Дары Богов. Глава 7. Шахматный клуб

Серж Ермаков
Паша Воропаев стоял рядом с крыльцом и курил. За его спиной красовалась  небольшая  вывеска - "Шахматный клуб". Он держал сигарету двумя пальцами в руке на отлете и жмурился, как кот, на заходящее солнце. К нему неторопливо подошел Эфенди. Он остановился и, выждав несколько секунд, поздоровался:
- Добрый день Павел. Извините запамятовал Ваше отчество Кажется Александрович.
Паша  насторожился:
- В чем дело?
- Да, собственно ни  чем. Решил, Вас поприветствовать, уж коль довелось снова увидеть.
- Ты, сам то кто? Что-то не припоминаю.
Эфенди на сей раз был одет достаточно традиционно для простого городского жителя. Куртка из серой плащевки на молнии и белая льняная летняя кепка. Он наигранно обиженно заметил:
- Стоит одеться попроще, и тебя перестают узнавать. Какой простой и незатейливый способ стать богатым.
- Хорош темнить. Не врублюсь, ты из ментуры или чалились вместе?
- Не то и не другое. Павел, Вам имя Майвизави, что-нибудь говорит.
Паша отклонил свою голову, то приближая, то удаляя свое лицо к лицу Эфенди. Его лицо растянула улыбка, он метнул окурок в урну, расправил  руки для  объятий:
- Мавиз, едрена вошь. А, мы тебя недавно вспоминали.
Эфенди сдержанно протянул руку для пожатия вежливо пресекая порыв Паши обняться. Паша радостно схватил руку Эфенди обеими руками и затряс:
- Ты. Ой, извиняюсь. Вы тут мимоходом или как?
- Павел, Вы так и не назвали мне своего отчества. Я, конечно, смогу обойтись и одним Вашим именем. Но, мне кажется, мне легче было бы к Вам обращаться по имени отчеству.
- Да, Алексеич я. Но меня здесь все, запросто, зовут просто Паша.
- Спасибо Павел Алексеевич. Это личное  дело  Ваших товарищей, как Вас называть. Я к своим друзьям отношусь с должным уважением и пиететом. Надеюсь мы друзья не просто на словах?
- Конечно, конечно. Но, тогда и я должен Вас звать не просто Мавиз.
Эфенди удивленно приподнял бровь и не надолго задумался:
- Похоже  Вы правы Павел Алексеевич. Зовите меня Мавиз Амигович.
- Шифруетесь?
- Да, нет, Павел Алексеевич, просто не хочу чтобы мои друзья язык сломали, правильно произнося мое имя.
- Понял, Мавиз Амигович. Так, вы тут случайно нарисовались, или виды имеете?
- Понимаете, Павел Алексеевич, нарисовался я не случайно. Но, в силу не благоприятных обстоятельств, припоздал.  О чем и очень сожалею. Но, узнал что шахматный клуб моих друзей открылся, к сожалению, совсем недавно. И как видите пришел к друзьям не с пустыми руками. Эфенди продемонстрировал Паше изящный дипломат в левой руке. Он аккуратно раскрыл дипломат и извлек из него длинную коробку горчичного  цвета с надписью - "CORTEL NAPOLEON":
- Это индивидуальный приз другу, которого я встретил первым.
Паша изумленно взял в руки коробку:
- Это че?
- Осторожно, Павел Алексеевич, не разбейте, это  бредни Наполеон, а  по нашему, просто французский коньяк.
- Амигыч, у нас в клубе запрещено распивать. Это типа допинг.
- Павел Алексеевич, Вы меня огорчаете. Надеюсь, здесь по близости найдется скамейка, на которой мы могли бы продегустировать французский напиток?
- А, то. Правда менты тут иногда патрулируют. Да, ладно, не маленькие, отмажемся.
Скамейка оказалась за большим кустом сирени. Эфенди из нагрудного  кармана достал складной металлический стакан и осмотрелся:
- Удобно. Истинный приют молодежи. Все есть и ничего лишнего.
Эфенди поставил дипломат на скамейку, взял и Пашиных рук коробку  и извлек из нее темно-зеленую бутылку. Когда стаканчик был наполнен бренди, Эфенди протянул его Паше:
- Извините Павел Алексеевич, к сожалению стаканчик один. Надеюсь это не препятствие.
- Конечно нет.
Эфенди придержал руку Паши с стаканом:
- Минуточку.
