Санктуарий

Иван Ливицкий
Однажды я проснулся утром с твёрдой уверенностью, что не пойду, как это бывало обычно, на работу (по прямой, через центр города, мимо садика, вдоль бетонной стены и магазина, к самой двери офиса). В то утро я осознал с потрясающей ясностью, что погибну, если снова сделаю это. Поэтому я умылся, оделся, позавтракал и, выйдя из дома, отправился в прямо противоположном от работы направлении. Не сделав и нескольких шагов, я вдруг ощутил головокружение и едва не упал. Ко мне подошёл незнакомый человек.

– Как вы? – спросил он.
– Не знаю, голова закружилась…
– Вы совсем бледный. Куда вы идёте? Давайте я провожу.
Я посмотрел в направлении работы, потом в другую сторону.
– Нет-нет. Мне уже лучше. Намного лучше. Я дойду.
– Как знаете, – пожал плечами незнакомец и ушёл.

Это была длинная и широкая улица. Машины плыли сплошным потоком, кругом стоял шум. Я обратил внимание, что погода начала портиться, а ещё, прислушавшись к себе, ощутил необъяснимую тревогу. Мне казалось, будто я что-то забыл или сделал какой-то неловкий шаг, и теперь некий важный механизм стал работать прерывисто и ненадёжно. Ещё мне подумалось, что затея эта – не пойти на работу и отправиться в другую сторону – сумасбродство, и что, наверное, стоит вернуться. Но любопытство подталкивало вперёд: посмотреть, что будет дальше, поскольку прежде в этой стороне я никогда не бывал. Дома здесь были самые обычные, вдоль дороги стояли самые обыкновенные столбы, а люди буднично шли кто куда. Но вместе с тем ощущалась во всей этой простоте некая притягательная и ясная сила, словно предметы и люди открывались мне заново.

Между тем, погода всё портилась, начал накрапывать дождь. Горизонт впереди стал неотчётливым. Я зашагал быстрее, чувствуя, как растет внутри тревога. В какой-то момент у перекрёстка меня сильно ударил плечом прохожий. Я обернулся что-нибудь ему сказать (хотя и не знал до последнего момента, что именно это будут за слова), но он шагал очень быстро, втянув голову в поднятый воротник пальто, и скрывался за большим зонтом. Я пошёл дальше, и не успел ещё мало-мальски отключиться от этого эпизода, как вдруг прямо передо мной на красный свет промчалась машина. Водитель, похоже, не собирался останавливаться и даже не посигналил, – просто нёсся мимо. Внутри всё сжалось, в голове отчётливо прозвучало: «мне конец», однако машина меня не задела. Я поспешил перебежать дорогу и оказался возле длиннющего здания болотного цвета, которое стояло вдоль улицы.

Тревожное чувство и страх перемешивались теперь с лёгким головокружением и болью в животе. Глубоко внутри забрезжило едва уловимое понимание того, что весь этот разброд чувств и недомогание связаны с моим решением не идти на работу, с моим внезапным побуждением изменить заведённый порядок. Это же понимание как бы говорило: если ты выдержишь и пойдешь дальше, ты откроешь что-то важное. Так, сжав волю в кулак, я зашагал вперёд. Всё вокруг казалось невообразимо красивым, хоть и не представляло, как было сказано раньше, из себя ничего особенного. Я просто ощущал сквозь головокружение, боль и тревогу странный трепет, будто видел окружающие предметы впервые, словно разматывал путаный клубок времени, и всё, что есть в мире, сбрасывало с себя пыльные одежды.

В какой-то момент я споткнулся. Мрачная фигура в телогрейке, лица которой я не мог различить, низко нагнувшись, размахивала прямо у меня под ногами метлой. Я пытался что-то сказать, но плохо различал собственные слова и вообще издавал, кажется, только хриплые звуки. Вдруг я понял, что этот невесть откуда взявшийся дворник нарочно преграждает мне путь и, оттолкнув его, побежал вперёд. В эту самую секунду в небе протяжно завыла сирена. Я побежал быстрее. Самочувствие было скверным. Казалось, я вот-вот упаду на землю от головокружения и боли, но что-то помогало держаться из последних сил. Конец огромного здания приближался. Посмотрев по сторонам, я увидел что прохожие, еще недавно шагавшие по своим делам, остановились в напряжённых и угрожающих позах. Лиц видно не было. Все они кутались в воротники, шарфы, прикрывались перчатками. Я чувствовал, что всё выходит из-под контроля, что сбой, который ощущался в самом начале, теперь стал чем-то чудовищным и через считанные мгновения произойдет непоправимое. Меня охватил ужас. Желание бежать обратно и всё переиграть одолевало всё сильнее, но также не исчезло до конца и другое, упрямое желание проверить, что будет дальше. И тогда я рванул, что было мочи, вперёд.

В небе громыхнуло. Пошёл ливень. Звук сирены стал чуть глуше. Я ощущал, как под ногами появляются лужи. Пелена впереди стала плотнее, но теперь сквозь неё проступали какие-то очертания. Я оббегал прохожих, которые откровенно пытались сбить меня с ног, перепрыгивал через открытые люки, нырял под падающие деревья. Я видел, что впереди здания заканчиваются, что там нет больше улицы, строений, столбов, что там – поле, и в нём маячит нечто огромное. Ливень хлестал меня по лицу, но в какой-то момент я всё же различил вдалеке гигантские ворота, тропу и деревья за ними, различил высоченные стены, тянувшиеся от ворот в стороны, насколько хватало взгляда. А ещё там была вывеска или что-то в этом роде. Я силился прочитать надпись на ней, но не мог...

Новая группа людей появилась внезапно. Перед глазами всё кружилось, в животе словно проворачивали нож. Они высыпали из последнего здания, прямо перед полем: все в чёрных пальто, с футлярами от музыкальных инструментов в руках. Я не успел отскочить в сторону и попал в их поток. Лиц людей не было видно, потому что они, как и прежние, зарывались по самые глаза в воротники и складки шарфов. Они не хватали меня, ничего не говорили, а только оттесняли обратно в сторону дома. Сначала я сопротивлялся, но совсем скоро обессилел и совершенно обмяк. В глазах потемнело. Всё стихло…

– Как вы? – вдруг послышалось откуда-то.
Я осознал, что стою на перекрёстке. Ярко светило солнце, машины сновали по дороге. На меня с тревожным любопытством смотрел человек. Я глубоко вдохнул.
– Не знаю… Кажется, голова закружилась.
– Вы совсем бледный. Куда вы идёте?
Я огляделся, почувствовал, что вот-вот вспомню нечто важное, но в последний миг мысль ускользнула.
– Так что? – переспросил незнакомец.
– Мне уже лучше, спасибо. Такое иногда бывает... Но теперь всё хорошо. Я дойду. Мне на работу, тут недалеко.






_____________

В публикации использована работа Джона Брозио - Fatigue