Месяц замужем

Светлана Воронцова
Первый рассказ тут: http://www.proza.ru/2016/01/11/809


За окном дождь. Практикующий психолог просматривает дела пациентов. Умиротворяющий шум дождя прерывает стук в кабинет. Из-за двери показалась симпатичная белокурая голова девушки.

-Здравствуйте, Петр Михайлович! Я снова к вам, - улыбнувшись, она вся вошла в дверь и как-то сразу заворожила взгляд хозяина кабинета.
- Эээ, здравствуйте, Виктория, давно вас не видел, - произнес в ответ душевед, пытаясь сосредоточиться. Присаживайтесь в уютное кресло! Надеюсь, вы уже оправдываете значение своего имени и победили в своей ситуации?
- Конечно, - сказала, усаживаясь в кресло пациентка. Я разорвала шаблон, сама не понимая как.
Пациентка мечтательно взметнула свой взор к потолку и коснулась своего прелестного локона.
- Отлично! И как же вам это удалось?
- Мне помог какой-то менеджер по рекламе. Я не успела подготовиться ко встрече. Когда муж открыл дверь своим ключом, я просто стала убегать наверх! -  молодая женщина отклонила голову назад и громко рассмеялась. Ее заливистый смех звучал словно маленький задорный ручеек.
- Да, это очень нестандартно для встречи. Кстати, вам очень идет это новое состояние, поделитесь, что вам удалось обрести в психологическом плане?
- Знаете, я стала как-то более спокойно смотреть на все эти странности мужа. В конце концов, именно ими он меня и заинтриговал при знакомстве. К тому же, мы понимаем друг  друга с полуслова, и это мне стало нравиться. Я думаю, что именно об этом я и мечтала, когда представляла себе свою будущую семью.
- Прекрасно. Вы сменили свое отношение к происходящему и вам стало легче с этим жить. Поздравляю вас!
- Да! Муж словно стал открывать новые грани своего я, он снова стал интересным собеседником и мы даже разговаривали с ним всю ночь напролет под открытым небом, а мне даже не хотелось, чтобы эта волшебная ночь заканчивалась.
- Хм, - заполнил неловкую паузу психолог. У вас много интересных тем для разговора, как я понимаю, - это большой плюс к вашим семейным отношениям. Как муж отреагировал на вашу смену шаблона?
- Ой, Ярик был так воодушевлен, будто попал в кино и стал главным героем.
Девушка снова засмеялась. В этот раз ее мелодичный смех напоминал трель соловья.
- Я могу вообразить, а у меня бурное воображение, поэтому я даже боюсь даже представить, а вдруг это - немецкое кино, - с улыбкой произнес специалист по душам и приподнял правую бровь. Вы сделали отличный прорыв в своих отношениях, ведь, рутина - это самый главный убийца семейной идиллии, вы, похоже, пригвоздили ее раз и навсегда своим новым амплуа, - улыбнулся доктор. Кстати, что-то осталось, что вас еще тревожит?