Он приоткрыл дипломат и извлек из него плод малинового цвета с крупными чешуями и раскладной карманный нож с ложкой. Разрезал фрукт пополам. и в воткнул в одну половинку ложку ножа.  Эфенди так  прокомментировал свои действия:
- Закуска. Драгонфрукт. Друг из Таиланда привез, угостил. Ну, со свиданьем.
Паша опрокинул бренди и взял в руку драгонфрукт. Эфенди придержал его руку:
- Как коньячок?
- Классно. Мягко пошла.
Эфенди разочарованно посмотрел на Пашу и стал наливать в стаканчик бренди для себя. Он наполнил стаканчик на половину, покачал его, вращающими движениями,  в руке и понюхал. Паша прокомментировал:
- Че его нюхать, то, Амигыч. Врут, что клопами пахнет. 
- Павел Алексеевич, уважаемый, я Вам назвал свое отчество совсем не для того, чтобы оно стало  предметом фамильярного обращения. Я думаю, Вас не сильно затруднит, использовать его по назначению.
- Заметано. Все понял, Мавиз Амигович. Дело конечно не мое, но мне кажется Вам лучше  взять отчество и по проще. Могут не понять, подумают выпендриваетесь, вопросы будут.
- Может Вы, Павел Алексеевич и правы.  По паспорту я Евлампиевич.  Что лучше?
- Тоже не подарок. Но, все же.
- Подозреваю, что с этим отчеством, мне точно не избежать того, чтобы меня звали только по отчеству. Давайте пойдем другим путем. Будем считать что Май это мое имя, а Визави отчество  К тому как здесь мое имя упростили я уже немного привык.
- А, Амигович как взялось?
- Все Павел Алексеевич, проехали. Май Визави и точка.
Эфенди выпил свой бренди в два приема. Сложил стаканчик. Вернул бутылку в коробку:
- Не хочу лишать Вас удовольствия, Павел Алексеевич, наслаждения французским  коньяком в привычной для вас обстановке, так сказать тет-а-тет.
- Майвиз, что за намеки. Паша никогда не крысятничал, тем более с настоящими друзьями.
-Поверьте Павел Алексеевич, я не хотел Вас обидеть. Но, прошу Вас не пейте его как дешевую водку. Пейте  не торопясь, получайте удовольствие. Поверьте, он этого достоин.
- Да, когда бы я его попробовал, если бы не Вы.
Эфенди, достал из дипломата пластиковый пакет, сложил в него коробку с бренди и драгонфруктом и вручил Паше:
- А, теперь я думаю пора навестить старых друзей и открыть им глаза на то что не стоит считать и называть допингом.
Шахматный клуб размещался на первом этаже в двухкомнатной квартире. В соседних квартирах по площадке размещались нотариус, офис  фирмы "Аналог плюс" , и юридическая консультация. Перед этим в квартире шахматного клуба размещалась районное отделение общественных организаций. В свое время
 эти организации помогли привести к власти новых молодых хищников, Как только власть оказалась у этих людей в руках, они вспомнили множество пословиц. Особенно в ходу стала пословица - "Дружба дружбой, а табачек  врозь." И молодая власть, демонстрирую свой принципиальный подход к делу,  сочла, что содержание общественных организации дело хлопотное для бюджета, и предложило существовать организациям на членские взносы. Члены организаций сочли это справедливым. Но, членские  взносы оказались для них неподъемным грузом. Помещение временно пустовало. Шахматный клуб с трудом был зарегистрирован как некоммерческая  организация. Он  с трудом победил в конкурсе коммерческих организаций на аренду помещения. 
Паша жестом хозяина распахнул дверь перед Эфенди. В коридорчике квартиры двое молодых людей курили, стряхивая пепел в консервную банку. Паша взревел:
- Сколько надо повторять, что курить на улицу? Уважать надо своих товарищей!
Молодые люди молча поплелись на улицу. Паша им в след рявкнул:
- Штрафовать будем за курение в клубе.
Эфенди прошел из коридора в первую открытую дверь. Помещение представляло из себя комнату средних размеров.  В комнате,  вдоль  стен стояли три стола. За каждым столом  можно было организовать игру на двух шахматных досках. Из-за спины Эфенди Паша радостно крикнул:
- Смотрите кого я привел.
Игроки и болельщики оторвали глаза от шахматных досок и посмотрели в дверной проем. Лица и глаза были задумчивы и безучастны. Эфенди снял кепку и сказал:
- Павел Алексеевич, ни когда не думал, что, верный способ разбогатеть это по проще одеться.. Не правда ли Николай Андреевич?
