сборник Проза-полуразгаданное -4

Лидия Нагорная
ПАРАДОКСЫ, ПАРАДОКСЫ...

 Поистине: век живи — и век удивляйся, более того, изумляйся!!! Сколько бы ты не наблюдал жизнь во всей ее наполненности, сколько бы не анализировал, думал и сопоставлял, открытия подстерегают и ошарашивают!

На сайте Графоманам.НЕТ — это для «самодельных»  изобретателей рифм и прозой лепечущих - объявлен очередной конкурс: требуется предоставить прозу и стихи о счастливой (обязательное условие!!!) любви.

Кинулась, интереса для, просматривать свои описания именно счастливой любви в прозе  - нет таковых!!! Стихотворение одно еще как-то можно притянуть к требуемому условию, но прозаическое воспевание счастливой любви — даже вообразить такого не смогу.

И то верно:  кому же в ум придет писать о счастливой любви прозу? Ведь, что бы кто не описывал — пишет-то «из себя». Даже, когда не о себе и не о лично выстраданном, а о  подсмотренном или услышанном, все равно, записывая, преломляешь все через свой опыт и свое миропонимание.

А когда с тобой лично и с тобой конкретно случится счастливая любовь, то опять же, она — не ровно окрашенное полотно, то есть счастливая в некоторый конкретный момент, проскочивший между другими временными отрывками, окрашенными в не столь уж радужные краски и оттенки, то как-то совсем неестественно «бросить всё»  и кинуться к письменному столу записать этот миг бесконечного счастья. В таких случаях фонтаном выплескиваются стихи, но не повесть.

Может, останавливает внутренний суеверный страх самого себя сглазить... Должно же быть какое-то тому объяснение.

Всю жизнь благодаря судьбу за то, что та не ранила ни единого раза любовью безответной и несчастной, испытывала потребность описать только выстраданное, ранящее, изнуряющее во вполне благополучных союзах.

Хотя о безответной любви, наслушавшись ее претерпевших, написала как-то давно:

 БЕЗОТВЕТНАЯ   ЛЮБОВЬ

Любовь, не знавшая ответа,
О,  люди,  пусть вас обойдёт.
Любовь – она всегда из света,
Но та – слезами изойдёт...

Ответная  любовь – что праздник!
Вся  -  ликование и взлёт.
Её дарит Амур–проказник.
Даст поиграться и возьмёт.

Оставит лишь воспоминанье
На всю оставшуюся жизнь.
Она пройдёт, совсем не раня.
Как к роднику,  к ней приложись!

Но есть любовь – любовь иная:
То - реки слёз и стонов хрип,
Как язва и как боль сплошная,
Как с осложненьем зимний грипп.

Она надежды не дарит,
Ни света, ни тепла, ни счастья.
Душа в ней птицей не парит,
В ней сжалось всё, как пред ненастьем.

Она – сочащаяся кровь
Из раны, что не заживает.
После неё не скоро вновь
Поверишь,  что тепло бывает.
                1994 (ой, да это мною написано  20 лет тому!..)

Тут же, едва получила такое откровение для себя, в телефонном разговоре с читающей знакомой, озвучив ей свое умозаключение, через минуту ее «зависания» услышала подтверждение своих выводов в вопросе, никогда ранее не встававшим так ошеломляюще резко, и  перечень  фамилий всемирно известных классиков, которые много писали о любви, но никак уж не о счастливой...

Ибо, подумалось мне,  «все счастливые семьи счастливы одинаково...» - безусловно неоднозначно воспринимаемое высказывание классика, но, по сути, очень близкое к истине, а, значит, и говорить-то особенно не о чем, ничего принципиально нового-то не опишешь столь же гениально, как несчастье.

Нет, если хитро исстараться, то, благо, природа не обидела фантазией и женской глупостью-кокеткой,  можно чего-то наплести, не претендуя на эту самую гениальность, уговаривая себя, что и в прочих случаях до нее тебе не дотянуться.

 Это «исхитрившись, наплести» вскричало во мне неизжитое еще хулиганство, или азарт... Но, как говаривал один старый еврей нудным распевным хриплым голосом: «Надо ли?..»

Безусловно, согласно философским трактатам, любовь бывает не только к объекту противоположного пола, о какой и подумалось в связи с объявленным конкурсом ко дню влюбленных 14 февраля, но и к Родине (опять же, трудно эту любовь назвать счастливой в период раздирания ее очередными майданами), к родине, как месту рождения (увы, будучи дитям офицера, была вывезена из того гарнизона трех месяцев отроду), к родителям (спасибо им, а также бабушкам и дедушкам, родному и неродному — описывала неоднократно), к природе (в моем случае, вообще  - редчайшее счастье: родина предков в Сумской области и красоты совершенно необыкновенные во множестве мест папиной службы на Дальнем Востоке, а также,  места путешествий), к родному дому...  Любовь к жизни, в конце концов... Но обо всем  этом — не ко дню св. Валентина...

