И у них язык не без костей. Беженский дневник

Гукк Альвина
Сегодня двадцать пятое февраля две тысячи шестнадцатого года

Сегодня среда

Ну надо же! Быстренько успеть записать, пока не забылось. Впрочем,  и так не забуду.
 
Учили числа. Они трудные, их произносить по-немецки невозможно (Если еще не умеешь. А как научишься, то так же легко, как по-русски).

По-немецки их надо еще и «задом-наперед» говорить: не «двадцать два», а  «два и двадцать»,  и работа над произношением большая.
Я им  и по слогам, и по буквам твержу «восемь  и  сорок»,  «пять и пятьдесят  », еще раз: «пять  и пятьдесят».
 
Что-то не идет мой хор,  просто бормотание с завыванием. Сжимаю на каждый слог руку в кулак, разжимаю, показываю, что надо губами шевелить, рот должен работать. Показываю на собственный язык и говорю «дойтлих», четко говорите, громко говорите, тогда и правильнее получится. Выходите, выходите из привычных звуков, стремитесь новые чужие звуки произносить, не по-арабски,  не по-английски, а по-немецки говорите.  «Шестьдесят!» -«Шесеся..», «Шестьдесят один!» -«Шесесяади...»,  «Мы учим немецкий язык!» - «Мы учим немецкий язык!»,  «Шестьдесят два» - «Шесесядва...!», «Я говорю хорошо!» - «Я говорю хорошо!», «Шестьдесят три!» - «Шестьдесят три!», «Я говорю очень хорошо!» - «Я говорю очень хорошо!!!».

 Они не сразу сообразили, что я вставляю между цифрами уже знакомые им фразы, мы их, как мантру, в трудные моменты  повторяем. Мои подопечные  после таких заклинаний  всегда начинают говорить увереннее, веселее, артикулируют активнее, даже мои движения  руками за мною повторяют для подкрепления собственного голоса.

Звенит мой будильничек.
«Хватит! Пауза!»! – «Хватит! Пауза! Ох!..»
Общий вздох облегчения. Кажется, я их сегодня загнала.

Рцаи, из Ирана, сорок два года, вечный молчун, взвизгнул что-то, как взмолился, руки к щекам приложил. Все бурно расхохотались, повторяют его слова, ухмыляются довольные собой.
Я постучала ручкой по столу и попросила: «Я тоже хочу смеяться. Что  Рцаи сказал?»
Колективно, сообща объяснили мне: "Рцаи,  как профессиональный мясник, знает, что язык без костей.  Но свой он  сегодня точно сломал. Так он сказал. Мы тоже так».
 

                25.02.2016