Эфенди смотрел в глаза Николаю Петровичу Клюеву. Клюев его поправил:
- Николай Петрович. Андреич у нас это вот он. Ярослав Андреич.
Клюев кивнул головой в сторону своего партнера по шахматной доске. Эфенди извинился:
- Простите  великодушно, память стала подводить.
Клюев старательно вглядываться в лицо Эфенди.
- А, Вас я что-то не узнаю, лицо вроде знакомое, очень знакомое.
Узнал Эфенди  партнер Клюева по шахматам, Кузнецов:
- Стареешь Петрович, это же Мавиз, собственной персоной.
Кузнецов встал со стула и направился к Эфенди, протянул ему руку со словами:
- Здравствуйте Мавиз. Каким ветром Вас занесло?
- Решил навестить старых товарищей, Ярослав Андреевич. Для Вас с уважаемым Николаем Петровичем у меня индивидуальный подарок.
Эфенди-Мавиз, извлекая из своего дипломата две книги, продолжал:
- У меня сложилось мнение, что Вы очень любите и тонко чувствуете природу. Я не знал, есть ли у вас дачи, поэтому от книг по огородничеству и пчеловодству воздержался. Мелькнула у меня мысль о псовой охоте, поскольку на эту тему есть прекрасная книга Челищева о наганивании гончих. Но, понял, что в наше время это скорее экзотика, чем хобби для простых любителей  природы. Поэтому позвольте Вам преподнести эти две книги, читать сможете обмениваясь. Эфенди протянул Ярославу Андреевичу и Николаю Петровичу книгу Л.П. Сабанеева "Жизнь и ловля пресноводных рыб и  энциклопедию грибов. Клюев и Кузнецов с плохо  скрываемым восторгом и благодарными лицами приняли подарки и стали их рассматривать. Из-за их спины выглянуло строгое женское лицо и раздался недовольный женский голос:
- Как же. природу они любят. Выпить они любят. И дача у нас есть, а когда ты нам в последний раз был?
Клюев дернулся от удала женского локтя в бок. Повернулся в  полуоборот  и скосил глаза на женщину. Эфенди подобострастно склонил голову в полупоклоне, в сторону женщины:
- Позвольте представиться сударыня, Май Визави. Николай Петрович, Вы и даму пристрастили к шахматам.
- Не, Мавиз, это моя жена, ей на шахматы наплевать, это она нас пасет. Ну, Вы сами понимаете.
Женщина недовольно его прокомментировала:
- Да, тебя на пять минут оставь, обязательно куда-нибудь вляпаешься.
- Сударыня, простите великодушно, Вы не сказали как Вас звать. Николай Петрович, будьте любезны, представьте мне Вашу супругу, Как  звать, величать Вашу половину?
Клюев смущенно сказал:
- Наталья Викторовна.
- Рад знакомству, сударыня.
Наталья Викторовна смотрела скептически на Эфенди и молчала. Стали подтягиваться другие шахматисты. Из кухни вышел Валера. Он развел руки:
- Просто не вериться. Такие люди и без охраны. Мавиз. Рад видеть.
- Валерий, счастлив видеть Вас. Совсем не давно узнал, что вы открылись. Поздравляю.
Они пожали друг другу руки.  Среди шахматистов наступило оживление. Послышались голоса и новые рукопожатия:
- Здравствуйте Мавиз, рад видеть.
- Здравствуйте Вячеслав.
- П-и-вет Мавиз.
- Здравствуйте  Юрий.
- Рад видеть Мавиз.
-  И я рад Вас видеть Петр. На Вас Петр я возлагал особые виды. Мы обязательно должны с Вами сразиться в шахматы. А, вот и Константин.
- В дверях стоял слегка растерянный Костя:
- Здравствуйте Э-э-э
-Здравствуйте Константин. Тоже меня не узнали? Я, Май Визави.
Костя протянул руку и медленно кивнул:
- Извините, просто растерялся.
Растерянность медленно сползала с  лица Константина. Эфенди-Мавиз огляделся:
- Ну показывайте свои апартаменты, свои, так сказать, хоромы.
Он подошел к столу, на котором стояла шахматная доска  Клюева и Кузнецова, под настороженным и подозрительным взглядом  Натальи Викторовны:
- Гамбит Эванса. Достойный дебют. А, я правильно понимаю апартаменты у вас двухкомнатные. Позвольте взглянуть на вторую комнату.