Еще одно откровение: ведь судить о том, что любовь была счастливой, можно только, когда она была таковой с самого ее зарождения до дня, когда «умерли в один день».

Ведь даже если счастье было прервано уходом из жизни одного, второму остается  страдание о потере, то есть, не  счастье.

А если: оба... в один день, так и писать-то некому, ибо свидетели той счастливой любви будут только хроникерами, очень даже поверхностно описывающими то, чего сами не сподобились прочувствовать.
                15.02.2014 г.



                ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСКИ

08.06.2014 г.

Троица. Была в Троицком соборе, народа — масса. Вошла в центральный вход, с большого крыльца. Начала пробираться... Слева — огромная икона Пантелеймона целителя (удивительно Сева похож на этот образ), начала молиться о своих ногах...

Захотелось покаяться в своих неправильных мыслях: возроплала, устав, идти свой путь... Отсюда и боль в ногах, и колени и все мышцы.

Кстати, позавчера оба вдруг решили срочно продать золотой крестик, что нас уговорил у него купить знакомый, которому тогда были необходимы деньги. Оба поняли, что нечего нам в доме держать чужой крест (в смысле КРЕСТ как ПУТЬ несения своих долгов, в данном случае — чужих), сегодня продали  на «монетном рынке», удивительно легко.

Вышла из храма, чудесно помолившись, начала вспоминать, с какого момента вдруг внезапно заболели колени... То есть когда я «не туда пошла» или «воспротивилась идти согласно нового пути». Не вспомнила, кажется в связи с началом Майдана, который у меня вызвал отторжение (ой, как я мягко умудрилась выразиться!!!).

И пошла четкая мысль, причем я увидела ее объемно и крупно: Бог не бывает поругаем! Это было им дано, так как народ уже окончательно покрылся жирным слоем пыли и сала — так обмещанились; кроме денег, больше не знают и не имеют никаких целей и мыслей. Ежедневно в новостной строке в телевизоре читаем, что за сутки погибло в дорожных авариях 10-15 человек, не считая крупных аварий во всем мире.  То есть люди перестали ценить жизнь свою и каждого человека, как дар Божий!!!

Вот и назрел ураган, который поломал стабильность, дико и подло, вырвалась накопленная обывателем-потребителем злоба, зависть и ненависть, о которых даже и не подозревалось.

Люди встрепенулись и в ужасе задумались.

Пока — неукротимая ненависть и дикая злоба. Одно и то же одни  называют белым, другие — черным.

Я вдруг осознала, что названное «Небесной сотней» (стая кретинов, пришедших на майдан исключительно за деньги), действительно — орудие возмездия сверху. И мне, наконец, надо принять все происходящее как данность, как промысел Господний.

Принимаю.



***
10.06.2014 г.

Сегодня на моей странице на  ПРОЗА.RU появилось приглашение на участие в конкурсе
на премию «Наследие», где указано выбранное редакционной комиссией... но разрешается мне на свой выбор что-то представить...

Это уже не первое предложение как здесь, так и в СТИХИ.RU.

НО!!! Парадокс в том, что и в этих предложениях, и в «Рецензиях» читателей хвалят совсем, на мой взгляд, не то, что я сама считаю «удачей». Воистину, «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», сначала даже как-то обидно было, что остается незамеченным именно то, что я и хотела «сказать»...

Смешно. Зато — объясняет наши непонимания с чужими и близкими.

Здравствуйте, Лидия Васильевна!
Сообщаем Вам, что редакционная комиссия рассмотрела произведения, размещенные на Вашей авторской странице на портале Проза.ру, и одобрила их номинацию на литературную премию «Наследие».
Нашими редакторами особенно отмечены следующие произведения:
• Неотвратимость наказания
Вы прошли отборочный тур и получаете право издания своих произведений в конкурсном альманахе.
Процедура проведения конкурса состоит из двух этапов. На первом этапе из числа пользователей портала Проза.ру выбираются наиболее достойные авторы, которые становятся номинантами премии. Их произведения издаются в специальных конкурсных альманахах, которые представляются на суд Высокого жюри. Решение, какие именно произведения публиковать, принимаете Вы лично. Издание альманаха для членов Высокого жюри премии «Наследие» финансируется авторами на паритетных началах в зависимости от занимаемого количества страниц. Книги рассылаются членам жюри, поступают на реализацию в магазины, осуществляется обязательная рассылка в Книжную палату и по библиотекам.
На втором этапе члены Высокого жюри путем голосования на основании текстов, опубликованных в конкурсных альманахах, определяют трех лауреатов премии. Церемония награждения победителей премии проводится ежегодно в Москве в Центральном Доме литераторов и приурочена к летнему визиту в Россию Ее Императорского Высочества Великой Княгини Марии Владимировны. На торжественную церемонию приглашаются все номинанты, опубликовавшие свои произведения в альманахах «Наследие».
Более подробную информацию о премии Вы сможете узнать:
• на сайте литературной премии «Наследие»
• по горячей линии 8-800-333-10-25 (бесплатные звонки со всех мобильных и городских номеров России)
• в разделе «вопросы и ответы»
• через экспертную систему
Для того, чтобы разместить свои произведения в альманахе для Высокого жюри, перейдите на страницу альманаха ;
--
С уважением,
Оргкомитет премии «Наследие»

