М. М. Кириллов Советск Очерк

Михаил Кириллов
 М.М.КИРИЛЛОВ

СОВЕТСК

Очерк

     Первый раз я был в Калининграде в 1954-м году. Но тогда это был сам Калининград. Вторая моя поездка, уже в Калининградскую область, пришлась на июль 1967 года.  Я тогда только что защитил кандидатскую диссертацию в Саратовском диссертационном совете. Защитил успешно. Из-за защиты с моей группой слушателей факультета в эти дни на войсковую стажировку временно уехал другой преподаватель.
   Конечно, эта была победа - написать диссертацию за одну зиму в шестиметровке в частном доме с двумя детьми  на руках. Жена работала, дочь училась в шестом классе, а сынишку мы возили на троллейбусе в детский садик. Туалет был во дворе. Мусор выносили в овраг. Да и место это называлось «Глебычев овраг» известная дыра в Саратове. Всей семье было тяжело.    К тому же хозяйка дома страдала эпилепсией.  Для советского офицера шестидесятых годов это было нормально. Но диссертацию я всё-таки защитил. И «двушку» свою всё же тогда тоже получил. Но хватит об этом.
      Лучше я напишу о том городе, в который приехал руководить стажировкой.  Это был город Советск (до этого – Тильзит). Прямо на границе с Литовской ССР, у реки Неман. Из Советска в Литву шёл автомобильный мост. Город стоял на высоком берегу реки, а на литовском берегу, напротив нас, располагались колхозные поля и пляжи. Литовское соседство не ощущалось, более того широкие пляжи за мостом были тогда практически частью русского города. Да это и не имело большого значения – повсюду был Советский Союз. Но дальше по дороге в Литву начинались литовские городки, промтоварные магазины которых пользовались спросом у русских соседей. Никаких распрей у жителей этих мест в те времена не было.
    Мои слушатели были уже распределены по медпунктам воинских частей танковой дивизии здесь же, в самом Советске. Ещё несколько стажёров были направлены в соседний город Гусев и в ближайшие посёлки. Таким образом, всё, что я должен был контролировать,  было рядом. Да и сам я устроился в офицерской гостинице напротив одной из частей.
    По приезде моё утро начиналось с обхода медицинских пунктов и бесед со стажёрами, затем был завтрак в офицерской  столовой, после чего я возвращался в  гостиницу и спал как убитый до обеда. Вечером я вновь посещал моих подопечных, и, вернувшись в гостиницу, вновь погружался в сон до утра. Так продолжалось неделю, только после этого в один из дней я пришёл в себя, и увидел, как на земле растёт трава и как в небе поют птицы. Такова была цена моего длительного чрезвычайного переутомления в течение долгой зимы.
     Служба и быт у моих стажёров сложились нормально. Жили и питались они в медпунктах. Каждый вечер проводили амбулаторный приём. Июль–месяц – иногда наблюдались травмы, да  у некоторых случались кожные болезни. Если наблюдалось что-то посерьёзнее – направляли в медсанбат. Стажёры контролировали санитарно-гигиеническое состояние столовых. Отношения с местными медиками у них сложились деловые и спокойные. Старший из слушателей – Кошкин Пётр Михайлович, старший лейтенант, из фельдшеров – был моим надёжным помощником. Он был моего возраста, и его очень уважал. Я съездил в полк, расположенный в Гусеве, там тоже был порядок: слушатели набирались опыта.
    Советск был большим городом, у населения пользовался популярностью городской стадион. Рядом был жилой район: дома офицерского состава.  Во дворах были устроены детские площадки, и детей было полно. Улицы и дворы утопали в зелени кустов жасмина и шиповника, запах стоял волшебный.
     В воскресенье с Кошкиным Петей мы ходили на пляж, на литовскую сторону. Река была глубокая и полноводная. Где-то здесь, на островке посреди реки, по преданию, был развёрнут шатёр, в котором встречались незадолго до войны 1812-го года и заключили так называемый Тильзитский мир Наполеон Бонапарт и император Александр Первый. Даже картина такая есть. Но мир оказался недолог, Наполеон, как известно, пошёл на Москву и войну проиграл.
     А пляж был полон отдыхающими жителями города. Загорали, купались, играли в волейбол. Было много молодёжи и ребятни. Вечером на стадионе организовывали танцы. Нравы у молодёжи были свободные. Многие женщины даже опасались туда приближаться.
      По плану командования в частях начались систематические тренировки по подводному вождению танков. В медицинском обеспечении участвовали и мои стажёры. В глубокой старице реки устраивался своеобразный танкодром, в который сходу заезжали, погружаясь в воду по воздухоносную трубу, громадные машины, какое-то время плыли и в потоках воды шумно  выезжали на противоположный берег. Нужно было обеспечить герметичность кабины танкистов и безупречность работы моторов. Иначе танк приходилось бы вытаскивать. И так десятки рейдов танков и подчас  повторно. Трудная, ответственная и нужная школа танковождения в сложных условиях. И до и после проводился медосмотр.
     Время стажировки подходило к концу. Танковые парки, жилые дома и казармы, тут же детские площадки в зарослях шиповника – советский гарнизон, теперь уже под боком у враждебной Литвы. Остались в памяти тротуары городских улиц, покрытые плитами, на которых сапоги стучат как пулемёты, красные черепичные крыши домов всё ещё прусских времён, буйство зелени и частые прибалтийские дожди.
    Всё бы ничего, но страшит оторванность этой нашей прибалтийской земли от большой Родины. Вокруг враждебные русским государства. Разоружили страну либералы-ельциноиды и горе-руководители нашей страны тех лет: дальше некуда. Отдали всё. Какая защита завоёванного в боях советскими людьми  нужна теперь!
Июнь 2016 г., г. Саратов.