Как я добирался домой с Алтая

Мишаня Дундило
Есть в Бийской губернии деревня такая - Шульгинка, знаменитая своими плантациями облепихи.  А еще тем, что в конце 80-х годов прошлого века на оных плантациях можно было фантастически хорошо заработать.  Дери ягоду и сдавай по стандартной цене - руп за килограмм.  Отдельные труженики умудрялись сдавать в день по сотне килограммов и более.  Сто рублей - это месячная зарплата молодого специалиста, двухнедельная зарплата профессора или квалифицированного токаря.  А кроме того, чего уж греха таить, все (и я в том числе) воровали высушенный облепиховый жом.  Довольно трудно и небезопасно было вывезти жом из зоны плантаций, но если уж вывез - озолотился.  Жом использовался для изготовления облепихового масла.  Имея за отпуск годовую зарплату на "легальной" сдаче ягоды, среднестатистический облепишник имел еще более с продажи масла.  О технологии экстракции полезных компонентов из жома можно рассказывать долго...  лично я, как дипломированный химик, использовал фракционную вытяжку на холоду под вакуумом...  но я боюсь, как бы не уйти слишком далеко в сторону от основной темы моего повествования, а именно — Как я однажды добирался с этих плантаций домой.

Имел я с собой "дутик" (не подумайте, что задыхающуюся жертву) - пуховую альпинистскую куртку, из которой был извлечен весь пух, а в образовавшиеся пустые пространства были вложены длинные "кишки", сваренные из тонкого полиэтилена - вместилище для жома (жмыха).  Под конец отпуска жом был высушен и "кишки" заполнены до предела, так что без посторонней помощи куртку было не поднять и тем более не надеть.  В таком вот одеянии, имея с собой еще двадцатикилограммовый рюкзак за спиной, я "огородами-буераками" добрался до магистрального шоссе и на попутках прикатил в Новосибирск.  Дело было в понедельник.  Отпуск кончался у меня ровно через неделю.  Прилечу домой, сделаю из жмыха масло, что успею - продам, а в понедельник следующей недели приступлю к своей штатной работе начальника ЦЗЛ с нищенской зарплатой всего 200 р. в месяц (выручка за двести килограммов облепихи, два-три дня на плантациях).

Не тут-то было.  В Новосибирске, в кассе Аэрофлота симпатичная этакая блондиночка мне и говорит:  - Билеты на Ленинград только на четверг.  Берите, или если раньше будут свободные места - пытайтесь отловить.  Бог помощь.

Ни хера себе - четверг!!!!   Это ж три дня мне торчать между небом и землей.  Нет, нет.  Конечно, я перетерплю некоторые неудобства и "поймаю" билет более ранний.

И вот я весь в напряжении.  Живу на ступеньках зала ожидания, готовый сорваться с места по первому зову громкоговорителя.  Страшно отойти помыть лицо, а тем более в туалет - не дай Бог сообщат о наличии билетов.  Ну и когда куда отлучаюсь, мне надо тащить с собой рюкзак и тяжеленную куртку - не дай Бог скоммуниздят.

Проходит вторник, среда.  Несколько раз объявляли о наличии билетов на Москву и Питер.  Бросался к кассе, но не успевал.

Проходит четверг (я мог бы уже улететь), пятница, суббота.  Я дошел до точки.  Голод невообразимый и жажда (ни попить, ни поесть,  ни поспать), нет возможности посидеть в свое удовольствие в туалете.  Рядом со мной валяется генерал бронетанковых войск, я его узнаю - вместе с ним драл облепиху.  Генерал уснул, его фуражка скатилась вниз по ступенькам.

Воскресенье.  Меня шатает.  Бреду к телефону-автомату, зажав в руке горсть 15-копеечных монет.  Для звонка в Питер надо семь штук.

К счастью, Таиска (жена) оказалась на месте.  Воплю в трубку: застрял в Новосибирске, нет билетов, нет авиационного керосина, нет ни малейшего шанса вернуться вовремя.  Мол, позвони мне на работу и скажи, что я торчу в Новосибирске и не могу вылететь.  Я не виноват, это судьба у меня сложилась проклятая такая.

В этот миг динамик, подвешенный под потолком, вещает: - Есть два свободных места на Пензу.

Мне было все равно, куда - хоть на Владивосток, только бы выбраться из этого ужасного Новосибирска.  Сломя башку бросаюсь к кассе, локтем отшвыриваю брюнетку, ногой осаживаю ветерана Первой мировой, хватаю билет, опрометью бросаюсь к оставленным шмоткам (слава Богу, не спёрли!) и рву на посадку.

В Пензе, едва успел приземлиться и забрать багаж, слышу извещение: - Билет на Москву, скорей покупайте.

Бросаю шмуть где и как попало, кидаюсь в кассу, в морду первому, по яйцам второму - билет у меня в руках.  Возвращаюсь к покинутой точке, хватаю поклажу (опять же не украли почему-то!!), отпихиваю локтем бабу на контроле и рву на посадку.  Слава Аллаху, подвернулся понимающий ментуха: мол, посадочного автобуса уже нет, я с тобой побегу и объясню экипажу суть.

Приземляюсь в Домодедово.  С квадратными глазами бегу на метро.  Почти час ночи.
До закрытия - одна минута.  Успел.

Ленинградский вокзал.  Судорожно-лихорадочно бегу к кассе.  А там девочка мне и говорит: - На экспресс билетов нету, есть на пассажирский поезд, прибытие - в 9.00.  Устроит?

Устроило.

В 8.45 нарисовалась станция Петро-Славянка, где поезд по какой-то причине претерпел остановку. Именно та станция, на которой я постоянно выхожу из электрички, едучи на работу, только на противоположный перрон. Рву ручку, бегу на завод, до которого вообще-то пятнадцать минут неспешного ходу.

Успел к началу рабочего дня.

Таиска, увидев меня вечером дома, вытаращила глаза от удивления.  Пришлось рассказать ей подробности моего тернистого пути.