Александра Чеченская и ее знаменитый внук

Марьям Вахидова
По следам Александра Николаевича Чеченского...

Александра Александровна Жегалова, урожденная Чеченская - одна из семерых дочерей генерал-майора, была замужем за контр-адмиралом С.А. Жегаловым.
Авторы юбилейной статьи об их знаменитом внуке Сергее Ивановиче Жегалове называют ее "грузинкой". Но это не суть важно. Главное, нашлись потомки легендарного генерал-майора, среди которых оказался достойный правнук своего прадеда! Все подробности о семье Чеченских и потомков Жегаловых читатель узнает из 3 тома книги "Александр Чеченский", которая готовится к выходу. А пока несколько слов о знаменитом генетике-селекционере - С. И. Жегалове.   
   
ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.И. ЖЕГАЛОВА
(Биографический очерк)
С.Ю. Чекменев, С.М. Носова, М.М. Тареева

Сергей Иванович Жегалов родился 2 октября 1881 года в сельце Васильково Вяземского уезда Смоленской губернии. Семья принадлежала к древнему дворянскому роду. Дворянство было пожаловано предкам по мужской линии за боевые заслуги царем Алексеем Михайловичем. На фамильном гербе Жегаловых были изображены три перекрещенные боевые трубы. Дед Сергея Ивановича по отцовской линии – Жегалов Сергей Александрович был Контр-адмиралом Российского флота. Женат он был на грузинке из княжеского рода. 
Дед по материнской линии Евстафий Васильевич Крюков был военным священником, участником многих боевых походов русской армии, в т.ч. Русско-Турецкой войны (1877-1878 гг.), освобождал от турков Болгарию. Был неоднократно награжден. Именно он послужил прообразом священника при создании художником В. Верещагиным картины «Побежденные. Панихида».
Отец Иван Сергеевич рано оставил государственную службу по состоянию здоровья и занимался управлением поместья. У него и его жены Софьи Евстафьевны было 3 сына: старший Сергей, Иван и Борис.
По семейной традиции Сергея отдали в Александровский кадетский корпус в Петербурге, который он закончил в 1899 году. Однако интересы юноши были иными. Он появился на свет с «врожденной любовью к растению вообще, а к красивому – в особенности», - писал о нем В.В. Ордынский.
После окончания кадетского корпуса в этом же 1899 г. Сергей Иванович поступает в Лесной институт. И мир растений поглощает его. Его в равной мере интересовали и морфологические особенности растений, и биология их развития. Но, по всей видимости, наблюдений и описаний было недостаточно для Сергея Ивановича – он хотел испытывать и объяснять явления жизни. Это было время, когда основы новейших теорий в области растениеводства, в том числе  генетики и научной селекции, проникали в Россию и будоражили пытливые умы.
Осенью 1901 года Сергей Иванович переходит в Московский с.-х. институт (затем МСХА, а ныне РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева). Из-за студенческих волнений, обычных для тех времен, он закончил курс только в 1906 году. Еще до окончания института в 1905 г. он направляется практикантом на Шатиловскую опытную станцию, где работает под руководством известного деятеля сельскохозяйственного опытного дела В.В. Винера.
Женился Сергей Иванович в 1902 г. на соседке по имению – урожденной баронессе фон Ребиндер Вере Владимировне, принадлежавшей к знатному роду, много сделавшему для процветания Российской империи. Сергей Иванович был счастлив в семейной жизни. По воспоминаниям внука Чекменева Сергея Юрьевича Вера Владимировна всю непростую жизнь, на которую пришлись годы разрухи, голода, неустройства, была верным другом Сергея Ивановича, опорой большой семьи. Кроме собственных троих детей – в 1902 г. у Жегаловых родился сын Володя, в 1906 г. – сын Иван, в 1909 – дочь Татьяна, Сергей Иванович и Вера Владимировна взяли в свою семью двоих маленьких детей рано умершего брата Бориса – Сергея и Веру.
Сергей Иванович с большой нежностью относился к своим детям, много внимания уделял их воспитанию. Все они блестяще учились.