Он направился к двери в другую комнату. Сзади Валера пояснял:
- У нас здесь тоже столы, но пользуемся редко,  когда наплыв желающих поиграть, или когда турнир на первенство. А так, у меня здесь кабинет, бухгалтерия,  документация, отчетность.
Комната по размерам была такой же как и первая. Но, столов в ней было только два. Один из столов стоял в центре комнаты, над ним висел оранжевый абажур, в стиле послевоенного времени. Второй стол стоял у стены, рядом с ним стоял книжный шкаф, со стеклянными дверками. На верхней полке шкафа стояли два спортивных кубка, на других стояли книги по шахматам, лежали шахматные доски и детский игрушечный телефон.   Эфенди, осматривая комнату, обошел стол стоящий в центре:
- Миленько, миленько.
Он положил на стол свой дипломат, щелкнул его замками и извлек коробку с коньяком NAPOLEON CORTEL и несколько дрогонфруктов. Валера замахал руками:
- Исключено, пить у нас в клубе категорически запрещено. Шахматы это тоже,  какой ни какой, а вид спорта.
Эфенди-Мавиз  сделал удивленно-разочарованное лицо:
- Валерий, друг мой, я сам себя перестал бы уважать, если бы пришел к своим друзьям с пустыми руками. И, согласитесь, твердость правил подтверждают исключения из них. В конце концов мы сегодня можем провести вполне научный шахматный коллоквиум.
От двери раздался раздраженный женский голос:
- Я так и знала. Я так и знала. Шахматный клуб, ах шахматный клуб. Самим лишь бы глаза залить до потери пульса.
Эфенди:
- Смилуйтесь сударыня, Наталья Викторовна, Вы считаете что, одной бутылкой коньяка такая компания может залить глаза до потери пульса?
- Да, знаю я вас, вам бы только начать, а уж потом не остановишь. Тоже мне, сударыня, сударыня, а бельма зальют, один мат сплошной.
Эфенди обескуражено развел руками. Валерий назидательно смотрел на Эфенди. За спиной Натальи Викторовны, потупясь, стоял Клюев. В комнате повисло тягостное молчание. Клюев нерешительно промямлил:
- Ну, чего ты Натаха. 
- А, ничего. Надоели мне твои вечные пьянки. Давай, пошел домой, шахматист гребаный.
Клюев скорбно махнул рукой:
- Пока мужики, извините.
Наталья Викторовна посмотрела на Кузнецова и громко сказала:
- Я твоей Тоньке тоже позвоню, чтоб знала, какой у вас тут  шахматный турнир.
Ярослав Андреевич поморщился и тоже потянулся к выходу. Паша рассерженно выдохнул:
- Мавиз, блин, ну Вам же Петрович ясно сказал. Пасет его супруга. Теперь, блин, когда он еще выберется в клуб.
Юрий прокартавил:
- Да, зат-а-хала уже жена Пет-овича. Она как п-идет, я иг-ать не могу, весь на нейвах.
Павел мотнул головой:
- Да, ладно, тоже мне, подняла хай на ровном месте. Че скисли то. Ну че, теперь повеситься. Валера, ты че как не родной. Хорош выпендриваться. Тащи стаканы. Мужики тащите стулья. Мавиз не расстраивайся. Фигня это все. Так сказать, печальной стороны житухи обороты.
Эфенди вздохнул, сел на стул и пробормотал:
- Не хорошо вышло, лопухнулся я.
Кто то сказал:
- Да, это вам не у Пронькиных, не прорвешься.
Валера поставил стаканы на стол:
- Ну, что мужики, может скинемся? Мавиз, конечно человек щедрый, но на халяву трескать это, как то, не по людски.
Эфенди быстро возразил:
- Нет, господа-товарищи, сегодня угощаю я. Простите, извините, но, если вы меня уважаете, не возражайте. Одной бутылки, конечно, мало, но, денежки у меня пока водятся.
Он выложил  на стол несколько купюр. Павел выразительно посмотрел на Петра:
- Питер, мы тебе доверяем, ты не оплошаешь. Будь другом сгоняй за горючим. Мавиз что брать?
- Только французский коньяк. Я пришел к моим друзьям, а не ко всяким там разным индивидуумам. Петр, извините, хлебните на дорожку, все веселей будет в очереди в магазине стоять.