ПИСЬМО-продолжение


Не буду, конечно, ни в чем участвовать, что-то нет и никогда, собственно, желания войти в ряды приверженцев Славы...  Опять звали в «члены» нашего регионального союза писателей... Ну, не бываю я «членом», даже из профсоюза в свое время вышла (вопль стоял по гороно: завуч по воспитательной работе вышла из профсоюза... Директор школы, спасая себя от выговоров им сообщил, что я — единственный в городе учитель с ребенком-инвалидом 1 группы, но профсоюз обо мне ни разу не вспомнил... После этого меня кинулись опекать на всех уровнях — была я с ними груба и неблагодарна, ибо подарков не беру... Обиделись... Но больше не возмущались моим нечленством и отщепенством...


                *****
(записываю 14 мая, написано месяца полтора назад, похоже, нашла листы... начну перепечатывать, может, вспомню, о чем... Не дописано... Чем-то же была вызвана потребность записать... И, главное, чем же я хотела это закончить?!.  Помню только, что Г. в своем ноуте, что впритык к моему, смотрел очередной детектив, а мой уже без розетки не работает. То есть сразу писать в комп не было возможности...)


Как сложно быть объективным в суждении о человеке или каком-то событии.

Я, математик, всегда сочувствую в этом смысле историкам.

Каждый человек не просто многогранен, он в отношениях с каждым другим человеком — всякий раз, иной. Все замечали: если испросить мнение о ком-то конкретном у десятка разных людей, получим десять характеристик десяти же совершенно не похожих людей.

Как-то спрашиваю свою маму, учителя и воспитателя школы-интерната (там были здоровые и разумные дети, но или полу-сироты, у иных кто-то из членов семьи оказывался надолго в больнице, у иных родители работали по сменам или геологами, проводниками... На выходные дети уходили домой), опекаемого ЮМЗ и лично женой президента, Людмилой Кучмой. Я о ней слышала, еще работая в КБ «Южном», в разных с ней отделах, когда еще и речи не было о предстоящем высоком посте мужа — только уважительное мнение о ней и ее родителях.

Моя мама, после частых встреч с ней в интернате, рассказывала:
– Умная женщина. Сразу сказала, что, не будучи педагогом, вовсе не собирается критиковать воспитательный и учебный процесс, ей важно видеть, что дети: веселые, открытые, ведут себя, как в родном доме (в этом же не ошибешься).
– А я  услышала из уст торгового работника очень злобный о ней отзыв, дескать и груба она и сквернословит
– Ну, при мне она не скверно не бранилась, а ее всегда приглашали в мой класс и спальни. А в чаепитиях с коллективом мы сидели рядом, потому что обязательно пели. Очень интеллигентная женщина и приятная собеседница.
То есть, опять же, «как аукнется, так и откликнется»

Несколько лет работая в школе, как-то по просьбе директора я писала одну характеристику. Мальчика я учила с пятого по восьмой класс, он уходил в ПТУ. Удивилась просьбе, так как всегда это пишет классный руководитель.  Написала, что тот не проявлял математических способностей, но очень трудолюбивый и ответственный, что прекрасно воспитан, в коллективе — всеобщий любимец, веселый и доброжелательный... (Собственно, был стандартный вопросник).

Безусловно, я писала искренне, с уверенностью, что я знаю человека, о котором шла речь!

После этого мне показали характеристику его классного руководителя, учительницей языка и литературы — полнейшая противоположность!!! До парадокса, все мои плюсы у нее — черные минусы. Я пришла в такой полнейший ужас, что до сих пор помню тот шок.

Трижды уточнила, о том ли парне мы обе писали, нет ли ошибки. Моё изумление подхлестывалось тем, что та моя коллега — подчеркнуто ровный и очень деликатный человек, никогда ее не видели во гневе или злобном состоянии духа...