 Наступила эпоха индустриализации молодой советской страны и Таня, как и её старшие братья Володя и Иван своё высшее образование получили по специальности «Механизация сельского хозяйства». Старший сын Владимир стал талантливым конструктором, доктором технических наук, профессором, известным специалистом в своей области. К сожалению, его жизнь трагически оборвалась на самом взлете: он увлекался альпинизмом и погиб в горах Теберды в возрасте 29 лет.
Средний сын Иван Сергеевич был инженером-конструктором, специалистом по рисовым комбайнам, кандидатом технических наук. В годы ВОв воевал в химических войсках, закончил войну в звании капитана.
Приемный сын Сергей стал биологом, защитил кандидатскую диссертацию.
Дочь Татьяна Сергеевна долгие годы работала в Московском Авиационном институте сначала доцентом, а затем заведующей кафедрой теории механизмов машин, кандидат технических наук. Её сын - Сергей Юрьевич Чекменев закончил агрономический факультет Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева по отделению защиты растений, кандидат сельскохозяйственных наук.
В конце 1908 г. Сергей Иванович направляется практикантом Департамента Земледелия на Московскую Селекционную станцию, основанную при МСХА Дионисием Леопольдовичем Рудзинским, и с которой отныне неразрывно связана вся его жизнь и деятельность. По окончании годичной практики Сергей Иванович получает заграничную командировку и весь 1910 г. проводит в странах, где зарождалась селекционная наука: в Германии, Австро-Венгрии и Швеции (Свалеф), скрупулезно изучая постановку селекционного и семеноводческого дела. Он слушает лекции и работает у профессора Рюмкера, профессора Чермана и с особенным интересом изучает теоретические вопросы молодой ещё генетической науки.
Вернувшись в Россию в 1911 году, Сергей Иванович рука об руку с Д.Л. Рудзинским начинает работу по созданию Селекционной станции, которая уже в начале 20-х годов была оборудована самыми современными приборами, включая сильные микроскопы для проведения цитологических исследований, и являлась одним из первоклассных Советских научных учреждений. Здесь была разработана практически вся методика и техника селекции, впоследствии заимствованная другим селекционными учреждениями. На основании полученных материалов Жегалов опубликовал ряд статей, где рассказал о последних достижениях в этой области, в частности, описал организацию семеноводства и сортоиспытания сельскохозяйственных культур в Германии (1910) и Австрии (1911).
С 1912 года началась преподавательская деятельность Сергея Ивановича на Высших женских Голицынских курсах, где он преподавал 10 лет генетику и селекцию сельскохозяйственных растений до 1922 года.
В 1920 г. он член организационного комитета и сопредседатель первого Всероссийского съезда по селекции и семеноводству, где сделал несколько сообщений о своих исследованиях по овсу: «Из наблюдений над овсяными гибридами», «Новая для России форма овса», «Явления скачковой изменчивости у хлебов». На этом совещании был сделан и доклад Н.И. Вавиловым. Вот, как пишет об это событии С.И. Жегалов в письме своей жене: «Заседание это было исключительно интересным и оставило на  редкость сильное впечатление. Это был большой триумф Николая Ивановича, который будет продолжаться при каждом его выступлении. Он сделал очень интересный, исключительно интересный доклад с громадным количеством удивительно хороших демонстраций. Когда он закончил, к кафедре подошел старый ботаник профессор Зеленский и взволнованным голосом заявил: «Господа, настоящее заседание уже стало историческим, и биологи могут приветствовать своего Менделеева».
В 1923 г. Сергей Иванович организовал широкие исследования с привлечением сил селекционной станции Академии по многим овощным культурам: капусты белокочанной, моркови, огурцу, кабачкам, патиссону, томатам, лукам и другим.
В 1923 году с отъездом заведующего Селекционной станцией Академии Д.Л. Рудзинского за границу Сергей Иванович избирается заведующим этим станицей и в то же время возглавляет новую и единственную в СССР кафедру генетики, селекции и семеноводства полевых культур, с которой объединили кафедру огородного семеноводства. С этого же года на Сергея Ивановича возлагаются обязанности заведующего всем селекционным Отделом Московской областной сельскохозяйственной опытной станции.
