Глава 16. Ссора с боярином...

Александр Багрыч 2
"ГЛАВА 16.  ССОРА С ВЛИЯТЕЛЬНЫМ БОЯРИНОМ,  КУЛАЧНЫЙ БОЙ И НЕОЖИДАННАЯ РАЗВЯЗКА."( А. Багрыч)

Жизнь любого человека не обходиться без физических и душевных ран,   но со временем эти раны затянутся или затеряются в глубине нашей памяти, и о них  лишь будут напоминать твои  шрамы  и  отдельные воспоминания. Но в какой-то отдельный момент, если с нами приключится подобная история и возникнет вдруг неодолимое желание вернуться в прошлое,  достаточно будет, лишь взглянуть на шрамы или вспомнить подобную ситуацию,  как  мы будем знать, как нам поступить. Шрамы, душевные и физические, напомнят нам о наших делах  хороших, и  плохих и мы продолжим путь вперед...

Несмотря на  все принятые  меры Анной,  утаить от своего покровителя наши отношения ни к чему не привели. Он вскоре узнал все о наших встречах.  Недовольная служанка поставила  его  об этом в известность.  Этот  боярин, по природе великодушный, но гордый, ревнивый, вспыльчивый, страшно вознегодовал  на мою дерзость. Гнев и ревность ослепили ему рассудок. Он решил мне отомстить, но не достойным образом. Однажды ночью,  когда  я был у Анны, он  подкараулил меня с толпою своих слуг, которые были вооружены палками.  Как только я вышел из калитки, он приказал  гнусной  своей челяди схватить меня и избить до смерти.

- Учить дураков – не жалеть кулаков! Накажите этого деревенского петушка! – крикнул боярин в ярости.

- Пусть этот, дерзкий наглец, погибнет под вашими ударами! Я накажу его за наглость…
Не успел он договорить,  как  на  мою голову обрушился град палочных ударов. Нападение толпы  было столь неожиданное и стремительное,  что я для своей защиты не успел ничего предпринять. Меня сбили с ног и нанесли палками  и ногами столько ударов,  что я лишился чувств. Остаток ночи я пролежал в бессознательном состоянии.  На рассвете меня заметили прохожие. Они увидели,  что я дышу, сжалились надо мной и отнесли меня к волхву-лекарю, который хорошо знал моего дядюшку. Мое счастье - раны мои оказались не смертельными, и я попал в руки хорошего лекаря, который за два месяца поставил меня на ноги. По окончании этого срока я снова  вернулся к своим книгам и прежнему образу  жизни. Анна о себе не напоминала, так как боярин только на этих условиях согласился простить ей измену. Я ее понимал и не обижался.

Поскольку мои приключения не были уже ни для кого тайной, и к тому же я не был трусом, так как я был участником всех кулачных боев на княжеском дворе, то все дивились, видя меня таким спокойным, словно мне не было нанесено никакого оскорбления.  За  подобные бесчестные поступки у нас в деревне вызывают  на кулачный бой до смертного конца или по решению старейшин изгоняют прочь из деревни,  если ты не отстоял свою честь. Я же, по данному случаю, не высказывал своих мыслей и, казалось, не испытывал злобы, а потому люди не знали, что им думать о моем притворном  равнодушии. Одни при дворе полагали, что, несмотря на мою храбрость и славу кулачного бойца, высокий ранг обидчика удерживает меня в почтении и побуждает проглотить оскорбление,  другие, будучи ближе к истине, не доверяли моему молчанию и считали показным то спокойное состояние, в,  котором я,  казалось,  пребывал.  Добрыня, который недавно вернулся из похода и хорошо знавший моего отца  и нравы нашей деревни, сразу сказал князю Владимиру и Малуши, что будет смертоубийство. Княгиня попросила Добрыню и сына не допустить этого. Меня  срочно вызвал к князю Владимиру.

В огромном тронном зале, отведенном для аудиенций, дюжина дружинников, придворных, писцов, разбившись  на маленькие группки, шепталась между собой, поглядывая в  сторону конунга.  На троне сидел князь Владимир.  Рядом стоял,  опираясь на спинку трона,  Добрыня.  Конунгу,  как и мне,  было не более девятнадцати лет. Как я потом узнал – мы были почти  одногодки.

Он был среднего роста и физически несовершенен; безусое лицо с правильными чертами и густыми бровями; гордый разрез серых глаз  и надменный взгляд.

