Удача

Елена Жуковская
Практически всё в этой жизни можно купить за деньги. Ну, если не целиком, то хотя бы частично, и если не навсегда, то хотя бы на время, и если не настоящее, то хотя бы подделку. И только удачу купить нельзя. Ни в каком виде. Она либо есть, либо нет. С кем-то она идёт по жизни, а кто-то не встречал её никогда.
Лариса была из тех, кого удача обходила стороной.
Она жила в общежитии на окраине Москвы и каждое утро добиралась на работу в переполненной маршрутке. Её маршрутка всегда приходила последней. И входила в неё Лариса последней. И на работу приходила последней. И на работе Лариса была последней. А работала Лариса уборщицей в музее.
Она целыми днями мыла один истоптанный экскурсантами зал за другим, краем уха слушая умные речи гидов. Гул голосов, топот ног, грязные тряпки, тяжёлые ведра, мокрые руки, уставшие ноги, негнущаяся спина и снова маршрутка в обратном направлении. Так день за днём, один выходной в неделю, аванс и зарплата по календарю.
У Ларисы не было не только удачи. У неё вообще ничего не было. Кто-то сказал, что счастье — это то, что нельзя запланировать. Поэтому Лариса почти ничего не планировала. Она ждала. Она надеялась на удачу.
Выходной у Ларисы был в понедельник. Для кого-то самый трудный, для кого-то самый скучный день недели. Для Ларисы — самый лучший.
Лариса целый день торчала в общежитии, ждала, когда вернется с работы её подружка Соня. Потом они вместе шли в ближайшее кафе поужинать. По понедельникам там почти не было посетителей, поэтому были скидки и караоке. Это было запланированное счастье Ларисы.
Она очень любила петь и могла петь весь вечер для Сони, а иногда ещё для пары-тройки посетителей кафе. Лариса хорошо пела. Она окончила музыкальную школу и училище культуры по специальности эстрадный вокал. У неё был талант и образование. Она считала, что этого достаточно, и два года назад поехала в Москву, чтобы стать певицей. Она пела в московском кафе по понедельникам, а в остальные дни работала в музее. Этим она утешалась сама и утешала родных. И, в общем-то, не обманывала.
Соня пришла уставшая, вытянулась на кровати, сбросив туфли.
— Только не спи, — попросила Лариса.
— Ладно, не буду, есть очень хочется.
Соня работала в библиотеке. Ларисе казалось, что нет работы проще. Но Соня очень уставала. Она всё время что-то читала, писала, готовилась к выступлениям, учила роли. Как будто она работала сразу на нескольких работах. Но зарабатывала она так, как будто не имела ни одной.
— Я сварила макароны, — сказала Лариса.
Перед походом в кафе они обязательно ужинали, чтобы не соблазняться дорогими блюдами из меню. На сытый желудок гораздо проще устоять перед искушением.
Соня съела порцию макарон с соусом. Выпила чаю.
— Спасибо, Лорик. Ты даёшь мне и хлеба, и зрелищ! Ну, пошли.
Лариса уже надела своё лучшее платье василькового цвета. Она надевала его, только когда предстояло что-то особенное.
— У тебя сегодня премьера песни?
— Что-то вроде того.
Они дошли до кафе минут за десять. В зале не было посетителей.
Лариса взглянула на часы. Стрелка приближалась к восьми.
— Рано ещё, — сказала она.
— Наверное, — ответила Соня.
Бармен Миша улыбнулся.
— Вся публика в сборе.
Он указал на подсобку, там сидели две официантки.
— Ну, что вам? По салатику и бокалу вина?
— Пожалуй, — согласилась Соня.
Лариса уже пошла к аппаратуре.
Она запела. Голос её был сильным и ярким, красивым и нежным. Он обволакивал весь зал какой-то особенной магией. Лариса пела на французском. Это был её сюрприз. Соня знала французский и даже преподавала его в своей необычной библиотеке, в которой кроме всего прочего был и клуб любителей Франции.
Соня аплодировала подруге. Миша принёс девушкам вино.
— За счёт заведения.
— Спасибо.
— Хорошо поёт, ей надо пробиваться.
— Талантам надо помогать… Сделали бы Лорке рекламу. Она бы вам рейтинг подняла.
— По понедельникам?
— Ну хотя бы.
