Греческая церковь

Ирина Труфанова
               


     В один из летних дней Ольга шла по старинной улице, вымощенной булыжником. Улица называлась Греческой. Когда-то на ней жили греки, а теперь осталась    только церковь, привезенная из Греции на кораблях и установленная несколько веков назад.

     «Как давно я здесь не была, – думала Ольга, – лет пять…». Она вспоминала, как в такие же летние дни, еще в детстве, вместе с мамой иногда приходила сюда по воскресеньям на вечерние службы…

     Внешне эта церковь почти не отличалась от других, поражало внутреннее убранство храма. Весь центральный иконостас, высокие колонны, ограждение клироса и царские врата были вырезаны из черного дерева, и вся черная резная вязь обведена тонким контуром позолоты. С обеих сторон, слева и справа, от входа до самого амвона, стояли такие же резные киоты. С больших позолоченных икон смотрели святые и Богородица в темно-красной ризе. Ее лик был так прекрасен, что казался живым. Старинные лампады с красными стеклышками и свечи в бронзовых подсвечниках весело горели, освещая лики.

     В детстве Ольга ждала, когда вечерний солнечный луч проникнет сверху сквозь цветные окна под куполом, коснется одной из икон – и лик засияет. И на душе становилось светло и радостно. «Хорошо, когда на свете есть то, что вечно – и останется неизменным, как этот храм", – думала Ольга.

     Она вспоминала церковный двор, утопающий в зелени и цветах, и как сильно пахли эти цветы по вечерам.

     Наконец Ольга прошла чугунную ограду, за которой сплошной стеной росли высокие деревья и кустарники, и, войдя в открытую калитку, оказалось в церковном дворе. Двор был пуст. Среди пыльной зелени и пустых скамеек на старой клумбе торчало несколько засохших стеблей.

     Войдя в храм, она оцепенела. Потом прошла несколько шагов – и остановилась, не веря своим глазам: весь центральный иконостас, колонны и киоты – были   замазаны коричневой половой краской. Тускло мерцали лампады, а с больших икон грустно смотрели печальные лики.

     Ольга подошла к свечнице.

     – Скажите, что случилось? Кто все это закрасил?

     – Это отец Зиновий велел закрасить.

     – Зачем?!

     – Сказал, что с черным иконостасом очень мрачно.

     – Зато теперь весело…

     Свечница осуждающе посмотрела на Ольгу. Неожиданно кто-то на клиросе неприятным голосом проканонаршил – и хор нестройно затянул стихиру. И Ольга поняла, что и тех певцов, с кем она пела раньше, теперь тоже нет…

     Ольга вышла и пересекла унылый двор с чахлой клумбой. В соседнем дворе жили две старенькие монахини, которых она с мамой навещала в детстве. На стук вышла соседка и сказала, что уже года три, как старушки преставились…

     На душе стало прискорбно и горестно. Ныло сердце, будто что-то безвозвратно потеряно. Она думала о бренности человеческой жизни, что  нет ничего вечного, если даже такая красота, созданная на века, оказалась беззащитной перед беспросветным самодурством невежественного попа, возомнившего себя хозяином, потому что те, кто создал этот храм, и те, кто в нем молился, – давно уже умерли…