Ветеран и джинсовая ткань

Константин Крюгер
            
                «Если бы я был царь – я бы таки себе еще немножко шил на дому».

        Шить я начал внезапно - в 9-м классе. Мама на день рождения подарила продававшиеся в «Березке»  джинсы Super Rifle. Это был даже не предел желаний, это было за гранью реального. На всю школу  - единственную английскую в Пролетарском районе - было 9 человек в настоящих, не индийских, джинсах. Позднее, у кого-то из еще живущих классиков восточногерманской литературы я читал о немецком юноше, написавшем песню  “Blue Jeans” – о своей мечте. Что уж говорить о московском  девятикласснике из семьи военно-технической интеллигенции.  Я всегда твердо верил, что если очень что-то хочешь – это обязательно получится! И до сих пор жизнь меня в этом не разубедила! Так что вхождение джинсов в мою жизнь было очередным подтверждением истины.
      Но сидели джинсы на мне не так туго, как нужно. Правильный размер определялся надеванием джинсов лежа, втянув всё, что можно и нельзя. А я одевал стоя, сидя, свободно – «совершенно не тот нарзан!».  Я достал с антресолей машинку «Зингер», простую настольную прямошвейку 1902 года выпуска,  и  влёт ушил джинсы до нужного состояния – не вздохнуть. И произошло это абсолютно легко и естественно – «как к себе домой».  Позднее выяснилось: у меня был прадедушка – знатный портной, но запойный. Остался даже документ на гербовой бумаге с сургучной печатью, датируемый концом 19 века, разрешающий прадедушке, несмотря на иудейское вероисповедание, проживание в Санкт-Петербурге, как старшине цеха портных. От наследственности никуда не денешься. Оба гена – и портновский, и склонность к веселящим напиткам (может они взаимно связаны) во мне полностью проявились. После первой пробы у меня началась эпоха  активного пошива на себя, друзей и родственников, а позже на знакомых и незнакомых девушек.
         Когда я активно начал руководствоваться фразой  прибалтийского мастера детектива: «Первые радости с девушками без напитков не вытанцовываются!» -  тут-то и вылез во всей своей злой силе второй ген. Будучи сам эпизодически злоупотребляющим, я с пониманием отношусь к собратьям по болезненному состоянию. Многие мои друзья, не только портняжки, плотно дружили со стаканом.  По большей части их уже нет с нами по этой и другим причинам.  Шить мне периодическое употребление не мешало -  все институтские годы и позже я с удовольствием садился за «Зингер» .  Позже «Зингер» сменил «Веритас»  -  хобби очень помогало материально.  Творил  джинсы, комбинезоны,  юбки, куртки и рубашки  из брезента, авизента,  плащовки и изредка привозимой из-за бугра джинсовой ткани.

                «Батальон в атаку поведу я сам!»

         С подругой юности Натальей мы практически родственники - она была свидетельницей на моей первой свадьбе, а я  свидетелем на её первом бракосочетании. Во времена Союза Наталья летала стюардессой, во время рейсов познакомилась со вторым и третьим супругом. Она подолгу жила с мужьями в Европе и Австралии,  я часто путешествовал, но  всю жизнь мы не теряли друг друга из вида. В период, к которому относится данный рассказ (начало 80-х) мы оба проживали в Москве и состояли в своих первых браках.
         Отчим Натальи – Владимир Сергеевич, далее по тексту – Сергеич, представлял собой  абсолютно незаурядную личность.  Коренной москвич, из старинной офицерской династии –  естественно, что к началу 40-х Сергеич отбывал срок в лагере для членов семей врагов народа. Далее война – прошел через две особые штрафные роты. Когда я читал его послужной список – у меня волосы вставали дыбом.  Сергеича  дважды представляли к Герою, но оба раза наградной лист ложился под сукно – его весёлый нрав,  полное пренебрежение авторитетами и тяжелый характер препятствовали получению заслуженной награды. После войны он еще раз хлебнул сталинских лагерей – и за предков и за язык.
           В описываемое время Сергеич проживал в своей наследственной генеральской квартире,  в старом доме на углу ул.Димитрова  и 2-ого Хвостова переулка с видом на французское посольство.  Он с удовольствием пропивал ветеранскую пенсию и состоял в затяжной переписке с Министерством Обороны, Верховным Советом и Центральным Комитетом КПСС. Сергеич  не без оснований требовал вернуть ему дважды заслуженное звание Героя Советского Союза с предоставлением всего причитающегося. Герои в нашей стране всегда пользовались массой привилегий и льгот, включая серьезно увеличенную пенсию. С 1981 года  - 40-летия начала ВОВ -  ветеранам начали выдавать дачные участки и легковые автомобили, не говоря уже о всяких мелочах, и Сергеич твердо решил наверстать упущенное.  Соответствующие инстанции ему регулярно отвечали, что тщательно рассмотрев его дело, награждают очередным орденом Отечественной Войны следующей степени, что приводило Сергеича в сильное раздражение.  В ответном письме вместо благодарности он настоятельно рекомендовал им засунуть этот орден куда следует и требовал восстановить справедливость.
         Дома Сергеич ходил в полосатой пижамной двойке, на лацкане куртки  которой висели непараллельно  -под углом градусов 30 - две  орденские планки.  При внимательном рассмотрении для понимающих становилось ясно , что 4 из 8 орденов – ордена Ленина, а остальные – Красной Звезды и Боевого Красного Знамени. Когда же он надевал выходной пиджак – иконостасу мог позавидовать  Леонид Ильич.  Выпивал Сергеич постоянно и непрерывно, но всегда находился в сознании. Перед выходом из дома принимал горсть таблеток пектусина, утверждая, что они напрочь отбивают запах.  Выглядел Сергеич примечательно: длинный  кожаный плащ,  на левой руке –предполагающая протез кисти черная перчатка,  в правой  – палка (при том, что двигался он шустрее меня), и очки – 20 диоптрий. Инвалидность он получил  именно по зрению – смотреть в «рачьи» глаза было страшновато. Любил пошутить, юмор был тяжелым, что вполне объяснялось нелёгким жизненным путём.  Ходовая шутка - подойти к постовому  сзади (напротив его дома через улицу Димитрова стояла гостиница ЦК КПСС – поэтому милиционер стоял всегда) и, незаметно засунув ему палку между ног,  резко двинуть рукой влево. После чего просил перевести ветерана-инвалида через улицу. Подземного перехода вблизи не было. Все постовые его знали, не обижались, останавливали движение и переводили.


