Сквозь призму своего бытия

Виктория Любая
 «К чуду»
---------------------
• Жанр – мелодрама, драма
• Режиссёр –  Терренс Малик
• Музыка – Ханан Тауншенд
• Продюсеры – Николас Гонда, Сара Грин, Глен Баснер
• Страна – США
• Год –  2012 г.
• Длительность112 мин.
• В ролях:
• ----------------
• Бен Аффлек,
• Ольга Куриленко,
• Рэйчел МакАдамс
и др.




Краткое содержание,  для тех, кому его будет не хватать (я нашла для вас – целых три!!!)

Вариант-1:
------------------
«Марина, уроженка Украины (О. Куриленко), проживающая вместе с дочерью Татьяной (Татьяна Чилин) от первого брака в Париже, влюбляется в американца (Бен Аффлек) и уезжает в Оклахому, где пытается найти семейное счастье. К сожалению, влюбленным трудно оставаться вместе».

Вариант-2: 
------------------
«Нил – неудачливый писатель, застрявший в браке без любви с Мариной, к которому его вынудила ее истекающая виза. У них есть общая дочь, однако, оба они ищут отношений на стороне. Нил заводит роман с Джейн (Рэйчел МакАдамс), а Марина изменяют мужу с Чарли (Чарльз Бэйкер). Оба – и Нил, и Марина – просят наставлений у отца Куинтаны (Хавьер Бардем), священника, который сам страдает от невозможности жить собственной жизнью из-за постоянного погружения в жизни своих прихожан…».


Вариант-3:
------------------
«Сюжет картины вращается вокруг Нила и Марины – влюблённой пары. После посещения Мон-Сен-Мишеля они испытывают кризис отношений: Марина, усомнившись в чувствах Нила, заводит любовника. Возвратившись в Оклахому, они обращаются к священнослужителю за помощью, но и он испытывает внутреннюю борьбу».



Все сюжеты хороши, выбирай любой!)))))))))


Поскольку сюжет, что очевидно, короток и ясен)),  то я решила поразмышлять по поводу режиссера фильма, его сотворившего. Это и долго, и сложно, и, в общем, гораздо интереснее, для меня ;)))


Вариант-1:
------------------
«Фильмы Малика XXI века – это полнейшая катастрофа. Кажется, этот режиссёр окончательно расклеился и потерял всякое представление о реальности. Не знаю, что случилось с этим парнем – завалили деньгами? перехвалили? переборщили с поклонением „гению“? – но, на мой взгляд, он скатился к полнейшей банальности».

                («The New York Times», Дэйв Кер)




Вариант-2: 
------------------
«Малика называют великим визуальным поэтом уровня Тарковского и Кубрика. Его неповторимый визионерский стиль, философские сюжеты оказали большое влияние на целый ряд ведущих режиссеров конца XX – начала XXI вв.»




По дороге из чего-нибудь, а можно…. и без дороги
==============================================


«К Богу – дорог много», - говорит русская поговорка, имея в виду, что и время и путь, по которому разные люди до единственной ИСТИНЫ проходят по-разному, приведёт их однажды туда же, куда приходят все. Не важно (и не страшно) что, иной раз, не по прямой, а –долго и путано. Ибо, как бы сказали древние  римляне: «Все дороги ведут в Рим». И всегда. Иными словами: ошибиться и пройти мимо – попросту невозможно. Как верно и то, что все реки стекаются в океан. А это – верно (для неверующих, скажу: поскольку неоднократно проверено гидрологами и с помощью аэро-, а теперь уже и космической съёмки). 

Семьдесят два года, довольно странным образом идёт к «своему чуду» американский кинорежиссер Малик Терренс.  И, на мой взгляд, сам он до него – почти дошел…

Не было бы папиных «нефтяных» денег – не было бы Гарвардского университета, где он получил своё первое, философское образование. Не было бы в университете Стэнли Кавелла, ставшего научным руководителем Малика, – не заинтересовался бы он философией Хайдеггера.

Одновременно преподавая философию в Массачусетском технологическом институте в 1969 году он, зачем-то, поступил в Американский институт киноискусства. А ведь мог бы (если бы было «что») нести свои идеи массе студентов напрямую, мог бы писать книги (ведь философия  как таковая учит людей, в первую очередь, самостоятельно  мыслить, выделять и ставить вопросы, на которые потом можно искать конкретные и разноплановые  ответы). Но он пройдёт довольно долгий путь не особо удачного режиссера, снимающего посредственное кино (кто-то, правда, как Звягинцева, сравнивает его с Тарковским и т.д.), чтобы, в конце концов, начать пытаться снимать свои загадочные, «обескураживающие», «банальные» бессюжетные фильмы. Почему же нельзя было сделать это раньше? Скорее всего, раньше к такому он готов ещё не был. Ведь, прежде чем сказать что-то, человеку это что-то нужно «помыслить». А, о чём, на ваш взгляд, «помысливает» режиссер и сценарист, пишущий сценарии (не только для себя) и снимающий фильмы, основанные на истории реальных убийц, укладывающихся в «замечательный» классический  жанр  роуд-муви (о паре убийц-любовников, противопоставляющих себя обществу)?..

