Подруга...

Магда Кешишева
   Ася и Марина дружили уже 38 лет, с детского сада. Их отношения опровергали расхожее мнение о том, что женской дружбы не бывает. Дружили не только женщины: дружили их мужья и дети, то есть - дружили семьями.

   Ася и Марина закончили консерваторию по классу фортепиано и работали в музыкальной школе. Их половинки тоже были музыкантами: Асин Сергей - трубач, Маринин Слава - ударник.

   Хотя жизнь развела подруг по разным городам, но - благодаря интернету - связь не прерывалась. Почти ежедневно подруги общались, делились сокровенным, знали друг о друге все, а летом всегда отдыхали вчетвером.

   Асин сын, три года назад закончивший  школу, был скрипачом, студентом консерватории. Красавица - дочка Марины  училась в Художественной Академии и обещала стать успешной художницей.

   Ася - моя соседка, с которой мы довольно близки и доверительны.  Ася очень любит мои фирменные пирожки, приготовленные по маминому рецепту, и  запеченную в лаваше рыбу сиг.  Мне нравятся ее яблочки в слоенном тесте. А мясной пирог - "Близнецы" - мы обычно печём совместно, и каждая берёт "своего близнеца".

   Где - то дней за 20 до Нового года Ася попросила  меня  одолжить немного денег:
 - Ты знаешь мою Маринку, тбилисскую. У нее неприятности в семье.
 - Что такое, что - нибудь серьезное?
 - Не то слово...
 - Кто - то болен, да?
 - Нет, здоров как бык! - зло ответила Ася.
 - Ты это про Славу?
 - Про него, про Славу. Представляешь, он сказал Марише, что давно любит другую женщину и просит ее дать ему развод.
 - Давно?! А она что, ничего не замечала, не чувствовала?
 - Не знаю я ничего. Но уже давно, когда мы разговаривали по скайпу, она мне не нравилась. Моя модниц - подружка, всегда с иголочки одетая и причесанная, изменилась. Я осторожнo пыталась узнать, в чем причина, но она всегда говорила, что много работает, не остается времени на себя, и со смехом добавляла, что Славочка ее и так любит. И вот теперь...
 - И что ты ей посоветовала?
 - Я всегда опасаюсь давать советы. Обычно люди в таких случаях отталкиваются от собственного опыта. А у меня его нет. И я ей  предложила приехать к нам, поменять обстановку, немного развеяться.
 - Наверное, ты права. Дочка у нее, слава богу, не маленькая, позаботится о папе.
 - Да... Я уже сказала Сережке. Он особой радости не почувствовал. Ты знаешь, мы собирались Новый год встретить в пансионате, чтобы не связываться с готовкой и новогодними хлопотами. Но я убедила его. Он, сама знаешь, у меня не упрямый, всегда могу его убедить.
 - И когда ждешь подружку?
 - Числа 25 - 26.
 - Слушай, Ась, а как вы поместитесь в своей двухкомнатной? Давай так: пусть Марина весь день будет с тобой; говорите, гуляйте, а спать она может у меня. Комната Пашки свободная, он позвонил, извинялся, что приедет после праздников, а Новый год будет отмечать в семье своей девушки.
 - Нет, Светуль, спасибо тебе, конечно, но лучше я Кирюшу пошлю на время к маме, а Марине дам его комнату.

   Марина приехала 26 декабря. Молодая женщина была похожа на чуть увядшую, но все еще прекрасную розу. Не знаю, как ее забавляли и отвлекали от обрушившейся на нее беды, но через стенку слышался смех, звуки музыки, а Ася приходила домой с полными сумками.

   Новый год закрутил меня: все две недели - с 1-го до 14 - го - встречала и провожала родственников и друзей, поздравляла соседей. Ася с мужем и сыном, как обычно, заглянули 2 - го января, поздравили. С ними была и Марина, вид которой совершенно не выдавал обманутую женщину.

   Закончились новогодние хлопоты, начались серые будни. Возвращаюсь с работы. В подъезде сталкиваюсь с Асей, здороваюсь, а она молча кивает.
 - Ты что, нездорова?
 - Нет... я здорова... пока...
 - Пошли - ка ко мне, расскажешь.
 - Ой, Светка...