Петр быстро опрокинул в рот налитое в стакан и скрылся в дверях.
Первый тост, за встречу, прошел в сдержанной обстановке. Все еще были под впечатлением, ухода Петровича и Андреича. Эфенди-Мавиз объяснил собравшимся как надо правильно закусывать драгонфруктом. Вторым тостом разразился Валерий:
- Предлагаю выпить за Мависа, редкого человека, и нашего друга. Если бы не он, может нашего клуба и не было бы.
- Не преувеличивайте   моих заслуг Валерий.
- Ну, вы сами видете. Мавис, он не только  замечательный, но и скромный человек.  За Мависа!
Народ начал потихоньку оттаивать и становиться разговорчивей. В ход пошли воспоминания и интересные истории. Пустая бутылка исчезла под столом. Вдруг Юрий с серьезным лицом произнес:
- Мавиз, Вы обещали коллоквиум.
Эфенди обескуражено посмотрел на окружающих и решил отшутиться:
- Юрий, а чем Вам не нравиться эта форма коллоквиума? Можно конечно пресекать высказывания не имеющие отношения к шахматам.
-Меня смущает отсутствие пленарного доклада. Вашего доклада Мавиз.
- Что же, Вы наверное правы Юрий, хотя, как я посмотрю, Вы педант. Собственно, темой моего доклада предстояло стать - "Какую дозу в спортивных шахматах должно считать допингом." Павел Алексеевич не даст соврать.
- Это  точно, Мавиз мне это сказал еще до входа в клуб.
Подтвердил Паша. Мавиз-Эфенди продолжил:
- Но, против заявленной темы поступило возражение   со стороны женского части клуба, оно же послужило и ветом на эту тему. Собственно, я выдвигаю тезис, что допустимая доза ни в коей мере не может служить допингом, а скорее наоборот, играет роль тренировочного спортивного снаряда. Какие есть мнения по этому поводу.
После небольшого раздумья присутствующих, дискуссия обрела новый форму. Кто то спросил:
 - А, можно считать повышенную дозу спортивной форой для партнера?
- Мне кажется о дозе как о форе надо договариваться заранее.
- Ни фига себе, а если я вообще не пью.
- Не заливай, все видели как ты только что заложил за воротник.
- Я, не в прямом смысле, а чисто гипотетически.
- А, на фига тебе вообще в шахматах фора?
- А, для понту, в других видах единоборств есть, а мы что рыжие.
Вернулся Петр и начал под  восторженные возгласы выкладывать из сумки на стол бутылки. Первой была бутылка Курвуазье, за ней последовали три бутылки Наполеона. Тут Петр задержал руку в сумке и посмотрел на Мавиза:
- Я не удержался, в магазине акция, три бутылки по цене двух.
Он выложил  на стол связку из трех бутылок виски Вильям Лоусон.
Мавиз поморщился:
- Друзья мои, я не против виски, я против того чтобы мешать выпивку. Потом, если акция, то это, либо вискарь левый, либо с акцизными марками что то не так. Да, ладно Петр, не переживайте, все в порядке. А вот Курвуазье, это замечательно.
Петр выложил на стол четыре шоколадки "Вдохновение", тонкий лаваш в полиэтиленовом пакете и два обода краковской колбасы. Сидящие за столом возликовали:
- Вот это по делу. Закусь это правильно, Закусь это первое дело.
Петр сказал:
- Ну, я могу и одно виски, я коньяк еще не пил. Так что мне мешать еще ничего.
Кто то возразил:
- Ну, ни фига себе, три пузыря в одно лицо, это не честно.
Кто то другой ответил:
- А, бегать за тебя в магазин, когда ты тут бухаешь, это честно? Пей Питер, все  в порядке.
Мавиз подытожил:
- Петр, позвольте виски это будет мой Вам презент, так сказать бонус за поход в магазин, Выпьете потом, а сейчас вместе со всеми по коньячку.
Вскоре застолье перешло в новую фазу, когда выпито уже достаточно, чтобы найти собеседника, но когда еще совсем не хочется расходится по домам. Тосты рождаются с трудом, и все понимают, что не в тостах дело, а чем то совсем ином, что просто чувствуешь, но как собака сказать не в силах. Народ начал выходить на перекуры. Именно в такие моменты из разрозненного сообщества рождается  коллектив, и набирается единения, как цементный раствор превращается в бетон, набирая прочность. Именно в такие моменты люди начинают чувствовать, что готовы идти в разведку с тем с кем только что сдвигали стаканы. Мавиз, сидящему с ним рядом Валере предложил:
- Пойдем покурим.