           "Джинсуха".

         Внезапно по Москве прошел слух, что завезли джинсовую ткань иностранного (Греция, Япония, Испания???) производства в ограниченном количестве,  уже продается в «Березке» , и скоро поступит в обычные магазины – надо ловить! Джинсы на тот момент в Москве стоили от 180 рублей, а метр джинсовой ткани – 18 рублей. Делайте выводы. В одни руки отпускали  по три, а где и по шесть метров –  очереди образовывались мгновенно,  длиной отсюда  и до завтра. Через час, максимум два – ткань заканчивалась. Естественно,  я вылавливал ткань, где мог,  все знакомые знали, что надо немедленно оповещать о месте и времени продажи. Ветеранам любой  дефицит продавали без очереди, и Сергеич с удовольствием (безвозмездно – ему нравился сам процесс) участвовал в закупках.
         Я сидел в лаборатории своего НИИ, когда раздался звонок: «Рядом с тобой, в Доме Ткани дают «джинсу» по 6 метров, но очередь  – удавиться. Говорят  - еще часа на два хватит». Срочно отпрашиваюсь, лечу в Дом Ткани, на всякий случай занимаю очередь где-то на улице, хотя понятно, что не хватит, и благо недалеко, к Сергеичу. Он  в своём обычном виде  - в пижамке - восседает в столовой, празднуя жизнь. Уяснив поставленную задачу – глотает горсть таблеток,  сноровисто преображается – плащ, перчатка, палка, и выходим. Сначала идем к табачному ларьку у соседнего подъезда – закончилась любимая «Прима». На задорный матерный вопрос продавцу о наличии сигарет – получаем резко отрицательный  и обидный матерный ответ. Как продавец сумел увернуться от стремительного выпада палкой прямо в амбразуру – теряюсь в догадках. Видимо тренированный.  Далее следуем к постовому.  Не дожидаясь шутки, он переводит нас на ту сторону и ловит такси - ветерану-инвалиду необходимо срочно в больницу.
        Пробившись сквозь толпу на входе в магазин, просачиваемся в торговый зал, и я понимаю, что к прилавку нам не подобраться. Сергеич, не раздумывая ни минуты, проводит свой замечательный маневр с палкой, и когда ополоумевшие покупатели в злобе оборачиваются  - они видят озверевшие «рачьи» глаза инвалида с клюкой и в черной перчатке, который в полном своем праве требует пропустить его без очереди. И всем без исключения ясно, что сейчас он пустит палку в ход, но уже «на поражение».  Народ у прилавка расступается, Сергеич  требует 12 метров джинсовой ткани  - «на плащ и костюм – племянник посоветовал».  Получив ответ – «не больше 6 метров» – вызывает заведующего. В беседе с ним разъяренный, не привыкший отступать  -  вот она, боевая закалка - Сергеич применяет непарламентские выражения.  Его начинает покачивать, и заведующий, обозвав его алкоголиком, вызывает милицию.
          Я  понимаю, что пора выдергивать Сергеича и тихо отваливать.  Но наряд в количестве трех человек появляется мигом, причем у старшего приборчик для определения количества алкоголя у нарушителя общественного порядка. Дело – труба! Не для Сергеича!  Для начала он демонстративно оплёвывает наряд,  нарочито активно дуя в трубку.  И, когда прибор не показывает ничего, то есть показывает отсутствие алкоголя в организме, начинается триумф Сергеича и аутодафе для всех остальных. «Весь израненный, покалеченный, я за вас, сук, жизни не жалел, а вы надо мной издеваться! У меня от контузий вестибулярный аппарат не работает – а вы, б..ди, меня алкоголиком!» В выражениях уже совсем не стесняется и кипит праведным гневом.
          Старший наряда предлагает заведующему, а заодно и продавщицам, извиниться перед ветераном – инвалидом и выполнить его требования. Про 6 метров вопрос уже не встаёт – Сергеичу отрезают 15 метров  - «с запасом -  племянник сказал». И пока милиция сажает его на такси, я проезжаю  5 остановок до его дома  на троллейбусе и жду у подъезда. «А я тебе говорил – пектусин – не хухры-мухры!», - довольный Сергеич садится продолжать праздновать жизнь.

           Ткани хватило на 12 джинсов – Спасибо Сергеичу!

           Полезные свойства пектусина - для меня  загадка по сей день.