   Зашли в квартиру. Поставила я чайник. Но Ася сказала, чтобы я не суетилась:
 - Ничего я не хочу.
 - Хорошо. Давай, говори, что у тебя случилось?
 - Случилось не у меня. Случилось ... у НИХ...
 - Ничего не понимаю.
 - Сейчас поймешь. Ты не знаешь, но когда Марина приехала, я так старалась ей угодить: готовила, каждый вечер куда - нибудь ее выводила, подарки ей накупила...
Одна из наших учительниц заболела этим проклятым гриппом: высоченная температура, страшный кашель, боли в желудке. В общем, уложили ее в больницу. Мы с учителями решили ее навестить. Я позвонила домой и предупредила Марину: извинилась, объяснила ситуацию, и сказала, что вернусь поздно, часам к восьми. Потом позвонила Сергею. Он выразил недовольство и попросил особенно не задерживаться. Я говорю: "Обед готов (первое и второе), надо только разогреть. А больница в другом конце города. Раньше восьми никак не получится".
   В последний момент выяснилось, что директор школы не может пойти и просит перенести на другой день. Короче говоря, пришлось мне ехать домой. И приехала, как обычно, к шести часам. И что я вижу! Мой благоверный ублажает "несчастную" Маринку ... в нашей постели. Я думала, что сейчас упаду и больше не поднимусь. Я задыхалась, еле смогла выскочить из квартиры...
   Шла я по улице, не соображая, куда, зачем... Потом поехала к маме, что - то плела про больную подругу, про то, что транспорт плохо работает. Сказала, что звонила домой, предупредила, что переночую у нее.

 - И теперь ты у мамы?
 - Нет. На другой день я вернулась. Марины не было. Она уехала.
 - А что Сергей?
 - Сергей пытался что - то сказать, что- то объяснить, оправдаться, но я его остановила и попросила ничего не говорить. И вот уже четыре дня живем как посторонние люди: не замечаем друг друга, не разговариваем, спим в разных комнатах. Хорошо, что Кирилл еще у мамы. Он такой чуткий и так любит отца, что я не могу себе представить, как бы я себя вела при нем.
 - Ася, ты знаешь, я тоже воздерживаюсь что - то советовать, но в данном случае, мне кажется, надо простить, дать ему шанс.
 - Знаешь, Светочка, я где - то читала, что дать человеку, который тебя предал, второй шанс, значит дать ему вторую пулю, потому что в первый раз он в тебя не попал. Не дам я ему второго шанса. Никогда я не смогу забыть, значит не смогу и простить. Шанс ... А ЕЙ, моей пожизненной подруге... Она же тоже предала меня. Два предательства в одно мгновенье... Не многовато ли?
 - О Марине вообще не думай. Я понимаю, больно, но ее ты забудь, как страшный сон... А как же мама, папа, родители Сережи, Кирюша, наконец? У вас же есть общие друзья.  Одним махом порвать все связи... как ты себе это представляешь?
 - Не знаю, не знаю... Всю жизнь я думала обо всех, о себе - в последнюю очередь. Я ведь была убеждена, что обо мне думает МОЙ Сережа. Ведь у нас было все так замечательно... Знаешь, я все эти дни вспоминаю нашу с ним жизнь - от первого взгляда до этого злополучного дня - и пытаюсь как - то его оправдать... Не получается... Никогда не могла бы подумать, что Сережа может меня предать... Прав был Шекспир - "Клятвы, данные в бурю, забываются в тихую погоду". А какие были клятвы! И, знаешь, он же все выполнил, и от этого еще больнее...

   Не нашлась я, что ответить, но после ухода Аси долго думала о ней, ее муже. И вспомнила Константина Симонова и его знаменитое стихотворение "Открытое письмо", адресованное, правда, жене - предательнице. Я отлично понимаю, что не всё можно простить, потому что не всё можно стереть из памяти. И, кто знает, не испортит ли маленький, казалось бы эпизод, всю оставшуюся жизнь ... И надо ли прощать ради сына, который повзрослеет и уйдёт в свою жизнь, ради видимости благополучной семьи, ради родителей и общих друзей, оставаясь рядом с тем, кто тебя смертельно ранил?!