- Да, я не курю.
- Ну, просто постоите, подышите свежим воздухом. Есть разговор.
На улице они отошли к скамейке, на которой до этого Мавиз распивал с Пашей коньяк.
- Понимаете Валерий, я хочу подарить вашему клубу бильярдный стол. Но прежде чем это сделать, хочу поинтересоваться. Это не вызовет затруднений в работе клуба.
- Ну, Мавис, Вы даете. Из вас сюрпризы сыплются как вода из лейки.
- Это плохо?
- Да, нет, это хорошо, но всегда неожиданно и как бы это поточнее выразится ...
- Валерий скажите эта неожиданность неприятна? Не к месту?
- Что Вы, Мавис, это и приятно, и к месту. Но, вы же знаете народец у нас по большей части гнилой, обязательно стукнут куда надо. Но, я думаю, это мы как-нибудь утрясем. Когда собираетесь привезти стол?
- Завтра, сегодня уже не успеть. Блин, это ж какие деньжищи то. Мы Вам по гроб жизни будем должны.
- Ничего вы не будете мне должны, это подарок клубу.
- Да я не в том смысле. Удивительный Вы человек.  Я, когда Вас в первый раз увидел, сразу понял, что более удивительного человека мне уже в жизни не увидеть.
- Да, ладно Вам, Валерий. Хотя за добрые слова большое спасибо. И еще. Как поживает этот Ваш диссидент?
- Какой диссидент?
- Ну, который  с эн-ка-вэ-дешником тогда в парке сцепился. Павел Алексеевич его тогда кажется Шварцнегером называл.
- Какой Павел Алексеевич?
- Ну, Павел, с которым я пришел сюда, он у Вас кажется администратор.
- А, Пашка. Так бы говорили, а то Павел Алексеевич. Так это не диссидент, это Антисоветчик. Нет,  его Пашка не Шварцнегером называл А, как это, блин, дай припомнить, дай бог  памяти. А Шварцычем.  Да, я толком Антисоветчика не знаю, я с ним не контачу, так, привет- привет. Пашка его по зоне знает, но тоже не контачит. Это надо у Михал Михалыча спросить, у них там какие то про меж собой дела.
- А Михал Михалыча как повидать?
- Ну, это проще. Он у нас тоже не частый гость. Он сам то в шахматы не играет, но иногда заходит посмотреть, как играют  другие. Вы свой телефон оставьте, как появится, я звякну. 
- Конечно, я оставлю телефон. Хотя, нет. Не получится, телефон служебный, секретарша у директора новая, на телефоне сидит, никого из персонала не знает. А, и кого знает к телефону  не зовет, говорит, что здесь таких нет.
- Мавис, Вы что в какой то шарашке служите? Никогда бы не подумал.
- Ну, числится то где то надо. Я еще помню статью 209 у-ка за тунеядство.   Ностальгия вещь сильная, не отпускает. А, времена не выбирают, в них живут и умирают.
- Неужто чалились по ней?
- Нет, бог миловал.
- А, я бы не удивился. Вы, Мавис, человек непредсказуемый. От Вас чего хошь можно ожидать.
- Спасибо, друг мой, на добром слове.
- Да, Вы не обижайтесь, я это, можно сказать из уважения к Вам. У нас же в стране все уважаемые люди сидели, начиная с Ленина.
- Хорошо, Вы знаете Валерий, я Михал Михалычу записку оставлю.
Мавиз достал блокнот из внутреннего кармана куртки и вырвал из него листок, быстро написал записку, сложил листок пополам и передал Валерию:
- Вы уж, Валера, не забудьте, передайте Михал Михалычу.
- Мавис, как можно, обязательно передам, не волнуйтесь. Ну, что к столу?
- Валерий, Вы пока не говорите, что я завтра привезу бильярдный стол, пусть будет сюрприз.
- Заметано.
За окном в помещении клуба уже вразнобой пели песни. Через час все потихоньку стали расходиться.   
На следующий день Валерий встретил Мавиза еще на пороге шепотом:
- Когда привезут? Я молчу, ни кто ничего не знает.
Мавиз перебросил небольшой футляр из одной руки в другую и  посмотрел на часы:
- Обещали через сорок пять минут. Могут задержаться конечно.
