Мы не рабы, мы - плебс

Леонид Рабин
July 23rd, 2011

Михаил Сергеевич Горбачев в период перестройки, помнится, сказал, что "мы не знаем общества", в котором живем". "Первый мир" тоже, похоже, не знает свое общество и не хочет знать. Адекватного языка для описания ситуации просто не существует, потому что он не создавался, но некоторые вещи очевидны, а стало быть, могут быть описаны.

Яир Лапид в недавней статье обозвал своих соотечественников рабами. Я считаю, что он не прав. Мы не рабы, мы - плебс.

На протяжении последних как минимум 50-60 лет в странах "первого мира" предпринималась попытка трансформировать традиционное классовое общество в "общество благосостояния", на деле являющееся по сути чем-то похожим на древний Рим. Рабами в этом обществе являются трудовые мигранты или представители задавленного национального меньшинства, как долго было в Израиле, в то время как статусное большинство обеспечивается хлебом и зрелищами, и за это поддерживает власть. Классовый конфликт при этом маскируется под национальный. Плебс, пусть даже живущий небогато, ассоциирует себя с верхушкой собственной господствующей нации-касты, и его фрустрация находит выход в индуцируемой той же верхушкой ненависти к иноплеменным рабам.

Поскольку общество квазикастовое, плебей не может и не хочет работать на работах, которые в нем обычно выполняют рабы, потому что это для него означает снижение статуса, как социального, так и материального. Раб живет в хижине, а свободный римлянин обязан жить в доме, пусть даже убогом и разваливающемся. Точно также тель-авивский плебей никогда не станет жить в условиях, в которых реально живет таиландский гастарбайтер в мошаве или китайский строитель. Лучше он поселится в палатке на бульваре Ротшильда.

Проблема в том, что со временем обществу становится все труднее кормить растущую прослойку плебса. В древних Афинах Перикл затеял общественные работы, чтобы занять плебс, и мир получил прекрасное искусство. Тогда, в крохотных по нынешним меркам Афинах, это было возможно. Но не все плебеи умеют ваять и строить. В Риме плебеи уже могли не работать, а только ходили на зрелища в Колизей. В результате общество рухнуло под тяжестью размножившегося плебса.

Нечто подобное происходит на нынешнем Западе. Черные работы тут выполняют мигранты. Мигранты выглядят некрасиво, кое-где убивают и насилуют, и за это их ненавидит плебс. Такую социальную структуру гениально предвосхитил Герберт Уэллс в "Машине времени". Я написал совсем недавно про элойскую утопию. Современные элои, они же плебс, часто называются "офисным планктоном". Это тоже огромная масса людей, мало что материально производящая. Фокусники, артисты, снимающиеся в клипах, журналисты, работающие по фрилансу, преподаватели эзотерических духовных учений, гиды, массажисты... Все они - в теории нужные люди. Все они "самозанятые" (self-employed), а быть самозанятым - мечта человека, воспитанного в буржуазном обществе. Проблема начинается тогда, когда плебеев становится слишком много, и поскольку законов рынка никто не отменял, их доход начинает не дотягивать даже до дохода иноплеменных рабов. К тому же постоянно растет и число лиц, живущих исключительно на ренту, и эта прослойка рантье, именующая себя иногда "средним классом", вынуждена брать все более высокую ренту также и с плебса, а не только с рабов. И плебс разоряется.

Кризис современных капиталистических обшеств "первого мира" имеет много общего с кризисом древнего Рима, точно также раздавленного массой плебса, вытесненного из сферы производительного труда и лишенной возможности им заниматься.

Остается вопрос, как на такую социоэкономическую ситуацию реагируют власть имущие, и почему они реагируют именно так.

-----

Как израильская власть относится к "палаточному протесту", и почему?

С самого начала меня удивляло лояльное отношение высших израильских властей, Биньямина Нетаниягу и верхушки "Ликуда", к палаточному протесту. Если бы они не хотели этого протеста, его бы задавили в самом начале, конфисковав две первые палатки и продержав 24 часа в полиции их обитателей. Это намного легче было сделать, чем сорвать планы флотилии "Свободу Газе". Однако организаторы протеста свободно публиковали свои призывы в "Фейсбуке", об их планах писала пресса, им дали обустроиться на бульваре Ротшильда, политики справа и слева их поддержали, потом палаточное движение начало набирать силу по всей стране. Голоса, выступившие против "иждивенцев", остались маргинальными, и то их слышно в основном в "русском" интернете. Если вначале в городок ходили и пиарились там в основном левые политики, то потом к палаткам повалили правые, обеспечив нейтральный и неполитический характер протеста. Отношение верхушки Ликуда к "палаточному протесту" оказалось вполне позитивным. Биби даже сказал, что "требования студентов справедливы". Почему?

Глубокое недовольство плебса в Израиле - ни для кого не секрет. Самый страшный сценарий для власти - это объединение плебса с рабами против нее. Причем такой сценарий был кошмаром для израильских властей еще со времен Ишува. И Бен-Гурион, и Жаботинский исписали много строк и прочитали много речей, предупреждая об опасности классовой борьбы в сионистском государстве. "Классовая борьба сделает достижение наших национальных целей невозможным". И они добились своего, сумев заменить классовое сознание еврейских низов националистическим. Такая замена была бы невозможной без подкупа этих низов коллективной рентой, получаемой всем еврейским коллективом за счет сверхэксплуатации рабов-неевреев.

Поэтому было допущено создание социального движения, чисто еврейского, неполитического, под популистскими лозунгами. Главное, чтобы оно не переставало идти за сионистским руководством и руководствоваться сионистским нарративом. Поэтому я полагаю, что требования студентов будут удовлетворены, или будет сделан вид, что они удовлетворены. Студентам кинут подачку. Их верхушку, возможно, со временем интегрируют в истэблишмент, как некогда верхушку "черных пантер". Цезарь накормит плебеев хлебом и устроит для них бесплатный фестиваль в Колизее, и плебеи будут довольны.

Иначе быть не может. Жаботинский писал про пять мемов, которыми надо обеспечить всех членов общества - пищу, одежду, жилье, образование, здравоохранение. Первые три почти полностью обеспечиваются у нас трудом рабов, хотя в соответствующих отраслях есть и надсмотрщики, и делопроизводители, но не они создают большую часть материального продукта. Порядок вещей, при котором люди, обеспечивающие общество пищей, одеждой и жильем, занимают соответствующее их вкладу в общее дело место в обществе, поставит под сомнение основы сионистской этнократии. В здравоохранении рабов у нас нет, ну так там интерны вынуждены работать на рабских условиях. Вот они и забастовали. В образовании ситуация чуть лучше. Пока.

Все это не значит, конечно, что такое положение будет продолжаться долго, потому что ресурс системы близок к исчерпанию. Совокупная паразитическая рента слишком велика, а израильская элита слишком корыстна, чтобы всерьез делиться ей.

Все это не значит, что не надо поддерживать требования студентов, которые большей частью уже даже и не студенты. Напротив, надо, ибо они справедливы, как я писал ранее в сообществе. Это наш народ, другого нет и не будет. Но надо понимать разницу между плебеями и рабами, как и тот факт, что "квартирный протест" - это отчасти стихийное, отчасти направленное и организованное вече плебеев, а не бунт рабов.