Родители того ученика, получив свидетельство о неполном среднем образовании с вложенной в него характеристикой, поняли, что его теперь даже в тюрьму не возьмут, мама прибежала к директору школы, безутешно рыдая. Простая семья, очень добрая и дружная, с сыном у родителей удивительно доверительные отношения.

Так я поняла, что никого нельзя знать.

Добавим, что у меня в том классе было шесть уроков в неделю, а у классной — четыре.

Увы, то был не единственный случай, когда мне приходилось переписывать характеристики на своих учеников.

Я пришла в школу в 28 лет, проработала до сорока (то есть, никаких скидок на «молодого специалиста», более того, я получала после университета лучшее распределение, в школу же шли те, кого уже никуда не брали). Дисциплина у меня была железная (дабы дать отдых детям, отвлекалась на минуту, вызывая общий смех, давала знак резко замолчать и продолжала урок), требования — жесточайшие (к счастью, тогда мы не знали, что растим поколение «реализаторов», глядя через годы на талантливых детей за прилавками, сердце рыдает).

На переменах дети вокруг меня роились с массой вопросов и коротких бесед. Они массово читали книги из моей домашней библиотеки — была тетрадь со списками моих классов, где они отмечали, что взяли и возвратили. Бурно обсуждали. Брали у меня материалы для рефератов по всем предметам. Их родители в любое время суток звонили мне домой по телефону — не была поставлена служба психологов. На крыльце школы меня часто кто-то ждал, зная, что я выскочу полей после звонка (дополнительные, тогда уже неоплачиваемые вообще, я  проводила на нулевых уроках), так как дома ждал больной сын, из-за чего я переходила работать  в школу.  Провожали меня до дома, используя, как психолога, даже те, чьих детей я не учила, и даже по вопросам скандалов в семье, на работе у них... 

Тоже — преинтересные встречи. И нескучная жизнь.

И никогда у меня не было пополняющих длиннющий общешкольный список «трудновоспитуемых» учеников!


 4.07.1014 г.
УЖАСНАЯ ДОГАДКА...

Я родилась в 26 лунный день.

Из лунного календаря: «Люди 26-годня призваны всю жизнь молчать, давать советы, обещания и выполнять их, брать на себя любую аскезу». Не обещаю, но выполняю. Все, кроме «молчать» выполняю всю жизнь, даже, когда не хочется — оказываюсь в таких ситуациях, и выполняю, как должное: спокойно, доброжелательно и искренне.

С молчать, увы, болтлива без меры. Папа всегда мне напоминал об этом недостатке вопросом, типа того, почему Козьма Прутков сравнивал болтуна с маятником  («...и того и другого надо останавливать».

Увидела молодого человека, который постоянно молчит, Крюкова, вышла за него замуж. Оказалось: такой тип шизофрении у человека, молчит и его мама, так ка ее отца и деда в годы ее детства репрессировали за не те разговоры, чем научили молчать наследников. И еще: Крюков или молчал или орал, как ненормальный, сам с собою...

Замолчал и наш сын окончательно годам к восемнадцати (начал говорить в 10 месяцев, когда и пошел, в год говорил, как взрослый. Тоже с удивлением узнала, что в садике почти в три года уже молчал так, что педперсонал был уверен, что он чуть ли не немой. Воспитательница остановилась возле песочницы, поговорить с какой-то женщиной, и услышала, как Сева, подбежав ко мне, долго и подробно что-то рассказывал. Замерла, буквально раскрыв и рот и глаза от недоумения и неожиданности!).

Теперь Сева научил нас с Гришей, да и тех, кто к нам зашел, слышать его на тонком плане. С ним я и общаюсь МОЛЧА. Молчу, то есть не произношу вслух, а оказываюсь услышанной и понятой.

 Вдруг сегодня меня осенило, что Всевышний нашел такой метод заставить меня молчать. На мехмате говорили: «товарищ не понял — товарищу надо объяснить».

Сурово... Но справедливо!

Добавляю  13.10.2014г.:

Позавчера обнаружила, что родилась-то я в 25 лунный день!!! И сразу так стало легко и радостно, и молчать стало легко-легко!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!




 4.07.2014 г.

У меня с рождения нет страха смерти, более того, я, при абсолютной ко мне любви окружающих и при полном благополучии, удачности и успешности всегда хотела умереть. Такое сладостное было ощущение... Но тогда было жаль родителей, что будут страдать из-за этого. С Севиных лет пять, то есть своих двадцати пяти — осознание того, что мне его необходимо, как это не дико и не странно,  пережить...

С ужасом обнаруживала, что везде, где я прочитала курсы лекций по эзотерике, появлялись сектанты всех рангов (хотя с начала девяностых эти зомбирующие орды появлялись повсюду).

