О самом значимом из наших сериалов...

Константин Кучер
Этим режиссером я заинтересовался после того, как посмотрел фильм "Дом" (2011 г.). Имя Олега Погодина на тот момент времени мне ни о чем не говорило, и это (вполне естественно!) заставило порыскать по Сети. Поискать, посмотреть: а что режиссер снял до «Дома».

Вот так я и вышел на «Крик совы». Сериал, премьера которого состоялась в ноябре 2013-го на «Первом» -  одном из наших ведущих телевизионных каналов. И снимали его буквально в трех сотнях километров от Петрозаводска, - в Новой Ладоге. Небольшом городке – 8,8 тыс. жителей – Волховского района Ленинградской области. И мимо Новой Ладоги – на Питер ли идешь от Петрозаводска, Москву или Вологду, никак не проскочить. А я – ни сном, ни духом. Правда, сериал и снимали-то… 67 дней. Чуть больше двух месяцев. 

Тем более, удивительно, что за такое короткое время, отведенное собственно на съемочный период, удалось создать кинопродукт, о котором на одном из форумов, кто-то из авторитетных там завсегдатаев обронил: «Крик совы», мол, - самый значимый из всех российских сериалов, снятых за последние 20 лет. И никто не кинулся к нему с опровержениями – не прав ты, брат, и не так всё совсем. Да и я, после того, как посмотрел, согласился с автором высказывания. Всё точно. Отличный сериал. Давно не было таких в отечественном кинематографе.
А вот что сделало его таким, значимым?

Наверное, всё, в совокупности. В первую очередь, конечно, основа основ - сценарий.

Остров. Небольшой городок в глубинке Псковской области.  До Литвы – два шага, до Польши – три. Поэтому, наверное, нет ничего удивительного, что хотя на дворе и 1957 год, уже 12 лет, как закончилась война, помимо своих, родных, советских бандюганов, что окопались на городских малинах, по лесам вокруг Острова ещё бродят фашистские недобитки, бывшие немецкие пособники – выпускники диверсионных школ, полицаи, надзиратели концлагерей. И темной осенней ночью трое из них, непонятно какие - городские ли, лесные – «ломают» кассу продмага на окраине городка. Но действия их не остаются незамеченными. Бдительный Тихон (Николай Солодилов) по мерцающему свету в окнах магазина, что через пустырь, напротив его дома, понимает: там происходит что-то необычное и звонит в милицию, которая не заставляет себя долго ждать. Вынырнув из темноты на дежурной машине, трое милиционеров действуют решительно и напористо:
- Стволы на землю, руки вверх. Милиция!!

Бандиты уже готовы сдаться. Как вдруг…

И после этого «вдруг» всё завертелось и закрутилось, как в самом настоящем, добротном и очень хорошем детективе, когда повороты сюжета так резки и непредсказуемы, что в просмотровом кресле остаешься только потому, что ему не подвластна инерционность процессов, происходящих на экране, а уже казалось бы знакомые и привычные персонажи оказываются совсем не теми, кем казались поначалу. И городской юродивый Архипка (Сергей Барковский) на самом деле – совсем не дурачок. А вот, казалось бы, вполне вменяемый комендант общежития и, по совместительству, вахтер Трофим Ильич (Николай Иванов), любитель пофилософствовать на тему того, что счастье не в правде, а в неведении, на поверку выходит самым настоящим сумасшедшим, которого никак нельзя привлечь к ответственности за то, что он сжег немецкий архив – объект пристального внимания западных спецслужб, по итогу всё-таки оказавшийся в руках наших контрразведчиков.

Но сценарий - это только часть дела. Для того, чтобы сериал стал значимым, запоминающимся, его текстовая, сюжетная основа должна быть дополнена соответствующей актерской работой. В «Крике совы» такая – есть. И дело не только в исполнителях главных ролей классической детективной пары (Жеглов – Шарапов, Холмс – Ватсон, Эркюль Пуаро – капитан Гастингс), которую в сериале составили капитан госбезопасности Иван Митин (Сергей Пускепалис) и майор милиции Андрей Балахнин (Андрей Мерзликин). Два совершенно разных человека. Сошлись они - вода и камень, холодный лед, горячий пламень…

Их разделяет не только давняя вражда между двумя силовыми ведомствами, каждое из которых они представляют в ходе расследования. И даже не разное отношение к капитану Юрию Сиротину (Евгений Дятлов), возглавившему тот злополучный выезд милицейского наряда, к продмагу в самом начале сериала. Для Балахнина Юра - не только коллега и друг, но почти брат, а для Митина Сиротин – подозреваемый, возможный агент западных спецслужб. Двух следователей разделяет не только всё это, но и… Женщина! Работница почты Нина Каверина (Мария Миронова), в которую оба героя одновременно влюблены.

И как им, двум, таким разным, расследовать одно дело?.. А ведь надо! И они расследуют. Потихоньку, шаг за шагом превращаясь из коллег по следствию в хороших друзей.

Да, и Пускепалисом, и Мерзликиным, созданы не просто достоверные, - прекрасные образы, но ведь рядом с ними – другие актеры, которых никак нельзя назвать «подтанцовкой». Просто потому что это – совсем не так. У каждого из них – свои роли, свои персонажи, образы которых получились ёмкими, достоверными и колоритными. Взять  тех же бандитов. Например, Седого (Александр Марушев). Или Никифора (Сергей Глушенко). Да, они преступники. Изначально – отрицательные персонажи. Но когда они гибнут, почему-то становится жаль их. Жаль! Даже несмотря на ту кровь, что они пролили. И которую ты видел, и которая осталась за кадром в прошлой истории этих не образов, живых людей. Почему? Может потому, что в жизни – не только черное и белое? И исполнители этих ролей убедительно показали зрителю это.

И не только они. Может, для кого-то это покажется странным, но, на мой взгляд, помимо исполнителей первого, второго планов в сериале есть ещё один актер. На фоне которого снимаются все остальные. И от того, насколько достоверно «сыграет» этот актер, во многом зависело – получится ли по итогу сериал, как таковой.

Я имею в виду место, где разворачивается сюжет фильма – сам город Остров. Который так прекрасно «сыгран» Новой Ладогой. Но для того, чтобы она «сыграла», её надо было найти. И кто-то нашел эту натуру.

Надо было не только найти, но и снять. Да не просто снять, а так, чтобы воссоздать на экране образ небольшого провинциального городка конца 50-х, передать его самобытность, дух, провинциализм в самом хорошем понимании этого слова. У оператора Владимира Башты и художника-постановщика Алима Матвейчука - получилось. Они – смогли. Сняли.

А всё в совокупности (сюжетная основа, игра актеров, операторская работа, режиссура, костюмы) выдало по итогу замечательный сериал. Лучше которого, и в самом деле, тяжело найти что-то в современном российском кинематографе.