Очень забавляют «исчезнувшие» факты биографии, когда, например, Малек работал журналистом или писал сценарии для других. Писаний этих никто до сих пор не видел. Хотя ведь многие «прямые свидетели» пока ещё живы, пусть сам режиссёр и не даёт интервью, поддерживая статус-кво, созданный теми же журналистами: имидж «Сэленджера от кино». А что? Звучит неплохо и не менее интригующе. Во всяком случае, лучше, чем, если бы это были комментарии собственной жизни, проблем работы со съемочными группами и т.п. Вот это, действительно – банально (хотя кино-публика или кинокритики, наверняка, были бы в полном восторге). 


«Мал золотник, да дорог»
============================


За свою кино-карьеру режиссер снял 9 фильмов: один из них – в годы ученичества – короткометражный; последний же фильм пока не видел никто. Но он снят. За то время, пока он снимался, в широкий прокат на экраны успел выйти  фильм точно с таким же названием (с названиями – к фильмам, в частности, – какая-то всемирная напряжёнка…), поэтому его пришлось изменить. Ну, а с каким, в итоге, он дойдёт-таки до зрителя… Короче: девять минус два, – пока можно говорить о семи полнометражных фильмах. Поскольку, «восьмой» – на подходе, то по количеству… в общем, Андрей Тарковский успел снять только семь. Ну, это так, к слову.

По мнению строгих кинокритиков, Малик Терренс Фредерик сумел снять и две приличных кинокартины (несмотря на то, что со вторым фильмом тоже случились «разночтения»: одни говорят: «гениально», другие: «китч чистой воды», – мда).  Вот эти два киношедевра – «Тонкая красная линия» и «Древо жизни».

Я бы отметила ещё один знаменательный факт, благодаря которому, и в самом деле, можно усмотреть некие «параллели» с  А.Тарковским. А именно: встречу Малика в 2005 году на съемках фильма «Новый Свет» (также неоднозначно воспринятого критиками) со  «своим кинооператором». Кстати, фильм называли «затянутым и бессодержательным», однако по итогам десятилетия он вошёл в списки лучших фильмов. (Упс… да, в бизнесе от искусства  и не такое случается…) Но не это (опять же, на мой непрофессиональный взгляд) главное. Главное заключается в том, что: «Начиная с этого фильма, – как написано в Википедии, –кинооператор Эммануэль Любецки стал постоянным соавтором (!) Малика Терренса, а живописные кадры и «летучая» камера, – неотъемлемой чертой его картин». Конец цитаты. На чтобы лично я обратила здесь своё внимание (не сочтите за насилие, обращайте своё собственное – на что душе угодно  :)): после этой встречи стали появляться знаменитые «бессюжетные», «странные», но ведь и очень красивые, правда? – фильмы, принесшие режиссеру окончательно «элитарно- скандальную славу», которой он не имел прежде (если не считать его «странностей», за которые он получил прозвище «Сэлинджера от кино»).

Считаю, что в 2005-ом (со встречей Эммануэля) Малику несказанно повезло. Но. Красивые бессюжетные фильмы сегодня могут (прошу прощения) снимать все, у кого есть деньги на хорошую видеоаппаратуру и вкус. Второе (я имею в виду вкус или «стиль») можно, как и в случае с Терренсом,  заполучить «в соавторстве». И, чуть позже, мы к этому вопросу снова вернёмся. Ненадолго))

Говорят (сама я его не видела), предпоследний (из снятых) фильмов режиссера, показанный в основной конкурсной программе на 65-ом Берлинском кинофестивале в феврале 2015 года – «Рыцарь кубков» – оказался снятым в технике «потока сознания» (больше знакомого нам по опытам в литературе Вирджинии Вульф, Джеймса Джойса и др.). В новом фильме Малик снова склоняется к бессюжетному повествованию, а точнее, к демонстрации сменяющих друг друга образов. Критики (судьи), вынужденные просматривать все картины, предоставленные на фестиваль, были, мягко говоря, озадачены. Однако меня такая смена «курса» в кинопроизводстве Малика Терренса не смущает, не удивляет и не озадачивает. Напротив: в некотором смысле, я за него рада. (Пусть ему от этого не горячо и не холодно ;)) 