Сегодня — годовщина смерти Веры (сестры Г.), там на похоронах оказались все баптисты из секты их мамы (дети тоже воспитывались с рождения на их собраниях). В белых нарядных одеждах. Пели радостные песни, благодарящие за то, что умершая возвращается «домой, к Отцу».  Наверное, я с детства «знала» именно о таком возвращении, физической смерти.



                ПРЕДОЩУЩЕНИЕ ЧУДА И ОНО
                16.08.2014 г.

12 числа перебрала, наконец-то все огромное количество своих наборов открыток, отметила на каждом число отсутствующих открыток или поставила пометку «все». Составила подробный каталог, с указанием года, издания, количества, тиража...

Наткнувшись на комплект «Художники Днепропетровска», изд. Киев, 1986 год, 11 открыток (тираж не указан, чтобы избежать налоговой). Качество отвратное, но я его в свое время купила на каком-то «развале», обнаружив, что предыдущий обладатель собрал четыре автографа, здесь на обложке, тех художников, чьи работы представлены .

Первый — А.Ткач. Перебираю открытки, читаю фамилии авторов... «Портрет заслуженного металлурга УРСР М.Ф.Батцолоя», 1984 г.

Как-то сразу нехорошо подумалось, что это — обычный соцзаказ...  Мощный мужик в рабочей одежде... Но — взгляд... И все выражение лица. Аж вздрогнула от неожиданности: герой соцтруда, победитель!!! А на лице вовсе не отпечаток оптимизма и энтузиазма... Взгляд в себя, усталость и страдание. Но страдание — не о себе...

Давно я заметила, что рисуя цветок ли, портрет ли, художник всякий раз  пишет — себя.

Так мое воображение и дорисовало облик самого художника, и захотелось увидеть его работы.

Отложила я этот набор открыток, представляя, как, оказавшись в следующий раз в Музее украинской живописи, что будет отмечать первую годовщину своего существования 10 октября с.г. (часто бываю в расположенном совсем по соседству с Троицким собором),  похвастаюсь обладанием автографов.

И вот: на следующий день же в электронной почте  обнаружила письмо из этого музея. Они делают рассылку всем, оставившим свои адреса.

Приглашают на выставку произведений Анатолия Ткача, его сына Кима и дочери Ирины «Наследие и наследники». 75-летию со дня рождения посвящается (ушел из жизни, как узнала уже на самой выставке, в 2006 году).

«На ловца и зверь бежит»!!! Всякий раз убеждаюсь, что удача приходит именно к тому, кто к встрече с ней подготовлен!!!

Собираясь на открытие выставки, уложила в подарок другим посетителям штук  пятнадцать экземпляров своей книги «Прочтешь — захочешь жить», думала, там добавятся те 20 экземпляров, что  я подарила музею в свое предыдущее посещение. Оказалось, их уже присовокупили к собираемой там библиотеке (кроме четырех или пяти, что я тогда подписала)! Пожалела о столь малом количестве взятых книжек, разобрали мигом, даже несколько попросили в библиотеку моего родного университета (опять — удачная неслучайность).

Перед выходом из дома смотрю на толстый сборник ежегодника «День поэзии» за 1979 год. Внутренне резвясь, задаю вопрос: «Что меня ожидает на той выставке?», наугад открываю, мой палец упирается в строки (нарочно не придумаешь!!!):

Деревья стоят, как скульптуры
В огромной живой мастерской,
Где лепят натуру с натуры,
А радость мешают с тоской.
Ведь можно из южного снега
Такое слепить небесам!

А он это делает сам,
Свалившийся с самого неба...
                (Владимир Соколов).

Тут же «рифмонула» сама. Дело в том, что в письме-приглашении представлена программа открытия выставки, включающая дежурное:  «искусствоведы — о значимости творчества А.Ткача».

Из меня при прочтении этой фразы выплеснулось: «Ну, какое же значение самого явления художника, поэта, музыканта?!. Ввергать нас в чудо, увиденное мастером и совершенно незамеченное обывателем, коим всякий бывает, увы...

Записала, думая о «неуходе» гениев:

Пока не истлеют холсты,
И в прах не рассыплются краски,
Придумавший эти цветы,
Не умер! Взирает из сказки...

И вот я — у цели. У входа в музей стоят группки по 2-4 человека. Зал  набит до отказа! Не думала...

Едва вошла, сталкиваюсь с немолодой крупной красивой еще женщиной. Оказалось, это вдова художника, Лариса Ивановна. Она, улыбаясь:
– О!!! Знакомое лицо?!
– Да в этом городе, - отвечаю, - все лица знакомые.
– Вот уж точно, все... А все-таки, где?!
– Кроме всего прочего, я 15 лет подрабатывала тамадой...
– Точно!!! Я же помню, что была красивая встреча...