- Да, его мама.
- Классика жанра. Что она вам преподнесла?
- Я точно не могу сказать, мы очень редко видимся. Она как-то негативно влияет на мужа: когда он приходит от нее домой, он всегда устраивает скандал.
- Хм. А вы с ней хорошо знакомы?
- Достаточно. Мы вместе готовились к свадьбе, вроде все шло хорошо. Она приходит иногда к нам в гости, приезжает на все праздники.
- А когда вы стали замечать эту закономерность со скандалами?
- Уже на второй неделе после свадьбы. Складывается такое впечатление, что она расспрашивает моего мужа о том, как у нас дела и как-то негативно влияет на него. Когда приезжает к нам в гости, то постоянно лезет в наши дела. Что то делаю - не так, что-то не делаю, это - еще хуже, а, уж, упаси Бог высказать мне собственное мнение, сразу скандал.   В принципе, я ее понимаю, на пенсии нечего делать, похоже, она и равлекается, как может.
- Вы не можете ее пожалеть?
- За что? - недоуменный взгляд Виктории, ее широко распахнутые удивленные глаза свидетельствовали об откровенном не понимании. 
- За то, что она рассталась с любимым сыном. Она ревнует его к вам. Сын, до свадьбы жил с матерью или отдельно?
- Хм, понятно. У родителей жил мой муж до свадьбы.
- Это все и объясняет. Ее мотив - банальная ревность. Подсознательно все свекрови понимают, что вы украли у них сына, а как жить с этим дальше не все понимают.
- Хм, поэтому надо портить мне жизнь?
- А почему вы думаете, что она портит? Может, она добавляет в вашу жизнь немного пикантности,  быть может без этого вы не поняли бы как вы счастливы с мужем?
- Ха- ха- ха! Да, действительно, положительное надо искать во всем.
- Вот видите, вы все понимаете. С вами очень приятно работать. А какая основная причина вашего визита?
Вика пожала плечом и задумалась.
- Вы все время ставите меня в тупик своими вопросами, доктор. Хотя, да, есть еще кое-что... Мне все время кажется, что все должно было быть лучше, чем есть. Не должно быть все так банально, как у нас.
- А как должно быть? По-вашему?
- Мне кажется, что должно бы больше счастья быть в медовый месяц, меньше ссор, больше приятных впечатлений.
- Так, не забывайте, что у вас сейчас идет притирка. Это - не самое простое время для семьи. Так, что же, вы разочарованы?
- Нет, просто не покидает чувство, что все могло быть лучше. 
- Быть может, вы до свадьбы идеализировали замужество? Вы мечтали о том, как все будет?
- Да, мне было интересно, как это все будет, я иногда думала об этом.
- Вы уже встречались в это время с вашим избранником?
- Нет.
- Значит, наверняка, у вас есть образ идеального мужа, который не совсем соответствует с тем, что вы получили как "сюрприз" после свадьбы, так?
- Не совсем понимаю, что вы имеете ввиду. Пациентка стала выглядеть озадаченно.
Психолог улыбнулся.
- Понимаете, Виктория, когда вы в начале отношений, еще только встречаетесь, то каждый из вас хочет показаться лучше, чем есть на самом деле. Это - словно красивая обертка у конфеты. Когда же вы начинаете жить вместе, то каждый из вас расслабляется, начинает показывать свое истинное "я" и в результате может оказаться, что вы встречались с одним человеком, а замуж вышли совсем за другого. Как говорится, обертка красивая, а внутри - немного не то, что вы ожидали вкусить.

Глаза девушки округлились и она с восхищением стала смотреть доктору прямо в лицо.
 
- Точно, так и есть! Соевый заменитель вместо шоколада!!! Ммм... Взгляд к устремился вникуда, как будто посверх всего она пыталась вглядеться в свои впечатления и на лице появились следы разочарования.
- К сожалению, Виктория, идеальных людей нет. Вообще, жизнь - удивительная штука! Женщина,вступая в брак,надеется,что мужчина изменится, а мужчина надеется,что женщина не изменится. На самом деле получается всё наоборот...

- Как -то все запутанно. Мужчина не хочет, чтобы женщина менялась, а она меняется? Так? - уточнила Виктория.
-Так. Муж же тоже получает не совсем то, что было ему показано вначале знакомства, так сказать, красиво выложено на витрине магазина. 
-Как же теперь все это уложить в моей голове? Получается, что я замуж выходила за одного, а живу с другим? Ха - ха ха!!! Виктория откинулась назад, обнажила свои красивые ровные зубы и заливисто продолжила смеяться. Ой, не могу, - она схватилась за живот.  Я - многоженец, только, с другой стороны, как женщина. Не знаю, даже, как это называется. Ну, вы - юморист...

Наблюдая за смехом молодой и симпатичной женщины психолог улыбался и продумывал свои дальнейшие действия.
- Я рад, что рассмешил вас. - сказал он, выждав, когда пациентка немного успокоится. Смехотерапия еще никогда никому не помешала. Как бы смешно это не звучало, это так. Кто-то получает приятный сюрприз после свадьбы, а кто-то не совсем... Главное, чтобы вы сама не пытались переделать мужа.

