Идеология и верования советских людей

Владислав Тележко
Здесь на прозе.ру опубликовано довольно много произведений на эту тему.
Часто  авторы при анализе природы советского опыта исходят из марксистских позиций или анализируют труды других классиков — Ленина и Сталина. Выглядит это довольно логично, поскольку официальной идеологией советского общества считался марксизм-ленинизм. Однако, у меня эти построения уважаемых авторов не удовлетворяют. Мне представляется, что основной идеологией советского общества был вовсе не набивший оскомину марксизм-ленинизм. Народ под камлания официальных идеологов думал и верил во что-то другое и в соответствии с этими верованиями и строил новую жизнь. Не поймите превратно — я не хочу умалить руководящую роль коммунистической партии и ее лидеров. Эта роль была важна.

Я хочу посмотреть на природу советского общества с идеалистических позиций. Считаю, что   ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ БЫТИЕ, а не, наоборот, как постулирует марксизм-ленинизм.

Об этом ранее написал статью, опубликованную здесь:
http://www.proza.ru/2016/04/06/1928

Есть исходить из тезиса, что сознание определяет бытие, становится не нужным анализировать экономические порядки советского общества. Был ли это социализм, госкапитализм или какой-либо другой экономизм. Это не важно! Важно какую идеологию и верования,  исповедовали советские люди. И, как это ни странно, они исповедовали не марксизм-ленинизм, о котором в массе своей имели весьма смутное представление.

Комплекс верований, который определял жизнь советских людей и который определил их общественное  бытие, я бы назвал НЕОЯЗЫЧЕСТВОМ.

Почему язычеством?  Следуя представлениям академика Б.А.Рыбакова («Язычество древних славян» и «Язычество Древней Руси») можно  утверждать, что Христианство (греческая вера) вовсе не одержало безоговорочной победы над язычеством тысячу лет назад  во времена крещения Руси князем Владимиром. Крещение Руси было только началом тысячелетней борьбы с народными верованиями. Внешне эта борьба вроде бы завершилась победой христианства. При этом, правда, христианские храмы пришлось поставить на месте языческих капищ, а многочисленные православные святые —Богоматерь, Георгий, Николай, Власий, Илья, Параскева и т. д. и т. п. стали играть роли языческих богов, а многие православные праздники странным образом по времени совпали со старыми языческими. Внешне язычества вроде бы не осталось. Оно было интегрировано в Православие, поскольку избавиться от него было невозможно. Русскому духу было тесно в строгих рамках авраамической религии. В результате тысячелетней борьбы христианства с язычеством и родилось Русское Православие. При этом, повторюсь, языческие верования не умерли, а были в него интегрированы.

В конце XIX века  Россия вступила в эпоху модернизации. Здесь, следует сделать реверанс в сторону марксизма. Слом тысячелетнего уклада народного хозяйства вызвал идеологический кризис. Старые верования плохо вписывались в надвигающееся индустриальное общество с развитым разделением труда, торговлей и урбанизацией. Это сильно показано у Достоевского. Например, в «Преступлении и наказании» Сонечка Мармеладова дает совет Раскольникову выйти на перекресток и покаяться, поклонившись на все четыре стороны и попросив прощения за содеянное у Богоматери  (Мать-Сыра-Земля). Раскольникову, не верящему ни во что, потерявшему себя в городских петербургских трущобах.

Возник идеологический кризис, с которым Русское Православие тогда не справилось. Дополнительные испытания, в виде Первой мировой войны и неспособности старой элиты к руководству страной, привели народ (особенно молодежь, которой было в начале ХХ века очень много из-за происходившего тогда демографического взрыва) к мысли о том, что старые боги отвернулись от России. Поэтому можно, конечно, обвинять большевиков и инородцев в уничтожении Православия в Императорской России, но следует также констатировать, что народ тогда в массе своей отвернулся от Православия. Так происходит всегда, когда старые Боги не обеспечивают народного благополучия.

В каких же новых Богов стали верить советские люди?  Очевидно, что новый комплекс верований можно назвать МНОГОБОЖИЕМ. Многобожие в русском сознании не было до конца искоренено, и как уже упоминалось выше, было интегрировано в Русское Православие. Таким образом,   переход к многобожию в сознании советских людей не был столь революционным, как это можно было бы предполагать для ревностных в прошлом христиан. Советское многобожие в чем-то сходно со старым язычеством. И как язычники ставили идолы своим богам, так и советские люди ставили своим богам монументы, которые играли роль древних идолов. Отрицательное уничижительное представление об идолах, ("идолище поганое") - это результат борьбы христианства с язычеством. Сами же же верующие язычники относились к своим идолам с большим почтением. Идолы для них отражали сакральные смыслы, которые и есть суть боги. Христиане тоже ставят идолы, например, Христа в Рио-де-Жанейро, не говоря уж об огромном количестве распятий.

