Смена парадигмы

Сергей Горохов 2
Смена парадигмы. 

 Новые взгляды, а лучше сказать новые воззрения на привычные вещи,   называются сменой парадигмы.
ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma — пример, образец), в философии, социологии — исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию.


 В современное время,  на ваших  глазах,  медленно,  но верно  происходит  смена рече-языковой  парадигмы. Правда,   подавляющее большинство лингвистов  этого еще  не осознали.  А  многие этого пока и не знают. Но процесс этот, образно  скажем,  «поезд»» тронулся, и медленно, но верно набирает ход. Возврата, на что еще уповают многие старорежимной закалки лингвисты.   К прежней, средневековой  лингвистике,  не будет.
Ну,  точно также,  как никогда не будет возврата к старой Птолемеевой  системе устройства мира. И уповать на это бесполезно.
Простой пример из жизни.  Когда один из  моих младших детей, а было это года три назад, изучал в школе,     что такое фонема. То   не мог сообразить,  что это за зверь такой интересный и с ходу непонятный. Что, собственно,  в свое время было и со мной.
 Чтобы это дело моему ребенку  пояснить. Я взял  обыкновенную деревянную кухонную доску, на которой морковку режут. Сначала Ткнул ей в  другую такую же доску, потом  Ткнул ей по деревянной крышке стола, потом по ножке стола, потом шкафу и т.д.  И каждый раз «произносился»  звук Т, но каждый раз в своей вариации, тональности. Где глуше, где звонче, где громче, где тише.
 Затем я проделал эту же самую операцию с камнями. Стучал одним камешком по разного  размера камням, в том числе и по бетонным. От чего «произносился» разной тональности чистый звук К.
 Затем я своей ладонью хлопал по разным частям своего тела, в частности по пузу, бедрам, голеням, а также хлопал в ладоши. Отчего с завидным постоянством «произносился» чистый звук П.  Но каждый раз, также как и в случае со звуками К и Т,  в своей вариации. То глуше, то звонче, то тише, то громче.
 Но ни разу не появилась точная копия, например по громкости, одинакового П. Каждый раз были какие-то отклонения от предыдущего, и от всех остальных.
 Так вот, объяснил я им. Несмотря на то,  что эти  звуки П (а равно К,Т,Д, А, О ,У и т.д.)   как появляющиеся от хлопаний, так и произносимые людьми,  чем-то отличаются  от других звуков П. Тем не менее у них у всех есть один признак, ну или качество,  а именно то,  что произносится, хоть тихий, хоть громкий, хоть еще какой-то,  но именно П.
 

 В общем, объяснил я им, этот признак или качество, что все произносят свой особый звук, но все равно звук П,  этот признак, скажем П,  и именуется фонемой.
 Т.е. фонемой является не сам какой-то произносимый обще характерный звук, вариантов коего может быть и есть  великое множество. А фонемой называется общий для всего этого множества,  признак, ну или характер. В    данном случае  это признак П. В другом случае таковыми общими для всех произносимых звуков признаками являются признаки  Т. Д, А,У и т.д.
 
Как сказано в учебниках.  Фонема, это абстрактная (т.е. не существующая)  звуковая единица, (звуковой признак).   В разных позициях, т.е. в разном произношении и звучании вообще,  обнаруживающая свои различительные признаки. В частности различия по громкости. А также глухости, звонкости, долготы, краткости и т.д.
 Фонемой называется  не сам звук, а общий признак, в частности П,  для всех звуков этого скажем коллектива разных по звучанию звуков П. Как произносимых разными людьми, так и «произносимых» разными ладошками при хлопанье. Ну,  а для других звуков существуют свои  фонемы, свой общий для  всех, или на всех   признак.  Например,  общие для всех признаки  А, О, У, Т,  К, Д и т.д. 
   
Кстати,  любой, и в любой момент  может воспроизвести этот опыт по извлечению так называемых согласных звуков К,Т,П, и прочих не применяя свои органы речи. А стукнув камень о камень,  произведя К. Доска,  о доску,  произведя Т. Хлопнуть в ладоши, произведя П.
Объясняя на досках, камнях и ладошках, что такое фонема, как общий признак для какого-то множества звуков. Я попутно объяснил,   почему в наших родных в словах ТКнуть и  ТыКать  появились  звуки Т и К. 
  Правда,  о сдвижении по так называемому закону Гримма и сращивании согласных ни чего не говорил, рано им это еще усвоить. В результате которого,   в слове ткнуть обозначающем значение примыкание  и появились эти звуки Т и К соотносимые со  значением приТыКания чего-то к чему то.