Глаза Виктории округлились. В них читалось какое-то недоумение.

- Хотя, с другой стороны, получается, что и мой муж женился на одной, а живет с другой?

- В некотором роде так. Это хорошо, что вы можете взглянуть на ситуацию как - бы со стороны, стать выше...
После некоторой паузы доктор продолжил: "Иногда бывает трудно создать гармоничные семейные отношения с тем набором несоответствий каким-то нашим ожиданиям. Я подчеркну, что это - трудно, но выполнимо, если над отношениями работают оба. Если вы хотите изменить вашу семейную жизнь к лучшему, конечно, начать нужно с себя. Тем не менее, хорошо было бы, если вы вы сумели каким-то образом вовлечь вашего мужа в терапию для семейных пар, тогда бы мне было бы гораздо легче работать с вами".

- Хм, странно, я думала, что любовь либо есть, либо ее нет, а вы мне говорите про какую-то работу над отношениями. Что вы имеете ввиду?

- Работать над отношениями - это для начала признать, что отношения - это сфера, где ответственность делится пополам. Понимаете, всё, что происходит между мной и тобой - пятьдесят процентов моя ответственность и пятьдесят процентов твоя ответственность. Отношения - это живой организм, к которому нужно прислушиваться и о котором нужно заботиться. Причем, тут не совсем важно, есть любовь или нет, но отношения все равно есть, ведь, люди живут друг с другом.

- Эмм, любовь и отношения, это - не совсем одно и то же, я правильно вас поняла?

- Да, Виктория, отношения - это больше, чем любовь, они надежнее и более долговременные. Для ученых любовь - это биохимия:  выброс в кровь гормонов (тестостерон – гормон страсти, окситоцин – нежности, вазопрессин – ревности. Гормоны не могут бушевать вечно, иначе человек сойдет с ума. Организму нужна передышка. Так вот, гормоны прекращают вбрасываться в кровь в таком количестве, как в начале и с нас будто слетают розовые очки. Партнер, или уже муж, кажется не таким романтичным, мы начинаем замечать его недостатки. Вас может даже раздражать, что он, скажем, бросает носки в ванной, или тюбик у зубной пасты не закрывает. Эту ситуацию даже Высоцкий в песне изложил.


- А, я помню эту песню.

- Прекрасно. Вы теперь понимаете, как все это происходит. В принципе, недостатки в партнере были всегда, просто, мы их не замечали, поскольку были в любовном очаровании, почти как в наркотическом опьянении. А тут раз - и гормонов стало меньше, или совсем прекратили вырабатываться. Хотя, я не настолько циничен и не забываю, что любовь - это Божий дар,  ведь, она дарует нам просветление, радость, легкость бытия, все-таки, в ней есть что-то сверхъестественное!

- Это многое объясняет. Но, как-то, рановато все прекратилось с гормонами...

- Конечно, когда затихают первые чувства именно тога и выходят на первый план отношения. Если работать над отношениями, то они будут ровными и прочными. Вам будет комфортнее жить в них. Это - зрелая и осознанная любовь. Она не настолько ярка как влюбленность, но более стабильна.   