Вхожу в зал, где рядами плотно стоят стулья, почти все занятые гостями. Многие ходят вдоль стен, рассматривая картины... Еще переходя из маленького вестибюля, упираешься взглядом в широкий экран, на котором сменяют друг друга фотографии...

 В момент моего первого взгляда — группа из пяти художников, сразу выхватываю одну фигуру — он!!! Не ошиблась. Действительно, портет из  комплекта открыток, разбудивший  мои познания психологии, именно таким «нарисовал» в моем сознании образ автора!!! Стопроцентное попадание.

Начинаю осмотр выставки... Сразу устремляясь в угол, из которого — свет и свежесть!!! «Пионы» и другие картины, выполненные дочерью Анатолия Ткача, Ирины Ткач (родилась в 1973 году). Маленько роста, полненькая, как-то без яркой красоты отца и матери, но очень располагающая к себе... Опять же, мать — сгусток энергии и самоуверенности (Лариса - совершенно стопроцентная), дочь — тихонько простояла в уголочке, за маминой спиной, точнее, даже не за мамой, а именно, за спинкой маминого стула, куда та ей указала. Ларису Ивановну долго уговаривали присесть — занималась гостями выставки, давала интервью куче журналистов...

Это, был, собственно вечер воспоминаний об Анатолии Ткаче. Из архива семьи и частных  коллекций наших горожан собраны некоторые небольшие картины художника, но, поскольку он был «станковик», то есть мастер станковой живописи, то основные, большие его работы здесь бы и не уместились, некоторые сохранились в музеях Киева, Днепропетровска... Писались они в советское время для сосетского же народа, такие произведения мы видели в клубах и дворцах заводов, в госучреждениях, в колхозах. То есть разошлись они по огромной стране.

Первой после вступления представителя музея вышла перед сидящими даже не зрителями, а именно, гостями, искусствовед (как мне сказали, главный искусствовед в нашем городе) Людмила Владимирова Тверская. Хорошо, предметно  и объемно говорила о художнике, а потом — о себе, все годы дружившей с семьей …

Как всегда, поздравляя ли, вспоминая ли: непременно — о себе, любимом. И много! И с восторгом! Это с воодушевлением делали все выступающие. Собственно, «имели право», все — не последние люди, известные в своих кругах, со званиями...

Очень энергетически сильный и гордо несущий себя, начал говорить скульптор В.П. Небоженко, автор огромного памятника Валерию Чкалову на входе в парк имени Павла Глобы, а до начала девяностых прошлого уже века — парка им. Чкалова; памятника молодому Тарасу Шевченко, что стоит в аллее у театра им. Т.Г. Шевченко и филармонии, и автор еще многих важных для города скульптурных работ. Это и памятник Полю, действительно любимый памятник у горожан, академику Семашко Н.А., монумент 152 стрелковой дивизии...

Опять же, Владимир Небоженко начал рассказ с истории знакомств с Анатолием Ткачом, о молодости, дружбе, о том, как пели песни!!! Подозвал Ларису Ивановну, и вместе запели, и как запели! Тут же к пианино подсел кто-то из их компании... Великолепно.

Выступали художники (не представлялись, их знают все, и немолодые уже художники и их взрослые дети, тоже художники, окончившие то же художественное городское училище. Две из них, пятидесятилетние дамы, стояли рядом со мной, около Ларисы Иванвы и Ирины, диктуя мне имена, рассказывая о своих уже ушедших отцах-художниках; я им тут же подписала свои книжки). Выступили: Данилов В.П., Матюшенко В.И., Чернета Г...

Обстановка была наредкость душевная, теплая и искренняя. Все были рады этой возможности встретиться, многие — после долгого перерыва... Чудесно.

Ведущий предложил еще кому-то выступить. Повисла тишина. Вышла я (ну, как же без меня...). Показала и набор открыток, вызвав оживление и воспоминания о том, что и они его где-то видели, затеряли... Вглядывались в автографы... Потом прочла описанные уже стихи из «Дня поэзии»... Так меня хорошо слушали, сразу породнившись и со мной...

Я вернулась туда, где новым своим знакомым оставила сумочку. Услышала кучу искренних  «спасибо» от них и стоящих рядом. Не сговариваясь, как-то одновременно (полушепотом, чтобы не мешать вышедшей после меня перед сидящими гостями  Ларисой Ивановной, благодарившей всех за то, что собрались...) высказались, с тихой завистью, что вот на все нужен талант, они — художники, а говорить — то же своего рода искусство, а им они совсем не владеют. То есть «обкомлементили» меня и они и многие потом, уже за фуршетом (я не присоединилась, избегаю этого всегда, да и чего я стану мешать давно знающим друг друга и годами не встречавшимся поговорить о своем, и, главное, я всегда бегу домой...).

