Уважайте себя

Леонид Рабин
Apr. 4th, 2012

Очередная буря в стакане воды взбудоражила русскоязычную общественность Израиля. В учебнике обществоведения для средней школы написали, что алия из Советского Союза приехала по экономическим соображениям, в значительной степени состоит из неевреев и даже из христиан, и не обладает сионистской мотивацией, после чего представители упомянутой общественности начали возмущаться – ее обидели.

Глупая, но вполне предсказуемая реакция. Исходит она прежде всего из тех кругов, которые больше прочих стараются войти в доверие к правящей в стране касте, надеясь получать за это вкусные пряники из ее рук. Кто в теме, прекрасно поймет, кого я имею в виду. Эти граждане вынесли уже достаточно много оскорблений в адрес тех людей, которых они вроде бы представляют, но когда представляемую ими общину обвинили в недостаточной еврейскости, это задело их за живое.

Впрочем, я не удивлен ни обвинениями, ни дурацкой реакцией на них. В этнократическом обществе, которое представляет собой нынешний Израиль, всегда будут "более ценные" и "менее ценные" граждане, граждане первого, второго и третьего сорта, причем их сортность будет определяться соответствием некоему "стандарту еврея", сложившемуся в головах лидеров страны. При такой системе русскоязычные всегда будут вторыми после арабов кандидатами на раздачу пендюлей – за то, что они "недостаточно евреи", недостаточно религиозны, недостаточно строго блюдут чистоту крови, отмечают "гойские" праздники. Наша община в принципе может быть полностью легитимизирована только после конституирования Израиля в качестве государства всех его граждан, в котором все граждане равны и равно легитимны, и соответственно их мировоззрение и культурные особенности тоже легитимны. Однако понимание этой простой истины диктует совершенно другой образ мышления и действия нашей общинной верхушки, поэтому верхушка, надеющаяся на получение пряников от первосортных граждан, не желает ее понимать.

А теперь давайте поговорим об "обвинениях" по существу. Я считаю, что нам не в чем оправдываться и нечего стесняться. Да, многие русскоязычные "олим" приехали за колбасой, но точно такая же мотивация характеризовала почти все остальные потоки репатриантов в Израиль. Состоятельные марокканские евреи уехали не в Израиль, а во Францию. В том же Марокко и Йемене и сейчас живут евреи, не пожелавшие поехать за колбасой в Израиль. Чуть ли не половина аргентинских олим уехала обратно, как только в стране исхода улучшилось положение с колбасой. Если еврейское государство создано не для того, чтобы обеспечить колбасой евреев всего мира, желающих в нем жить, оно вообще не имеет смысл. Неужели кому-то нужно еврейское государство, в котором живут бедные и несчастные евреи?

Далее, по поводу крестов на шее. Не секрет, что христианская культура сыграла большую роль в формировании самосознания и идентичности русскоязычного и восточноевропейского еврейства. Имена таких евреев-христиан как Александр Галич, Борис Пастернак, Иосиф Бродский, Александр Мень всегда останутся частью нашей общинной культуры, как Баба Сали – частью культуры общины, из которой он вышел. Неужели мы должны от них отказаться? Мы должны считать их русскими, а не евреями? Они сами себя никогда не считали русскими по национальности, а считали евреями-христианами. Кто имеет право заставить нас отказаться от части себя? Величайшие деятели русскоязычного еврейства пропитались христианским и либеральным дискурсом и соответствующими ценностями. Разве это плохо? Рамбам точно так же пропитался дискурсом и ценностями классического ислама, почти дословно переложив исламские фатвы на понятийный язык иудаизма, и тем не менее книги типа "Законов царя", в которых он это сделал, считаются золотым фондом еврейской культуры.

Вместо того, чтобы возмущаться пассажем о "крестах на шеях", я бы возмутился тем, что в израильских школьных учебниках ничего не написано про того же Галича и про Александра Меня. Неужели позиция и мысли Александра Меня заслуживают меньшего уважения и понимания, чем позиция и мысли Меира Кахане? Я считаю, что намного большего. Эволюция от Меня к Кахане представляет собой колоссальный шаг назад. Представьте себе человека, добровольно ушедшего из века Просвещения в глубокое средневековье. Я понимаю, хотя и с трудом, тех русскоязычных, которые проделали этот путь, но совершенно не обязан идти следом за ними. Полагаю, что большинство членов нашей общины тоже не обязано.

Никто не уважает людей, не уважающих самих себя. Мы должны уважать себя таких, какие мы есть – воспитанных на христианских, светских и либеральных ценностях, лишенных идиотского страха перед "ассимиляцией", под которой подразумеваются отнюдь не только брачные, а вообще любые связи с неевреями, облдающих европейской и русской всемирной отзывчивостью, а не запертых в средневековом гетто. И пусть все другие общины любят и уважают нас таких. Точно так же, как марокканские репатрианты заставили израильтян признать Мимуну еврейским праздником, мы могли и еще можем заявить, что у нас евреи по отцу являются полноправными евреями во всех смыслах, и нам наплевать, что думают об этом государственный раввинат и отдельные религиозные и этнократические мыслители. Мы можем и должны поставить их перед фактом своей светскости и открытости и перед фактом того, что для нас все "хасрей дат" – полноправные и равноценные евреи, если они сами не определяют себя иначе. Пусть истеблишмент уважает нас таких. Пусть наши полномочные представители настаивают на этом, а не убеждают тех, из чьих рук они кормятся, в том, что нас оклеветали. Неужели мы должны в угоду этнократии отказаться от своих супругов и родственников-неевреев? Почему школьник, у которого папа или мама неевреи или христиане, должен стыдиться своих родителей, читая израильский учебник по обществовению и статьи его критиков из числа наших "правых" деятелей?

Русскоязычная община – наследница великой культуры. Мы единственная еврейская община, идентичность и самовосприятие которой не сводятся к религии. Отнимите иудаизм у марокканца – он станет марокканским арабом. Отнимите иудаизм у "парси" – он станет нормальным иранским шиитом. Отнимите иудаизм у русского еврея – он останется евреем. Наше еврейство – это не только религия, но и культурная идентичность, ценностная ориентация, лексика, сохранившаяся от языка идиш, даже внешность, отличающаяся от внешности типичных славян. Именно поэтому еврея можно вычислить в московском метро, а в тегеранском – вряд ли.

Внешняя свобода невозможна без внутренней, а внутренняя свобода невозможна без самоуважения. Давайте будем уважать себя, тогда и все остальное приложится.

Предваряя возмущенные реплики из рядов правонастроенных дважды соотечествеников-неофитов, примкнувших к тоталитарной секте религиозного сионизма, поделюсь с ними своим убеждением в том, что человек, чей портрет висит в кабинете каждого политика от нашей правящей партии, написал бы сегодня примерно то, что я написал выше. Заявляю это по совокупному впечатлению от всего написанного им. Он очень не любил хамелеонство и самоуничижение. Нынешние сидельцы кабинетов, в которых висят его портреты, так же далеки от Владимира Евгеньевича, как советские коммунисты 70-х были далеки от Владимира Ильича, висевшего у них в кабинетах. Но это уже повод для написания другой статьи. Не буду растекаться мыслию по древу.