К примеру, семейная пара часто ссорится, потому что когда муж приходит с работы, он хочет отдохнуть, а жена хочет пообщаться с ним, потому что не видела его целый день и соскучилась. Можно мужу сказать, чтобы он наступил себе на горло и общался с женой пока не истощится совсем. Можно жене сказать, чтобы она не приставала к мужу, но, в ее случае тогда будет накапливаться напряжение, недостаток внимания со стороны мужа. Это напряжение постом может вылиться в ворчание, в какие-то высказывания недовольства, в скандалы, наконец, в самом худшем случае - в измену, когда жена сначала будет искать общения не в семье - то есть будет негативно сказываться на отношения обоих. У жены, в принципе,  посыл позитивный, она хочет поделиться эмоциями со своим мужем, ее нельзя игнорировать, но муж тоже хочет после работы чуть отдохнуть, мозги в кучку собрать и посидеть перед телевизором. В его случае будет накапливаться определенное раздражение навязчивостью жены. Сами понимаете, это тоже может потом вылиться  нечто не совсем позитивное. В этом случае можно вести постоянные ссоры, этакую войну, но, семейные отношения должны быть мирными и гармоничными. Поэтому здесь нет и не может быть правых и виноватых. Здесь не может быть борьбы. Если Вы выигрываете у партнёра, то партнёр в проигрыше - и отношения в проигрыше. Если выигрывают отношения - выигрываете вы оба!

Здесь самое важное - найти ту самую золотую середину. Найти способ решения проблемы, при котором мы оба выиграем. Не забывать видеть хорошее в своем муже, прощать ему недостатки.
Возвращаясь к нашему примеру, для начала разобраться - что же стоит за этими ссорами? Желание победить, потому что партнёр воспринимается небезопасным? Или желание сблизиться хотя бы в ссоре, потому что другого общения на близкой дистанции просто нет? Может, что-то ещё?

- Ух ты, как вы четко сформулировали проблему.  У нас нечто подобное как раз и происходит. Муж обзывает меня болтушкой или хвостиком, потому что я хожу за ним и рассказываю ему что-то, когда он приходит с работы. Меня раздражает, когда он начинает обзываться, как в школе. 

- Ммм, вы понимаете, в приведенном мной примере есть две яркие потребности. У жены - в общении с мужем. У мужа - в личном пространстве после тяжелого трудового дня. Какой компромисс можно предложить вам? Например, каждую субботу или воскресение муж и жена вдвоём проводят время. Таким образом жена будет насыщаться вниманием, которого ей не хватает, но обещает взамен в течении недели направить свой энтузиазм на подруг. А муж уделяет жене должное внимание на выходных и получает будними вечерами долгожданный отдых.

- Точно. Надо так и сказать Ярику. А то меня это все уже постоянно выводит из равновесия.

- Вспоминайте технику, которую мы освоили на первом занятии. Вы практикуете упражнение "Галактика спокойствия"?
- Да.
-Хорошо, эта техника по релаксации поможет вам быстрее восстановить равновесие. Проблемы это не решит, но, хотя бы вы будете спокойны. Когда голова не кипит, то она лучше находит пути для более мирных решений. Располагайтесь удобнее в кресле. Давайте сейчас обновим в памяти это упражнение.

Психолог потянулся к ноутбуку и включил запись с музыкой и завораживающим голосом, который произносил фразы для релаксации.

Виктория расплылась по креслу. Одна рука у нее была запрокинута за голову, другая свисала с подлокотника, на лице едва можно было различить улыбку Моны Лизы.

- Я рад, что вы так хорошо освоили наше упражнение. Сейчас немного соберитесь, я вам бы порекомендовал заполнить вот эти тесты.

Привычным движением психолог передал папку с тестами и ручку своей пациентке. Та стала заполнять графы ответами.

-Повторюсь, в семейных конфликтах, участвуют оба: и супруг, и супруга. Если вы хотите сохранить свой брак, лучше вам в следующий раз пойти вдвоем к семейному психотерапевту. Поговорите с мужем, быть может, он пойдет вам навстречу.

- Хорошо, Петр. Я обязательно поговорю с мужем.

-Я поработаю над вашими ответами в тестах и в следующий раз хотел бы видеть вас хотя ы через неделю.

- Я так понимаю, что наше время подошло. До свидания. Через неделю я приду, не волнуйтесь за меня.

- До свидания. Жду вас вдвоем.

-Постараюсь.
Пациентка кивнула, неловко улыбнулась и торопливо вышла и кабинета.
 
_______________________
Продолжение "утренний чай со вкусом рыбы" тут: http://www.proza.ru/2017/04/22/1842