Уже на крыльце, куда некоторые вышли покурить, подписать мою книжку меня попросила  женщина лет уже за шестьдесят, благородная и держащаяся с приятным достоинством.

Тут же попросила посмотреть, чьи автографы на моем наборе открыток, в подготовке которого она участвовала, готовила альбомы именно этих художников, чьи автографы увидела!!! Искусствовед Лариса Николаевна Бондарь, расписалась с радостью там же, передала своему мужу, художнику Городисскому Владимиру Николаевичу и Юшкову Станиславу Алексеевичу. (Я стеснялась просить автографы, а они как раз с удовольствием подписались на комплекте открыток под автографами своих уже ушедших из жизни коллег и товарищей).

Лариса Николаевна мне несколько раз повторила, заявив, что говорит искреннюю правду, что я очень очаровательная женщина. Что подтвердили и ее собеседники. То есть, со всех сторон положительных эмоций набралась (при том, что с юности комплименты воспринимаю внутренне «в штыки», то есть не приемлю вовсе). Просто вся обстановка открытия выставки была такой, что все ощутили абсолютное родство душ и вселюбовь, которую тут же всем и выражали с легкостью, радостью и теплом!

После выставки мне легко записалось, увы, совершенно слабенько с точки зрения стиха, но — по ситуации точно:

Случается такая обстановка,
Явил нам вечер памяти Ткача:
Вдруг оживает юности сноровка.
Рассказывают были, хохоча!

Все источают другу комплименты,
О всех коллегах — только хорошо!
Не для приличий эти сантименты -
Сам  именинник к нам зашел!!!





                «ПАНЫ ДЕРУТСЯ — У ХОЛОПОВ ЧУБЫ ТРЕЩАТ»...

      Сегодня, увидев идущего ко мне мужа, я, с фотоаппаратом в руках, на обочине широкой парковой дорожке разложила красивые разноцветные осенние листья, махнула ему приветственно.

      Идущая перед ним женщина лет 57-ми, почти моя ровесница, обернулась, с жутко злобной завистью взглянула на него, улыбающегося мне. Она резко свернула, злобно «протопталась» по приготовленным мною для фотографированию листьям...

       ...Может, потому нашим детям выпала война?!.

Их швырнуло в войну,
На убой и разбой,
Чью же, кровью, вину
Замолить идут в бой?..

Все войны во все времена, с первого появления первой группы человекоподобных, проходят одинаково.

Меняется не человек, не причина войны, а только техника уничтожения себе подобного.

Причина абсолютно всех войн — жажда власти и богатства, обуревающая малую кучку.   А итог всех войн — гибель масс, явно осознающих, что отдают свои жизни исключительно за передел рынков этой малой кучкой.

      И опять же: во всех битвах всех времен человек, брошенный на убой, для поддержания собственного духа, боевого духа, говорит, точнее, внушает себе, что он гибнет ради своей родины.

      Хотя, куда полезнее для родины было бы жить, а не погибать.

      Война хоть как-то объяснима, но уж никак не оправдана, ибо убийство быть оправданным не может, при борьбе с внешним врагом-завоевателем.

      Но нет ничего коварнее и подлее войны гражданской!!!

Гражданской суть войны:
Брат в брате разглядел врага.
Не видя собственной вины,
Другим привесил хвост, рога.

И оба рвут себе награду
В уже чужой родной крови.
Тропу проклали оба к аду.
А их рожали для любви...

Еще до начала бойни на Донбассе, когда «зеленые человечки» оккупировали Крым, ребята из СБУ с паникой в голосе обсуждали в разговоре с нами: в Афганистане хоть по лицу можно было определить своего-чужого, здесь же: одна внешность (славянская), одна речь.(русская), одинаковое оружие (советское), одна форма одежды... «Что, паспорта будем друг у друга требовать?!»

     Так, опять же, обсуждалось это в ожидании военных действий в Крыму: между Украиной и Россией.

      А на Донбассе  - и паспорта одни... «Ребята — с нашего двора»...

      Еще в конце семидесятых  я спросила свекра, едва выйдя замуж за его сына, почему он, прошедший войну (финскую, отечественную, борьбу с бендеровцами), не рассказывает внукам о том, как воевал.
   
      - Ты же (перевожу с украинского) - разумный человек. Что я должен рассказывать? Как я убивал людей?! Таких же хлопцев, как я?.. Я же убивал не Гитлера и его окружение.

       И рассказал историю, что последнее время постоянно всплывает в моем сознании.

      (Я ее где-то описывала, потому коротко).

