1150 лет и один день

Алексей Авганов
                1150 лет и один день!!!!!!!!!

 Всероссийский день встречи школьных выпускников официальная дата – первая суббота февраля месяца каждого Нового года!!!
 Встречи выпускников Душанбинской школы №1 стали традиционными давно: семь лет назад. В этом году встреча состоялась 10 апреля 2009г.
 Я не имел чести учиться в этой прекрасной школе. Я закончил школу им. С.М. Кирова в Московском районе Таджикской ССР!!! Но смею утверждать – Душанбинская школа №1 достойнейшее учебное заведение. Имею факты: я учился в Политехническом на стройфаке, со мной в группе учились выпускницы этой школы. Татьяна Подгорная, Валентина Давыдова, Алла Зданович. Когда они приносили свои чертежи на экзамены и зачеты у меня от их вида и качества исполнения темнело в глазах, так искусно они были выполнены. Надо было слышать с какой любовью и преданностью своей школе они говорили о своих учителях. Кроме того, я имел честь дружить с выпускниками этой школы: Юрием Ртищевым, Игорем Безлаковским, Анваром Мамадназаровым, Зафаром Мамадназаровым, Александром Ландштрасс, Джамилей Кудари, Георгием Пузырьковым и Денисом Пузырьковым!!! Смею Вас, дорогие читатели, заверить - достойнейшие люди вышли из ворот Душанбинской школы №1!!! И последнее, о чем я как мужчина не имею права умолчать и, что кроме вышеизложенного связывает меня с этой душанбинской школой!! У меня от выпускницы этой школы есть дочь Анна, внучка Саша и внук Андреас – норвежскоподданый!!! Исходя из вышеизложенного на правах друга, земляка, мужа, отца и деда по отношению к этой школе, предлагаю Вам - мои  милые, далекие, незабвенные земляки отчет о встрече Ваших российских земляков!
 Ставлю Вас в известность, что начиная с этой встречи официальное название будущих встреч выпускников будет проходить в Москве под эгидой – «Место встречи душанбинцев» сокращенно -  МВД!!! Место встреч - Московский дом национальностей. Об этом со сцены объявила одна из главных организаторов, по совместительству ведущая – Великжанина Татьяна Николаевна, учитель русского языка школы №1 Душанбе. На встрече присутствовал -  советник посла Таджикистана в Российской Федерации Толибой Джабборович Юнусов – он и открыл встречу. Кроме этого со слов организаторов встречи наше посольство всемерно оказывает и, оказывало большую помощь в организации этой встречи! Потом слово дали бывшему завучу, а потом директрисе школы №1 – Шишкиной Аиде Самсоновне. Затем выступил бывший  учитель математики и физики -  Нежурин Леонид Федорович. Что меня поразило, растрогало и лишний раз убедило в том, что наши русские, даже уехав много лет назад из Таджикистана, помнят эту землю, любят ее и гордятся ею!!! С чего Вы думаете,  начала ведущая вечер, ни за что не догадаетесь!? А открыла она вечер стихами мэтра персидско – таджикской литературы Абу Абдулло Рудаки – самыми его прекрасными стихами! Нет в мире радости достойней и милей чем лицезренье близких и друзей!!!
Продолжила, доложив, что уже 1150 лет стихи Рудаки радуют и вдохновляют нас!
 Принял эстафету физик – лирик уважаемый Леонид Федорович, иногда даже не заглядывая в конспект, этот пожилой мужчина читал без особых запинок стихи Рудаки, Омара Хайяма и  как читал!!
 Хвала и честь нашим землякам не таджикам, живущим в России!!!  Затем слово дали выпускникам школы №1. К сожалению, среди взявших слово не оказалось моих друзей и знакомых, но суть всех выступлений одна – Душанбе, Таджикистан и школа №1 - самые дорогие, родные,  близкие и незабываемые!!! Пиком вечера, без всякого сомнения, стал показ фильма, снятого выпускницей Душанбинской школы №1 Наташей  Поречной  - красавицей и умницей! В зале закрыли окна, повесили экран и мы все, кто присутствовал в этом зале, поехали в Душанбе!
 Сколько эмоций, переживаний от увиденных дорогих и близких людей, сколько вздохов, мокрых глаз, сколько аплодисментов вызывал  даже внешний вид  здания школы №1!! Я вспомнил кое-что и хочу поделиться своими воспоминаниями с Вами, дорогие душанбинцы!
 Я жил в Душанбе на бывшей улице Куйбышева. Там  где сейчас построили Золотой фонд Таджикистана! Я выходил из дома, пройдя здание «Сельхозтехники» выходил на бывшую Ленинскую, свернув налево, вдоль здания академии Наук, через перекресток, мимо Республиканской доски Почета, мимо здания Душанбинского полиграфа  выходил на перекресток бывших ул. Ленина и Свириденко. Перейдя на другую сторону Ленинской, у здания кинотеатра Горький (нынешняя Госфилармония) я вечерами встречался с друзьями. Было это примерно в 1966 - 1968г.г.! Тогда еще на средней аллейке ул. Ленина росли акации, а не чинары!  После просмотра фильма у всех присутствующих было приподнятое настроение. Дали слово и мне! Я, выйдя на сцену подумал, что могу сказать после выступления таких замечательных людей, что прочитать из своих стихов, после декламирования бессмертных стихов Рудаки, Хайяма!!! Глядя в зал, я призывал вдохновение, но губы мои тряслись, голос сел, дух захватило. В старинных, русских сказках много говорится о русском духе! «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!». Из зала на меня смотрели в основном русские глаза и русские лица. Пахло в зале крепким, здоровым, русским духом, но к нему совершенно не портя его, а создавая букет, примешивался тонкий аромат наших таджикских специй!! Наших таджикских гор, взрастивших и воспитавших поседевших  парней и девчат, сидящих в этом московском зале, таджикский запах их далекой Родины!! И судя по мокрым глазам  не забывших свою «неисторическую» Родину, наш заветный, дорогой, горный край – Таджикистан!!! О фуршете умолчу все, как и положено - плов и т.д. и т. п.!

                Р.S.   И все таки  я прочитал со сцены свои стихи посвященные Душанбинской школе №1:

                Первая школа, надежда на встречу!
                Первая школа мне ждать целый год!
                Первая школа надежда на встречу,
                В сердце моем постоянно живет!!!
                Первая школа упала ресница,
                Первая школа не надо гадать,
                Первая школа, во мне есть частица,
                От тех, кого ты смогла воспитать!
                Первая школа теперь за границей,
                Трудно об этом мне думать и знать,
                Первая школа живут во мне лица,
                Всех тех, кого я мечтаю обнять!!!
                Первая школа я жду новой встречи,
                Первая школа прошел еще год!
                Первая школа седой Юрка Ртищев,
                Мне, улыбаясь,  навстречу идет!!!
               
 

                Всегда скучающий о Душанбе 

                патриот ТАДЖИКИСТАНА – алексей  авганов