За верность в тяжелое время

Вольфганг Акунов
RLD

Одной из самых известных белогвардейских добровольческих частей, сформировавшихся и оперировавших в 1918-1920 гг. в бывших прибалтийских губерниях Российской империи, была "Охрана Прибалтийского края" («Земская охрана», «Охрана Балтийского края», "Балтийский ландесвер"), организованная первоначально в качестве одного из трех отдельных стрелковых батальонов («Прибалтийский батальон»), сформированных в конце 1918 г. в г. Риге для защиты Латвии от большевизма. Этот «Прибалтийский батальон» состоял из "остзейских" немцев (уроженцев Прибалтики немецкого происхождения – бывших подданных Российской Империи, отсюда последующий немецкий вариант названия части), а также бывших солдат и офицеров германской кайзеровской армии (не желавших, по разным причинам, возвращаться в Германию, ставшую республикой в результате Ноябрьской революции 1918 г.) и находился первоначально под командованием русского генерала царского производства барона фон Фрейтаг-Лорингофена, затем – бывших офицеров германской кайзеровской армии майоров фон дер Гагена и Флетчера (Флетхера), затем – русского капитана 1-го ранга барона Таубе и, наконец, британского подполковника Александера (будущего маршала Британской империи и героя Второй мировой войны).

Из всех наград "Охраны Прибалтийского края" наибольшей известностью пользуется, пожалуй, "Крест (Балтийского) ландесвера", учрежденный зимой 1919-1920 гг.; его выдавала Комиссия Главного штаба (обер-штаба) Балтийского ландесвера, состоявшая из представителей отдельных добровольческих частей, входивших в ландесвер. По воспоминаниям "балтийского бойца", бывшего царского офицера Георгия фон Крузенштерна, "все наградные удостоверения датировались 1 марта 1920 года и подписывались членами Комиссии (командирами, ротмистрами, корнетами или фенрихами-прапорщиками)".

Право на награждение "Крестом ландесвера" имели только добровольцы, "исправно прослужившие в рядах Балтийского ландесвера не менее 3 месяцев (для вступивших в ряды ландесвера после 6 июля 1919 года этот срок продлевался до 6 месяцев)".

"Крест ландесвера", предназначенный для ношения (на винте с гайкой) слева на груди (сохранились и кресты во "фрачном", или "миниатюрном", исполнении), напоминал по форме русский офицерский Георгиевский крест (такой крест в геральдике именуется "уширенным") и был покрыт белой эмалью с узкой голубой каймой по краям креста (цветов Балтийского ландесвера). В центре креста был расположен серебряный (или покрытый белой эмалью) щиток с прямым черным крестом ливонских рыцарей Тевтонского ордена, наложенный на меч острием вниз (для комбатантов) или без меча (для некомбатантов).

Точно такой же серебряный (белый) щиток с прямым черным крестом (без меча) носили на тульях фуражек (а позднее – на своих круглых, голубых, с белой каймой, кокардах) чины Ударного отряда Балтийского ландесвера.

Некоторые экземпляры лапчатого "Креста Балтийского ландесвера" были плоскими, другие – несколько более выпуклыми. Размеры ландесверовских крестов колебались от 37 на 37 до 41 на 41 мм. Некоторые экземпляры крестов были пронумерованы с обратной стороны, некоторые – нет. Цвет каймы по краям креста колебался от темно-синего до светло-голубого, крестовина меча в центре креста имела различную форму, сам меч и наложенный на него "тевтонский" щит имели различные размеры.

Сохранились экземпляры "Креста ландесвера", изготовленные целиком из серебра. Официально "Крест ландесвера" именовался "Почетным знаком Балтийского ландесвера за верность в тяжелое время", причем на наградных удостоверениях  он почему-то именовался почетным знаком "с мечами" или "без мечей" - во множественном числе, хотя реальный крест для комбатантов был украшен не 2, а всего 1 мечом, направленным острием вниз. Вероятнее всего, первоначально планировалось изготовление крестов с 2 мечами (по типу памятного знака белых добровольцев-ливенцев), но позднее был выбран другой вариант креста, а удостоверения к нему остались прежними (см. иллюстрацию в заголовке к настоящей миниатюре).

Кроме "Крестов ландесвера" для комбатантов и некомбатантов, существовал также особый вид креста для награждения сестер милосердия, выдававшийся "Немецко-балтийским Союзом сестер милосердия в Риге" (Deutsch-Baltischer Schwesternverband zu Riga). Это был уширенный крест, покрытый белой эмалью, с синей (голубой) каймой по краям креста, подобный "Кресту ландесвера", но без гербового "тевтонского" щитка и меча в середине.

Интересно, что барон Ганс-Георг фон Мантейфель-Цеге, избранный после "Либавского путча" представителем Ударного отряда Балтийского ландесвера в Балтийский Национальный Комитет (БНК, нем.: Baltischer National-Ausschuss, BNA) и в "Комиссию по делам ландесвера (ландвера)", незадолго до своей гибели от пули латышской снайперши (далекой предшественницы тех прибалтийских "белых колготок", что стреляли по русским солдатам в годы I и II Чеченской войны в 90-е гг. ХХ века) при освобождении Риги в 1919 году, отклонил предложение германских военных властей о награждении чинов Балтийского ландесвера прусскими Железными крестами, с той мотивацией, что - в отличие от германских добровольцев - "балтийцы ведут свою борьбу за выживание, а не ради чинов и наград".