Я не поклонница Кубрика, чтобы судить о том, с чем именно находят их сходство с Маликом те, кто его находит  :)), но с Тарковским его точно разделяет ПРОПАСТЬ. Так, поссорившись со «своим оператором», не очень ладивший и с другими участниками киносъёмок, Тарковский, всё-таки, снимает СВОЁ кино (уж как ему это каждый раз удавалось… не совсем, в общем, наше дело. Фильмы А. Тарковского  принадлежат не бизнесу и даже не искусству, а – ТВОРЧЕСТВУ. А творчество не только «не терпит суеты»**,  но и чтобы его разлагали на составные части. ЦЕЛОЕ, как известно, – гораздо больше суммы всех составляющих его частей, а также и того (что касается творческого процесса), что движет настоящим Художником во время этого, практически, таинства. Важно понять: А. Тарковский – человек и А. Тарковский – творческая личность, Художник (с большой буквы) это –  разновеликие величины. Возможно, тогда к нему перестанут приравнивать, как к измерительной линейке, вовсе несхожих с ним по мировоззрению индивидов.
 
Что же касается Малика… (на мой, конечно же, зрительский взгляд), то если бы не Любецки, вряд ли бы ему удалось снять такое «поэтическое» кино. Почему? Потому что Малик (это сравнение не с гениями, более скромное, но тоже, знаете ли, не всякому даже под конец жизни такое понимание даётся) равен сам себе. Я совершенно согласна со словами кинокритика Роджера Эберта, который говорит о том, что в фильме «К чуду» автор «почти полностью раздевается перед зрителями…», что это очень личное произведение. Именно. Малик ведёт зрителей «к Чуду». Однако чтобы привлечь их внимание и повести (довести) к тому, что он называет «чудом», ему приходится устраивать перед зрителями свой личный… «стриптиз». Зачем? Затем, повторюсь, что он равен самому себе: Малик, по прозвищу «Сэлинджер от кино», не знает (не слышит! не чувствует! даже не пред-чувствует!), а если (предположим) и «видит» нечто и даёт возможность увидеть другим, то лишь при помощи «виденья» и мастерства (умения показывать) – Эммануэля Любецки. Это, конечно, чудесно. Но...  «только этого мало».*


Лирическое послесловие
=========================

Вначале я сказала, что к «своему чуду» Малик Терренс Фредерик <почти пришел>. Я имела в виду, что если он и проживёт (в здравом уме и добром здравии) столько же, сколько  было отпущено Джерому Сэленджеру (дай Бог, и побольше), то у него есть шанс превратить это «почти» в – «реальное соприкосновение с чудом» и показать/рассказать об этом своим зрителям. 

Возможно, я много на себя беру ;):), но мне кажется, что я знаю, как должен далее развёртываться чудесный клубок, указывающий путь режиссёру (пока, конечно, он не достигнет окончательной Истины). Но об этом я …  совершенно верно: не расскажу))). Так что придётся ему, как и всем нам, и далее шагать (куда шагается) самому.

PS1:

Скажу, пожалуй, только об одном. Как преподаватель философии, он наверняка и сам должен об этом прекрасно знать, но, быть может, подзабыл, пока сочинял свои сценарии роуд- муви: эстетика, со времен Древней Греции, никогда не была наукой о красоте самой по себе, она всегда включала в себя этику, т.е. нравственность, справедливость, милосердие, добро и т.д.

Сейчас скажу, почему я решила это «напомнить» гениальному  режиссеру Малику Терренсу (и всем, кто является поклонниками его творчества, а также его потенциальным фанатом фильма «К чуду»).

Однажды, ещё перед выходом фильма, я прочитала одно интересное интервью, в котором рассказывалось, как  Малик готовил к съёмкам исполнительницу главной роли Ольгу Куриленко. «…только русские литературные герои совмещают в себе надменность и честность, чистосердечие, даже невинность…. Высокомерие и открытость, потому что именно так проявляется человеческое достоинство», – наставлял он славянскую красавицу. После чего попросил актрису перечитать несколько книг – «Анну Каренину», «Идиота» и «Братьев Карамазовых».

Такое у американского режиссера, «Сэлинджера от кино», с позволения сказать, реальное представление о выражении человеческого достоинства. По крайней мере, что касается русских... Вопросы есть?.. Нет? А должны бы.


PS2: 

Первый постскриптум показывает, что «подготовку» с актёрами – перед тем, как приступить к работе над фильмом – Малек, похоже, провёл серьёзную. И, кстати, он своё дело сделал: кино снято и ждёт))    

Дело, за зрителем: смотрите, размышляйте, делайте свои выводы. Это очень интересно. Очень. Особенно, если подумать ;))




*) строчка из стихотворения поэта Арсения Тарковского (отца режиссера Андрея Тарковского):

***
Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало.
Все, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло,
Только этого мало.
Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало,
Все горело светло,
Только этого мало.
Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала,
Мне и вправду везло.
Только этого мало.
Листьев не обожгло,
Веток не обломало...
День промыт, как стекло,
Только этого мало.
               
                (1967 г.)

**) «Служенье муз не терпит суеты»: А.С. Пушкин, из стихотворения «19 октября 1827 г.»

«Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…»