурсии, а как дети себя вели! Они, кажется, в шестом классе учились. Мне больше всего запомнилось, как Аня Олю чуть с лестницы не спустила. Что там с Пушкиным – уже было неважно!

            Недавно я опять пришла в музей Пушкина со своей знакомой, которая специально приехала из Калуги. На этот раз показалось, что суета и бестолковость переходного периода закончились. Смотрительницы подтвердили моё наблюдение. Это очень интеллигентные женщины, они рады рассказать то, что знают, что слышали от экскурсоводов. Одна из них меня поблагодарила за рассказ, которым я угощала свою спутницу: «Узнала много нового».
 
            В памятные дни рождения и смерти Пушкина (6 июня и 10 февраля), а также в День музеев 18 мая вход свободный. В музее в эти дни тоже организуются познавательные и развлекательные программы для посетителей разных возрастов.

            Я очень рада, что музей Пушкина возрождается сам и возрождает любовь русского народа к нашему духовному достоянию!


Примечание:

Призыв отметить день рождения Александра Сергеевича Пушкина - здесь:
http://www.proza.ru/2016/06/05/1461