Князь был одет в кафтан темно-фиолетово-синего цвета с облегающими рукавами, заканчивающимися золоченой парчой; нижняя кайма красная.  Поверх него темно-синяя мантия с широкой золотой каймой,  застегнутая рубиновой пряжкой. Его сапоги - из зеленого сафьяна. Головной убор Владимира состоял  из соболиной шапки с низкой тульей из золоченой ткани:

- Сударь я знаю, что с вами случилось и, признаюсь, удивлен вашим спокойствием:  вы,  несомненно, притворяетесь,  а  сами замышляете месть,  - строго произнес конунг.

- Мой господин,  - отвечал я, – говорить -  беда, а молчать – другая, Мне обидчик не известен; на меня напали ночью какие-то незнакомые мне люди:  я  рад бы отомстить, но кому? Я с этим смирился,  - спокойно отвечал я.

- Я не верю ни одному вашему слову,  - воскликнул гневно конунг. Мне известно все. Боярин  Любомир Нарышкин нанес вам смертельную обиду. Вы сын  храброго воина моего отца и язычник;  я знаю, к чему вас обязывает и  то и другое. Признавайтесь в своих намерениях:  я,  ваш государь,  требую;  и не бойтесь раскаяться в том,  что доверили  мне свою тайну.

-Вы довольно жестоки, государь! – почтительно заметил я. – Если унижение, которому я подвергся, мало для моего наказания, если ваш гнев не угас, покарайте меня еще большим позором и еще более страшным бесчестьем, отговорив меня от мести.

- Отчаянье, сударь, - сказал спокойно князь, - опасный советчик, а месть перестает быть местью, если мы причиним зло, большее, чем то, за которое мстим. Я вам приказываю рассказать мне о своих намерениях относительно боярина Нарышкина. Не забывайтесь, вы - мой подданный!

- Раз вы, мой государь, мне приказываете,- сказал я,- то считаю своим долгом открыть вам свои намерения. Я помышляю отомстить за причиненную  мне обиду, за это я ответственен перед своим родом и нашими Богами. Вы знаете,  как недостойно со мной обошлись, а потому  намерен убить боярина  в честном  кулачном бою, не получится - из-за угла проткну его кинжалом.  Хочу просить Вашу милость назначить день нашей схватки до смерти одного из нас!

- Я восхищен вашей честностью и благородством,  сударь, - с удивлением произнес каган.- Вы   могли бы поступить с ним так,  как  он  поступил с вами: напасть на него ночью с кинжалом или размножить ему голову кистенем, и никто бы вас за это не осудил.  Однако не спешите с местью.  Вы оба мне очень дороги и скоро мне понадобитесь в одном деликатном деле. Я очень хотел  бы вас примирить. Дайте  мне  время?

- Ах,  государь, - воскликнул я в сердцах, - зачем вы принудили меня  открыть вам мою тайну. Смерть – лучше бесчестия! Примирение просто невозможно. Я его непременно убью!

- Хорошо,- сказал князь,- если я не найду такого, которое удовлетворит  вас примириться с Нарышкиным, поступайте как знаете. Я не намерен злоупотреблять сделанными вами признаниями и позволить, чтобы вы запятнали честь вашего рода, можете быть совершенно  спокойны на этот счет!

Честно говоря, идея убить боярина подлым способом из-за угла меня совсем не прельщала. И не только по соображениям морали. Согласно не писанных новгородских законов, традиций, правил, передаваемых из поколения в поколения, за убийство княжеского боярина(огнищанина, тиуна, управителя)местная община должна была меня найти и убить, как бездомного пса. Если  я не буду общиной  найден , то она должна заплатить за меня штраф в 80 гривен.  Штраф за разбойническое убийство княжеского вельможи по нашим временам был огромным Он равнялся стоимости  стада в 80 волов или 400 баранов. Такой штраф мог разорить любую общину. За убийство смерда или холопа, штраф составлял 5 гривен. Именно по этой причине, я до сих пор не поквитался со спесивым боярином!  Я хотел его убить в честном бою, по Божьему Суду.

Я поблагодарил  конунга за  понимание и с поклоном удалился. На выходе  меня остановил Добрыня,  который присутствовал при моей встрече с князем и все слышал.  Он  меня обнял, и  по-отечески   сказал:

- Узнаю породу рода Мирошки! Отец и мать гордились бы тобой. На меня,  Жизномир,  не сердись, что до сих пор с тобой не встретился и не выполнил обещание, данное твоему дяде  Добрушке.  Все было не досуг,  да и княгиня попросила не сманивать тебя в дружину. Она сказала,  что от  твоей учености будет больше прока князю, чем как от воина.  На этом мы с Добрыней и расстались.

После первой встречи и разговора с конунгом, я поймал вдруг себя на мысли, что мы лицом, фигурой и манерой говорить, мыслить и поступать, чем-то схожи, но  тут же выбросил эти мысли с моей головы. Просто мне всегда хотелось иметь брата, но наши боги мне его не дали.