С 1924 года Сергей Иванович  начинает читать курс лекций в 1 Московском Государственном университете, что расширило ряды его учеников. 
Педагогическая деятельность С.И. Жегалова сыграла огромную роль в развитии научной селекции и семеноводства. Его творческое кредо было: «Исследуя – обучай, обучая – исследуй».
Воспитанники школы Жегалова – видные ученые, обогатившие селекционную науку теоретическими разработками: Н.И. Вавилов, Н.Н. Тимофеев, Г.Д. Карпеченко, К.И. Пангало, Т.В. Лизгунова, Б.В. Квасников и многие другие. Его воспитанники на Грибовской овощной селекционной опытной станции стали известными учеными-селекционерами, создали сорта овощей, которые с успехом выращивают и в настоящее время. Это Лауреаты Государственной премии Е.М. Попова, С.П. Агапов, автор 32 сортов овощных бобовых культур В.К. Соловьева, В.В. Ордынский, Н.В. Белороссова и другие. 
Кажется невероятным, что все это успевал сделать один человек. Но этот человек обладал высочайшим профессионализмом, соединенным с необыкновенной работоспособностью. Свободно владея несколькими западноевропейскими языками, Сергей Иванович  всегда был знаком с последними мировыми исследованиями в области генетики и селекции. Его коллеги отмечали молниеносную быстроту ознакомления и постижения сути прочитанных им книг и статей. Сергей Иванович считал себя обязанным донести до всех интересную информацию и без устали составлял и опубликовывал рефераты новинок. Профессор Владимир Васильевич Ордынский, бывший в течение 7 лет «правой рукой» Сергея Ивановича на Грибовской станции писал о том, что Сергей Иванович обладал «столь нужными селекционеру и экспериментатору верным глазом и редкой способностью к тонкому и острому анализу наблюдаемых явлений… Творческий талант Сергея Ивановича проявлялся с особым блеском в его экспериментах, где он был необыкновенно точен, последователен, аккуратен и терпелив».
Но, по всей видимости, нагрузки все-таки были чрезмерны, отдыхать и заниматься собой не было времени, работа подтачивала его жизненные силы. Незаметно подкрадывались симптомы болезни, так безвременно и неожиданно унесшей жизнь Сергея Ивановича. 20 сентября 1927 года в аудитории селекционной станции Тимирязевской Сельскохозяйственной Академии, в половине девятого утра, Сергей Иванович скоропостижно умер от кровоизлияния в мозг.
 «…Смерть застала его буквально на посту, среди работы: в 8 часов  утра он сделал наряд на работы, затем говорил с одним из сотрудников, а в половине девятого упал, сразу потерял со¬знание и через 10-15 минут умер. Смерть его ошеломляюще поразила всех, а для многих она - истинное, глубокое горе, потому что те, кто ближе соприкасался с Сергеем Ивановичем, были связаны с ним не только деловыми отношениями, - его любили, так как он был в высшей степени человечен и обаятельно деликатен» - так написала К.С. Митрофанова.
В немногих сохранившихся письмах Сергея Ивановича Жегалова к Рудзинскому, друзьям, коллегам, раскрывается его душевность, забота о людях, желание помочь в трудную минуту жизни, а  жизнь была не из легких, требовала большого напряжения сил и воли. «Приветливый, благородный облик Сергея Ивановича снискал всеобщую любовь и уважение всех знавших его», - написал Н.И. Вавилов о своем  Учителе и друге после его смерти.
Этими словами Николай Иванович выразил всеобщее мнение людей, окружавших Сергея Ивановича и донесших до нас главные черты его характера: интеллигентность, беззаветную преданность высоким идеалам – служению на благо Родины, науки, человечества.
В ознаменование заслуг профессора С.И. Жегалова в деле организации станции постановлением НКЗ РСФСР Грибовской станции было присвоено имя профессора С.И. Жегалова.