За счёт заведения

Юрий Кутьин
    В 1980 г. посчастливилось  видеть Москву олимпийскую.  Тогда это было непросто – работал комплекс мер, защищающих столицу от наплыва неучтённой публики. Поезда дальнего следования шли кружным путём без захода в столицу, а билеты  на прямой московский поезд продавались  только, если был вызов в Москву рангом не ниже министерского. Такой вызов пришёл на наш завод, приглашали разобраться в « путанице»  с импортными запчастями.  У главного инженера, который собирался ехать сам, что-то не склеилось и он, явно сожалея об этом, поручил поехать и разобраться  с вопросом мне, молодому тогда инженеру. 
     В столицу прибыл  утром. Сразу без проблем и очередей взял билет обратно, на вечерний поезд. Удивили полупустые летом поезда, почти безлюдные вокзалы без толп граждан, приезжавших в Москву за колбасой, нарядные чистые  улицы столицы, магазины без очередей со всякими отечественными и импортными  вкусностями. Наше жигулёвское пиво стояло в магазинах в металличеких банках. Глаза разбегались.
Но дело прежде всего. Сразу встретился с нужными людьми из нашей конторы. Проехали на базу. Отсортировал неиспорченные запчасти.  Упаковали,  подписали акт.  Всё, командировочное задание выполнено. В конторе предлагали лишние билеты на олимпийские соревнования   по конкуру. Любителем конкура я не был, поэтому до вечернего поезда решил просто погулять по олимпийской  Москве пешком вдо-о-оль по Горького.  Глазею  по сторонам, захожу в магазины.  Купил в одном магазине игрушку сынуле – радиоуправляемую гоночную машинку с пультом и на батарейках.  Затолкал машинку в портфель, который сразу стал бесформенно–пузатым…
      Конец июля, жара. Время к трём часам дня, чувствую,  устал и проголодался. Это по лесу могу целый день ходить, ягодами питаться и ничего, а в городе по асфальту час–другой и уже хочется присесть, отдохнуть.
Дай, думаю, зайду куда–нибудь, вкусно пообедаю на суточные и отдохну. Вижу вывески ресторана,  гостиницы. Двери ресторана  открыты, время рабочее.  Немногочисленные, человек десять, посетители.  Спокойно сажусь за столик, спиной к колонне, вынимаю из портфеля  газеты и  просматриваю их, ожидая официанта.  Думаю, как обрадуется сынуля машинке. Не могу удержаться, вынимаю из портфеля пульт управления машинки, вставляю батарейки и ещё раз проверяю, как реагирует машинка на команды прямо в портфеле (не хватало ещё взрослому парню играть машинкой на виду у всех). Всё работает, довольный кладу пульт в карман пиджака и продолжаю изучать прессу. Вот спустя минут пять с этого момента  в ресторане начали происходить странные события.
 К немногим посетителям подходят официанты, те рассчитываются и покидают ресторан. Новых клиентов нет,  как-будто их придерживают, хотя время то обеденное   
В ресторане тишина,  никакой  движухи, только я один   сижу в прохладе, отдыхаю, углубясь в чтение.
Потом поднимаю глаза от газеты и вижу у дальней стены, где кухня, выстроились в ряд с десяток официантов, здоровых молодых  мужчин во фраках. Стоят, смотрят на меня все десять и молчат.
Ну, стоят и стоят. Не придаю и этому значения – сижу, читаю.
Официанты стояли довольно долго, а потом как по команде  ушли.  Я продолжаю спокойно сидеть, читать газету и ждать своего официанта.
      Через какое-то время неуклюжей походкой, семенящими шагами ко мне, наконец, подходит официант, как я думал, взять заказ. Обращаю внимание на его странное одеяние: под рубашкой как-будто фуфайка надета и, начиная от пояса круговой белый передник  до пола, не облегает, как положено ноги, а торчит, словно под ним жёсткий  колокол.  Официант жмётся к колонне и со мной разговаривает из-за неё выглядывая. Да и хрен с ними, думаю, с  этими странностями, мне бы лишь пообедать.
–Можно меню почитать, –опережаю официанта.
– У нас  остались только комплексные обеды: мясное ассорти, салат овощной и мясо-антрекот. Спиртного нет. А ты что не знал, что мы обслуживаем прикомандированных в Москву МВДешников из других областей, –сразу перешёл на ты официант, так как парень мой ровесник.
 –Ну, давайте, несите комплексный. А откуда мне знать то, я ж не  местный  –командировочный.
– А откуда? –цепляется официант.
 –С Череповца, с такого-то завода.
 –А там кто директор?
–Называю.
–Есть у нас здесь вологодские офицеры, называет имена фамилии, звания – не знаешь?   А самого звать как? А можно паспорт и командировочное удостоверение посмотреть?
 –Да ради бога, я ж понима – Олимпиада,–лезу во внутренний карман пиджака, а официант  прячется за колонну и выглядывает.  Протягиваю ему документы. Берёт, внимательно изучает и читает вслух фамилию, имя, отчество. Потом переводит взгляд на мой портфель.
 –Портфель у тебя большой, по магазинам прошёлся, купил что-то,  не похвастаешься?
 –Да, машинку сыну радиоуправляемую. Вот и пульт. Вынимаю из кармана пульт,  официант отпрыгивает за колонну и лоб его покрывается потом.