В это время на улице послышалось характерное урчание грузовика. Мавиз и Валера подошли к окну. Грузовик остановился у их подъезда. Из кабины вышел парень в чистеньком голубом комбинезоне и голубой кепке. В руках он вертел бумажку и смотрел то на бумажку, то на дверь подъезда, видимо сверялся с адресом доставки. Потом он вошел в подъезд и через несколько секунд в шахматном клубе прозвенел у  входной двери звонок. Дверь открыл Валера. На него смотрел парень в голубом комбинезоне:
- Бильярдный стол сюда заказывали?
- Сюда.
Дальнейшее все происходило быстро и сноровисто. Бригада из трех человек занесла коробки, свертки и инструмент и приступила к сборке, установке и юстировке по уровню бильярдного стола. За спиной Валеры шахматисты со взволнованными лицами тихо его теребили за рукав:
- У нас что, часть помещения забирают?
- Нет, ни кто ничего не забирает. Спокойно. Мавиз нам сделал подарок.
Когда все поняли, что идет монтаж бильярдного стола, тревога на лицах сменилась восторгом и удивлением. Раздалось радостное повизгивание. Наконец на стол вывалили шары и треугольник. Валерий торжественно сказал:
- Мавис первый удар Ваш. Вам разбивать шары.
Мавиз неспеша открыл футляр, вынул из него части кия и стал их свинчивать между собой. Потом он долго целился кием в биток. Наконец первый удар был сделан. Мавиз оперся на кий и сказал:
- Объявляю турнир по русскому бильярду открытым. Приз победителю этот кий с клеймом мастера Андрея Чемоданова, если это имя кому то, что то говорит. Поверьте этот кий не стыдно показать  даже на чемпионате мира по бильярду.
От двери в комнату раздалось:
- Не может быть. Кий от самого Чемоданова. Покаж.
Через людей у двери к Мавизу пробирался Антисоветчик собственной персоны. За его спиной маячил Михаил Михайлович. Валера удивленно расширил глаза:
 - Мавиз, я впервые вижу таких везунчиков как Вы. Только захотели увидеть Антисоветчика, а он уже тут. Год его тут не было, и на тебе.
Антисоветчик взял кий из рук Мавиза и стал рассматривать. Не спуская взгляда с кия спросил:
- И, кто это меня хотел видеть?
Он поднял глаза на Мавиза, и как будто увидел его заново:
- Опа, вот так встреча. А, мы тогда так и не познакомились. Мне тоже давно хотелось познакомиться с Вами, да не знал как. 
- Я Май Визави.
- Офигеть, не встать. Я, ни на зоне, ни в артистической среде таких кликух не встречал. Бывали заковыристые, но в пределах житейско-бытовой фантазии. А тут, на тебе, Мой Друг Напротив Меня. Почему не МОН ШЕР?
- Это банально.
- А это с заковыкой.
- Здесь меня сократили до Мавиза, я уже согласился и привык.
Антисоветчик рассмеялся:
- Еще хлеще. Похоже это они в точку.  ПЕВЧИЙ ДРОЗД. Похоже. Я тоже на антисоветчика не обижаюсь. Да и на Шварцевича тоже не обижался
Окружающие ошалело слушали и похоже ничего не понимали.
Антисоветчик сделал легкий поклон:
- Позвольте представиться. Шарапов Илья Августович.
- Рад знакомству Илья Августович.
- Я тоже рад.
- Что скажите за кий Илья Августович.
- Не могу утверждать наверняка. Очень похоже на работу Чемоданова. Доводилось держать его кии в руках. Если и подделка, то классная. Если позволите, хотелось бы, если можно, попробовать на ударе.
- Я думаю, к моей просьбе отнесутся с пониманием. Друзья прошу Вас дать возможность первую партию сыграть Илье Августовичу. А, партнера ему выбирете сами. Помнится Юрий у нас был большой мастер по ведению турнирных таблиц.
Юрий спросил:
- Мавиз, а Вы сами почему не хотите составить копанию Илье Августовичу?
- Мне кажется это не этично, принимать участие в игре, в которой сам назначил приз. В следующий раз непременно сыграю. Непременно не дам ни кому спуска. А сейчас я буду только зритель. Друзья мои, на самом деле я мечтаю, чтобы каждого из вас узнали как  отличного шахматиста или отличного бильярдиста, или как и шахматиста и бильярдиста одновременно. Дерзайте.