Вспомним монументы, которые отражали сакральные для советских людей смыслы,  и, таким образом, определим, каким Богам поклонялись советские люди.

Первое, что приходит на ум — монумент «Рабочий и колхозница». Очевидно, что этот монумент прославляет Труд. Итак, первого Бога можно назвать Богом Труда. Языческий греческий аналог — Гефест. Православный - Кузьма и Демьян.

Второй монумент — памятник Гагарину. Второго Бога назову Богом Прогресса и Науки (Коммунизма). Языческий греческий аналог — наверное, Аполлон - Гелиос. Языческий русский — Даждьбог. Православный — Христос.

Третий монумент — Мать  на Пискаревском кладбище в Ленинграде, а также памятник Марии Александровне Ульяновой на Волковском кладбище. Здесь явная аналогия с Богоматерью — Мать-сырой землей.

Четвертый монумент - «Алеша» в Болгарии, монумент Воину освободителю в Трептов парке в Берлине (Арес) и «Родина мать» в Волгограде-Сталинграде (Афина Паллада). Четвертый Бог — Бог войны. Античные аналоги — Арес, Марс и Афина Паллада. Русский языческий аналог — Перун. Православный — Георгий Победоносец. С этими Богами связано до сих пор празднование 9 мая нашего главного Праздника - Дня Победы.

Пятый — не отдельный монумент, а тип — Вечный Огонь. Языческие аналоги -Зевс-Юпитер-Деус-Жива - Сварог (огонь — сварожич). Православный — Христос (горящие свечи в храмах).

Шестой — фонтан «Дружбы Народов». Памятник Интернационализму. Языческих аналогов это божество не имело. Брат мне подсказал, что языческим аналогом мог быть Купала.

Седьмой — памятники Ленину. Ленин — полубог, пророк. Христианский аналог — Христос. Языческие - Геракл, Самсон и пр.

Восьмой - часы на Спасской башне Кремля - символ Бога Времени. В Древней Греции - это был бог Крон (Кронос). С Богом Времени связано празднование Нового Года, одного из наших самых любимых праздников. Бога Времени мы чтим до сих пор.

Кроме МНОГОБОЖИЯ в комплекс верований советских людей в виде Морального Кодекса Строителя Коммунизма была включена этическая часть 10-ти библейских заповедей (5-10 заповеди). Поэтому этот комплекс верований можно назвать постхристианским. Самое удачное его название, по-моему,  ВЕРА В ПРОГРЕСС - ВЕРА В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ.

В соответствии с этими верованиями Советская страна стала самой читающей, самой образованной страной на планете. По всей стране и во всем мире СССР способствовал развитию образования, здравоохранения, науки и культуры. Считалось делом чести трудиться и учиться. При этом накопительство и стяжательство находились в зоне общественного осуждения, а частная собственность на средства производства была вообще запрещена. Я не хочу сказать, что это было абсолютно правильно сделано. Я хочу только сказать, что общество было в высшей степени идеалистично и религиозно в духе своей неоязыческой постхристианской религии. И, когда советское общество обвиняют в бездуховности — это наглая ложь или непонимание сути религиозных верований советских людей. Говоря так, критики делают это с позиций традиционных религий, сознательно или бессознательно искажая веру советских людей.

Итак, на вопрос «СССР — что же это было?» можно дать такой ответ — советское общество,  построенное в СССР после Великой Отечественной  Войны было материальным отражением верований советских людей в Прогресс и Возможность построения рая на Земле под названием Коммунизм. Веру эту, наверное, можно назвать коммунистической верой.

Этот великий проект был, к сожалению, прерван, а потенциально возможная новая великая коммунистическая религия так и не родилась в том плане, что сама себя не осознала таковой.
Это и было причиной краха СССР. Часть людей изверилась, а часть и не осознавала своей Веры, считая себя атеистами.
 
Но верования советских людей продолжают жить в нас до сих пор. Главным доказательством этого являются всенародное празднование Дня Победы, Нового Года (Время), Первого мая (Труд) и Седьмого ноября (Прогресс - Вера в светлое будущее на Земле).

P.S. Мне представляется, что мы можем вернуться к осуществлению этого проекта, отказавшись от марксистской идеологии и оперевшись на Русское Православие и Советскую Веру в Прогресс, Веру в возможность построения светлого более справедливого будущего.
Из известных  русских философов, по-моему, к этому призывает Александр Проханов.