       Им с женой тогда было по двадцать лет, расписались восемнадцатилетними, когда его призвали в тридцать девятом в армию, совсем незадолго до начала финской войны.

       Ей люди передали, что он в плену, в соседнем селе (их через три дня наши освободили, но, захваченных, летом, пока содержали в ограждении из столбов и проволоки для колхозных коров).

      И вот наша Миля, получив сообщение о муже, бежит увидеть его.

      Увиделись, через ограждение. Тут же, с автоматом, к ним бежит охранник-немец их возраста. Те, безусловно, испугались ужасно!

       А в украинских школах до войны и долгие годы после нее изучался как иностранный только немецкий, потому они смогли переговариваться с ним.

       Тот, радостно улыбаясь и возбужденно говоря, вынимает из нагрудного кармана фотографию, протягивает им.

        О, небо! На фото — поразительно похожая на нашу Милю девушка, такая же молодая,  с такими же волнистыми волосами.

       Немец рассказывает, что это — его жена, и увидев нашу Милю, бегущую к ограде, он сначала принял ее за свою любимую, которая так же волнуется за него, но в Германии. Потому он и кинулся ей навстречу.

– Я — учитель, я учитель, - повторял молодой немец на своем языке.
– И я — учитель!
– И я — учитель, - в один голос проговорили Миля и Володя.
– Я, - возбужденно говорил немец, - не хочу стрелять!!! Я не хочу стрелять, я хочу учить детей!!! Я не хочу стрелять!
– И я не хочу стрелять, - вторил ему наш Владимир, - я тоже хочу учить детей.

       Пересказав в деталях ту роковую встречу, мой свекор, тихо и удрученно, резюмировал (до сих пор у меня перед глазами его лицо в тот момент и те слова — в ушах...):

      - И потом я всю войну стрелял в такого же, как я, учителя, с которым мы хотим учить детей, а не убивать друг друга.
   
        «Паны дерутся — у холопов чубы трещат»...

        Но он стрелял в иноземного врага, посягнувшего на его родину.
                23.09.2014 г., окончила писать 10.10.2014 г.





                ЗВУКИ

Идет война. До нас, слава Богу, бои еще не добралась, но в стране — война.

Неудачно как-то выплыло это «не добралась».

Ой, еще как добралась. Собственно, именно об этом я и хотела писать.

Из недалеко от нас расположенного аэропорта, по широкому Запорожскому шоссе, в больницу имени Мечникова, центр специализированной хирургии,  мчат круглосуточно уже много-много дней и недель, с жутким ревом, машины скорой помощи — везут раненых на Донбассе...

Уже во многих, если не всех, местах Украины, где боев и нет, запрещены всякого рода салюты.

Дело в том, что, еще с начала заброски в Крым «зеленых человечков», все с ужасом застывают при каждом  залпе салютов, которые, особенно массово по пятницам и субботам, во всех местах города щедро радовали свадебных гостей, напоминая о торжественности события.

Запретили. Хотя иногда кто-то да бахнет, но скромненько, «шепотом». А ужасом услышавшие этот залп все равно проникаются, ощущая, как он цементирует сначала сердце, а потом и все тело, уподобляя его соляному столбу.

Страх грядущих бомбежек пропитал не только сознание всего населения, но и  воздушное пространство.

И чем не занимаешься, полностью погруженный в дело и размышления, оказывается, слышишь, чего никогда с тобой прежде не было, все оттенки шумов и шорохов.

Ощущаешь физически не просто зрение и слух свои, знакомые тебе с рождения, а какое-то множество отростков слуха и зрения, эдакое подобие невидимых щупальцев.

Так быстро отросли эти щупальцы-антенны, улавливающие всё и вся.

Обнаружилось, что звуки издают не только люди, птицы, собаки, коты, а буквально каждые: лист, ветка, ствол, трава.

Под окном постоянно и прежде проезжала масса машин, мотоциклов, велосипедов. К ним все давно привыкли, не замечая и не слыша их.

А теперь узнали, что каждое колесо на каждом участке  дорожного покрытия, звучит своим шипением, хлюпаньем, постукиванием и поскрипыванием!!!

Забавно шелестят колясочки с младенцами, опять же индивидуальными голосами.

А сегодня идет первый осенний дождь.

Наконец, прояснилось.

И вдруг: крупными потоками сорвался, с почти чистого неба, ливень. По карнизу ручьи-нити внезапно ударили...

«Да ведь голуби лапами выдают тот же звук, резко взлетая с карниза!!!» - отреагировала  мигом.

И так было всегда, должно быть...

Но никогда этого не слышало ухо, не бывшее прежде воспаленным.

...Как же истерзаны и напряжены нервы.
                24.09.2014 г.