Аплодисменты сначала редкие, а потом дружные стали началом турнира по бильярду.
Мавиз отозвал в сторону Павла:
-Друг мой, Павел Алексеевич, Вы, я помню, мечтали организовать тотализатор. Мне кажется сейчас вполне подходящий случай.
- Ну, какой тотализатор в такой тесноте, да и стуканут обязательно. Не успеешь оглянутся, а уже дело шьют.
- Вот именно эту проблему я и хотел решить с помощью технических средств. Самое интересное, Вас ни кто даже в лицо знать не будет.
- Это как?
- Технические детали, если Вы согласны,  я объясню позже. На это надо время.
- Если Вы все это можете сделать сам, то на фига я то Вам нужен, Мавиз.
- Видите ли Павел Алексеевич, я люблю раскручивать проекты, но рутина их сопровождения меня сводит с ума. А, Вы я чувствую имеете склонность к рутинной работе, по крайней мере она Вас не напрягает.
- Блин, подведете Вы меня под монастырь Мавиз.
- Ну, значит не договорились, а я на Вас надеялся. Жаль. Пока.
- Стоп, что значит пока. Я же должен понять во что ввязываюсь. Какой навар будет с этого дела, как делить будем.
- А, никак делить не будем. Весь навар Ваш Павел, сочтете нужным поделиться буду благодарен. Не сочтете, не обижусь. Правда технические средства придется оплатить, в крайнем случае могу их дать в аренду по сходной цене.  Совет правильный как  получить прибыль с проекта тоже дам.
- Ну, Мавиз, чувствую обуваете Вы меня. А, Вы Мавиз не простачек. Значит, говорите сделали клубу презент, а сами на этом деле хотите руки нагреть.
- Павел Алексеевич, я Вам уступаю возможность погреть руки. Я пас. Дерзайте.
- Так, что значит уступаю. И как я один все это раскручу, чтобы и с выгодой быть и не попасться, и чтобы рэкет не наехал.
- Павел Алексеевич, Вы уж на что-нибудь решитесь. Как говорится, либо крест сними, либо исподнее надень. Я чувствую, Вам необходимо время на размыщление. Так ни кто же не торопит. Думайте.
- Конечно, как же, думайте, а турнир пройдет.
- Павел Алексеевич этот турнир не последний, поверьте мне. Я зайду сюда после завтра. В пятницу. Будет мне что сказать, скажете. А, нет так нет, на нет и суда нет. Позвольте откланяться.
Мавиз подошел к Валерию:
- Скажите Валерий, а в эту пятницу у вас в клубе все равно будет санитарный час?
- Хотите прийти поиграть именно в пятницу?
- Именно в пятницу и именно в санитарный час. Вы же мне не откажите в этой любезности Валерий?
Валерий обалдело уставился на Мавиза:
- А, Вы жук Мавис. Кто стуканул?
- А,  ни кто, сам догадался. Знаете, Валерий, а за сегодня Вы не первый, кто заподозрил меня в моральной нечистоплотности. а жаль. Так что, санитарный час, клуб закрыт? Или?
- Мавиз, я Вам не перестаю удивляться. Вы вроде и просите не настойчиво, а отказать Вам невозможно. Если, Вы знаете про санитарный час, значит знаете, что надо на него с собой брать. Ну, блин, найду крысу, удавлю на фиг.
- Не надо Валерий ни кого искать. А тем более давить. Заметьте крысы стучат врагам, 
а друзьям просто открывают глаза. Собственно, Вы сами мне все подсказали.
- Хорош туфту гнать. Когда это я Вам подсказал? Мы с вами про санитарный час словом не обмолвились. Ну, Мавиз, Вы опасный человек. И как после этого с Вами за  карточный стол садиться.
- Заметьте, Валерий, слова, карточный стол, сказали Вы, а не я. И во время банкета телефоном пользовались Вы. Да не звонил Ваш телефон, но лампочка то в шкафу загоралась, типа это охранная сигнализация, и трубка у телефона у Вас хитрая, кто не знает не поймет. Детская игрушка, для шуток. Но, я то калач тертый. Вот и на Вас напала подозрительность. А зря. Я Вам не враг, а друг.
- Ладно, Мавис, проехали. В пятницу санитарный час начинается после четырех.
- До свидания Валерий.
Уход Мавиза никто не заметил, все были увлечены бильярдом.

  Турнир продолжался более двух недель, количество желающих принять в нем участие росло день ото дня.