— Не, день гиблый. Да и потом, у нас караоке-бар, совсем другая клиентура. Сюда сами петь ходят, а не других слушать. Ей надо по ресторанам побегать, показаться нужным людям.
— А где их взять, нужных людей?
— Если бы я знал, здесь бы не работал.
Соня слушала Ларису и звала удачу. Но удача не приходила. Пришла компания студентов. Они пили пиво, потом танцевали, потом сами стали петь по очереди. Микрофон здесь был свободным. Он ушёл от Ларисы, и её запланированное счастье закончилось.
— До следующего понедельника, девчонки! — крикнул им вслед Мишка.
— Как всегда!
И всё было как всегда ещё несколько месяцев.
Однажды осенью Соня пришла с работы и не упала, как обычно, на кровать, а села на стул и посадила перед собой Ларису.
— К нам на следующей неделе приезжают французы, — сказала она.
— И что? — испуганно спросила Лариса.
— Я буду вести вечер.
— И что?
— Я составляю программу. И ты будешь петь на французском. По-настоящему, понимаешь?
— В понедельник?
— Почему в понедельник? В пятницу.
— Я в пятницу не могу.
— Господи, ну хочешь, я твоему директору письмо напишу на официальном бланке с печатями?
— Он меня уволит, я и так каждый день на работу опаздываю.
— Возьми отпуск за свой счёт.
— Какой у меня счёт? Будто есть чем разбрасываться? Да и не дадут мне отпуск. Я одна работаю на шести залах, Анюта ещё не вышла…
— Брось ты мне про Анюту. Увольняйся!
— Да ты с ума сошла. Чтобы спеть перед французами? Тебе что, некого в программу включить?
Соня обиделась.
Они молчали весь вечер. Потом она сказала:
— Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть. Я теперь понимаю, почему тебя не любит удача.
Лариса промолчала. Она хотела помочь Соне. И спеть она хотела.
На следующий день она начала готовиться к концерту. Бегала в караоке после работы, тихонько репетировала в общежитии.
На работе она попросила день в счёт отпуска. Директор поворчал, но подписал.
Васильковое платье было готово. Лариса тоже была готова. И Соня была готова.
Французы сидели в зале. Акустика была хорошая. Настроение тоже было хорошее. Соня стояла на сцене и говорила по-французски. Потом читали стихи. Потом Лариса пела. Её долго не отпускали со сцены. Она исполнила несколько песен на русском и на французском. Сначала её слушали, затаив дыхание, потом подпевали, потом благодарили и аплодировали.
Французы уехали через два дня. В счастливый понедельник Соня принесла Ларисе приглашение во Францию. Ей оплачивали проезд, проживание, питание, экскурсии. А она будет выступать в концертном зале.
— Ну что, опять директор не отпустит? — спросила Соня.
— Ты волшебница! Как у тебя получилось?
— Это у тебя получилось. По культурному обмену едут три человека. Из них двое — это мы с тобой!
— Потрясающе! Ты будешь вести концерт?
— Да, и ещё работать переводчиком на разных культурных встречах. Но главное, что ты будешь петь, тебя услышит мир!
В тот вечер Ларису услышали всего несколько человек в маленьком кафе. Она боялась упустить синицу в руках. Она не могла расстаться с маленьким запланированным счастьем, погнавшись за большим.
К ней впервые пришла удача. Как с ней поладить? Это целое искусство. Для этого тоже нужен талант. А у Ларисы был только один талант, и он занимал всё место в её душе.
— Меня приглашают во Францию, — сказала она Мишке.
— Ого! Что ты там будешь делать?
— Петь.
— Мы будем скучать.
— Да я не навсегда.
— Навсегда. Это уж ты мне поверь. За тебя теперь продюсеры будут драться. Ты за Соньку держись, она умная, она поможет.
— Я тоже умная.
— Ты талантливая. Это другое. Талантам надо помогать… Так Сонька сказала.
— Это кто-то другой сказал.
— Не важно. Удачи тебе!
Она понесла свою удачу в общежитие, потом повезла её во Францию. Когда Лариса вернулась в Россию, ей поступило несколько предложений от нужных людей, как и предполагал Мишка. Соня контролировала процесс. Удача была рядом.
Лариса вспоминала своё запланированное счастье по понедельникам и скучала по нему. Но вернуться в один из понедельников в маленькое кафе она не могла. Боялась спугнуть удачу.