Потому как наглядно видно и слышно,  что ТыКанье  доски в доску сопровождается  звуком Т, Но ни З и ни В, и ни каким другим. В ста процентах получается звук Т.  Попробуйте, убедитесь сами.
Также объяснил,  почему мы именно звук К, применяем в значении примыкания, притыкания чего-то к чему-то. Например К стене, К столу, К дому и т.д. 
А потому, что кто-то из наших языкотворцев, и когда-то довольно давно, произвел тот же самый опыт с камнями, досками  и ладошками.  И  пришел к выводу, что в самый раз соотнести например звук К со значением притыкания чего-то к чему-то. Ибо наглядно видно,  что имеет место быть это притыкание,  которое в ста процентах случаев сопровождается звуком К. Даже если воспроизвести этот опыт на луне. 

Чтобы этот урок не проводить во второй раз, я привлек к этим «опытам»   ребенка на три года  младше. И он весь урок, так сказать загодя,  прослушал и просмотрел.  Чтоб я потом, когда придет время не повторялся.
А чтобы пояснить,  как выглядит фонема, общий признак,    в наглядном виде,   я им представил на обозрение обыкновенную кисточку для покраски.
Где этих волосков,   каждого по своему уникального,  как  и каждой уникальной вариации фонемы или  обще характерного звука, было множество. Но в кисточке нет главного волоска. Но каждый волосок обладает общим на всех  признаком, что все они являются волосками. Но будучи каждый из них чуть толще, чуть тоньше, легче или тяжелее других, тем не менее,  они являются волосками. Только с разной размерностью.

    Затем мой ребенок  поделился полученными знаниями  со своими одноклассниками, так сказать выступил в качестве учителя   по объяснению того,  что такое фонема, как один общий признак для множества  обще характерных звуков. И откуда, и  с какими значениями параметрами   заимствовались в нашу речь звуки  Т, К и П.   Благо делается это по максимуму за пять минут.
 Постукал одним камешком по другим, вот  и воспроизвел звуки,  по признаку К.  Постучал деревянной указкой по крышкам разных столов, воспроизвел звуки,  одинаковые  по признаку Т.  Похлопал в ладоши, воспроизвел звуки одинаковые по признаку П. Ну и увидел, что при произнесении этих звуков, нечто одно притыкается, примыкается к нечто другому.

Спустя время,  я  в одной из школ, ни там где учатся мои дети, спросил.     Как детям объясняют,  что такое фонема как один общий признак для множества обще характерных звуков. На что мне ответили: -   А очень просто.  Стучат указкой по крышкам  разных парт и столов, и разным их частям, тем и объясняют, как фонема, общий признак,    в разных позициях обнаруживает свои различительные признаки.