 –Вот ещё смотри – рыльно-мыльные принадлежности, –расстёгиваю портфель, –и больше ничего.
Минут пять меня ещё официант мурыжил вопросами. Взял, покрутил в руках пульт.  Но больше не потел и за колонну не прятался. А в завершении, ничего не сказав о заказе, резко прервав разговор,  ушёл  уже более нормальным шагом с каким-то явным облегчением во всём облике.
      Снова пошли посетители, а про меня как-будто забыли. Потом вижу, летит мой официант с подносом. Одет уже нормально, без странностей.
 – Извини,-говорит,–задержался, перед начальством отчитывался.  Вид у него довольный.  И ставит передо мной блюдо с приличной горкой мясной нарезки ассорти, большую чашку салата из свежих огурцов с помидорами  и мясо с картофелем–фри, причём кусок мяса такой, что с тарелки свешивается. Да, и ещё запотевшую бутылку чешского пива,  открывает,  пшикнув пробкой.
Удивляюсь и говорю, что пива не заказывал.
–Приказано накормить за счёт заведения.
–Кем приказано? За какие заслуги? Да мне всё это не съесть, – совсем теряюсь я.
–А ты сам подумай за какие заслуги, –шепчет официант, желает приятного аппетита, ещё раз говорит, что всё оплачено и уходит.
     Тогда за массой  впечатлений: Олимпиада, Москва, смерть Высоцкого и т. д. как-то не очень задумывался о происходящем в ресторане. А после возвращения в Череповец , особенно, когда директор спросил по какому поводу ему насчёт меня звонили из органов как раз во время моего обеда в ресторане  и уточняли на мой счёт «ху из ху», мне окончательно стало ясно, что они меня приняли за террориста, у которого в  портфелем  бомба. А что, подходил по всем параметрам:  июль, жара, а я в пиджаке и с портфелем, в котором угадывалось что-то крупное.  И место в зале ресторана удачное выбрал возле  колонны. Небольшой направленный взрыв подрубает несущую колонну и рушится вся многоэтажная гостиница с интуристами.  Весь мир показывает пальцем и говорит о неспособности русских обеспечить безопасность мероприятия.
Представьте -центр Москвы. Гостиница с интуристами. И некто подозрительный крутится с  пультом неизвестного назначения. Да, видимо, эти мои манипуляции с игрушечным пультом всех на уши и поставили. Наверняка, был объявлен, как сейчас говорят, красный уровень угрозы. Ситуация докладывалась, возможно, на самый верх. Люди в штатском были накручены на бдительность до предела.   И, наверняка,  меня ещё на улице  «сфотографировали» – болтается  без дела по центру столицы  подозрительный с большим портфелем, ну и вели на улице и в ресторане выясняли.
     Желая обойтись малой кровью, сначала устроили, так называемую, психическую атаку. Построили официантов в линию.  На людях психически неуравновешенных  это срабатывает, они отступают. Полно же городских сумасшедших.  Когда это не сработало, послали агента в бронекостюме, замаскированном сверху униформой официанта, на разведку, так как были сомнения в злом умысле объекта. И пока мы с разведчиком беседовали, успели оперативно позвонить на завод и всё уточнить.
     Возможно, я всё это время был под прицелом снайпера, и сделай какое-нибудь резкое движение – вы бы этого сейчас не читали. А они бы нашли чем оправдать свои действия. Но я вёл себя спокойно без вызова, не дерзил и не делал  резких движений. Позволил без сопротивления и  выкаблучивания всё о себе выяснить. А потому что в тот день был в порядке  отдохнувший, нигде не дёргался, не нервничал, ни в каких очередях не психовал, был спокоен как танк и людей из органов не раздражал и не провоцировал.
Да и они, видимо, за месяц в Москве отошли от ожесточающей текучки на местах, поэтому так необходимый по законам литературного  жанра конфликт в рассказе между органами и человеком не состоялся.  Да и слава Богу. Описания подобных конфликтов в литературе  приелись и надоели. А здесь и без этого  есть настоящая, не выдуманная, опасность,  но не будем о политике.  Если я неправ, пусть это будет не рассказ, а дневниковая запись  или  байка, наконец. Было бы интересно.
И ещё о людях из органов. Когда всё прояснилось, они,  вероятно, получив благодарность от начальства за бдительность,  несомненно, сами были рады, что  так всё кончилось  и что они не взяли греха на душу..  Тем более их миссия в столице, прошедшая  без экцессов, тоже подходила к концу и они готовились получать звания и премии. Я ничем их план не нарушил.  А с  точки зрения начальства фактически устроил им внеплановую проверку. Но идея накормить меня им бы и в голову, конечно, не пришла, потому что  я был для них просто рабочим объектом, который надо было быстрее отработать и забыть.   Это кто-то на самых верхах, удаляясь после доклада ему о разрешении вопроса, и раздачи поощрений отличившимся буркнул невнятно уже на ходу:
–Да, и парня покормите!
–Не понэл, трищ гнрал армии…?
 –Два часа ведь мурыжили, хорошо ещё не пришили, деятели, а ведь могли…»
–Есть, накормить объект, трищ гнрал армии!
Так, видимо, решался вопрос о постановке меня на разовое довольствие.
На разборе этого происшествия,  наверняка, затрагивалась проблема степени бдения. В нашем случае все были молодцы! Всё сделали правильно. В таких случаях, действительно, лучше перебдеть.
                число слов -1500.