 И даже не знаю,   поясняют ли  детям,  почему   в слове ТыКать  имеются звуки  Т и К. Хотя, глядя на действо  ТыКанья  доска о доску, и камень о камень,   сопровождающихся  звуками Т и К. Об этом нетрудно догадаться.
Так что,  процесс обучения,   условно  говоря, по новой школьной программе уже пошел.
Сейчас  сТучат  указкой по крышкам парт и учительского  стола.  Для пояснения того,  что такое фонема, общий звуковой признак для множества звуков.   
 А вот в последующем, будут стучать указкой несколько раз, многократно. Чтобы наглядно показать,   что производится некий процесс, некое продолжительное действие.  А соответственно  этим наглядно показывать и пояснять,  почему мы некое продолжительное действие обозначаем чистым звуком Т в конце слова. Например, делаТь, бежаТь, делаюТ, строгаеТ, тыкаеТ, и т.д. Ну,  точно также как это и делали учителя в глубокой древности. 
Но оно, как говорится. Свои времена, свои и нравы. И свои инструментарии обучения.
 Пройдет время, ученики,  которые  по этому способу, особо отмечу,   уже изучают,  что такое фонема,  как общий признак для множества звуков.   И наглядно видят и слышат,  что при притыкании одного к другому произносятся соответствующие звуки.     Будут  поступать в высшие школы, становится студентами, в том числе и в филологических  институтах.
   И уже студенты  будут  объяснять  преподавателям,   которые будут упорствовать,  что звуки речи в нашем языке   появились от фонаря, что они ни чего собой не обозначают, ни с какими значениями  не соотносятся.    А  служат только для смысло различения . Что корни и прочие частицы речи тоже произведены  не мотивировано, от фонаря, да еще и в результате коллективного творчества неизвестно каких масс. 
И уже студенты будут объяснять преподавателям.   Что  на самом деле дело обстоит совсем ни так. Потому как все это, отчего заимствованы те или иные звуки, и с каким значением параметром соотносятся, можно наглядно увидеть и услышать в любой момент. И за несколько минут.
 В частности, что звук К соотносится со значением параметром притыкания чего-то к чему-то. Ибо как раз во время притыкания камня к камню и произносится этот звук К. Т.е. наглядно видно это значение параметр, притыкание, и хорошо слышен звук К сопровождающий это притыкание.
 Однако и при  притыкании доски к доске, тоже производится значение параметр притыкание чего-то к чему-то. В данном случае доска к доске. И получается так, что  одно и тоже значение может и соотносится сразу с двумя звуками.
 Однако если мы хлопнем ладонью по пузу, то тоже воспроизведем  значение параметр притыкания чего-то к чему –то. В  этом случае ладони к пузу. Но в этом случае  произносится уже совершенно иной звук. А именно чистый звук П.
 И получается так, ну так оно получается, что разные звуки  соотносятся с одним и тем же значением. Т.е. мы имеем сразу несколько звуков побратимов (синонимов)  для обозначения  одного и того же параметра. 
- И здесь, - скажет студент старорежимному преподавателю,  который считает,  что языки создаются сами по себе, без участия в этом процессе людей:
  - Мы имеем просто уникальную ситуацию. Не воспользоваться которой  было бы,  по меньшей мере, наивно. 
 Разные виды примыкания, притыкания мы можем обозначить  разными звуками.  Ну,  например, так как  доски и камни твердые,  то звуками Т и К мы можем обозначить  то притыкание,  когда притыкаются твердые предметы. И тогда создав и услышав такое слово ТК-нуть.  Мы будем знать,   что ткнуть  надо чем-то твердым или по твердому. 
А так как ладони, а равно и пузо,  в сравнении с досками и камнями мягкие, имеют какую -то неопределенного вида плоскость. То,  создав и услышав слово П-нуть, мы будем знать,  что приткнуть, пнуть надо чем то мягким или по мягкому.   
Так вот. Если мы и дальше пойдем по этому же пути, что в былые времена нашими языкотворцами,  и было сделано. И как видно,  совсем не наобум, а весьма продуманно. 
 То,  добавляя  в рече-языковую систему  другие чистые звуки и соотнося их с другими единичными значениями параметрами и их размерностями. В частности с другими видами  притыкания. Мы можем, что мы собственно и делаем, разными чистыми  звуками обозначать  разные единичные значения параметры. И практически,  какие угодно. И составляя из этих значений комбинации и конфигурации, а в речи,  соотносимые  с какими-то звуками и звукосочетаниями,  обозначать ими все что угодно.
Ну, например. Если мы соотнесем значение примыкания  чего-то к чему-то, но не вплотную, а недалеко,  с чистым звуком С. То,  говоря,  например, так: -   Мы с Вами. Мы этим С будем обозначать,  что мы примыкаемся, присоединяемся друг к другу, но не в притык. И даже можно назвать этот чистый звук С таким именем:  -  Союз.
Ну, а  отчего заимствовался этот чистый звук С в значении соединения чего-то с чем то, в качестве союза, мы вам расскажем в следующий раз.
А также можем рассказать и многое другое, в том числе,  и то,   почему имеется чистый звук Г в начале слова Г-нуть, и в конце слова кру-Г.
 Ну,  а если вы на  выше означенных простеньких примерах не поняли,  как устроена наша рече-языковая система  Что каждый чистый звук или его вариация (позиция фонемы)   обозначает какой-то значение параметр.  А потом из этого собираются целые комбинации и конфигурации, что называется словами и предложениями. Для обозначения уже целых понятий.  То тогда даже студенты и школьники над вами будут подсмеиваться.
© Сергей Горохов.