Созидание Глава 1 1960 год Часть 9 Экзамены

Дудко 3
МОСКОВСКИЙ ХИМИКО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА

СОЗИДАНИЕ

ГЛАВА 1    1960 год

ЧАСТЬ  9   ЭКЗАМЕНЫ

               

                ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ    ЭКЗАМЕНЫ

Я ушла в декретный отпуск. Виктор оформил текущий отпуск на предприятии.
Поехать с ним, в моем положении, я никуда уже не могла. Поэтому я уговорила его съездить в Брест к отцу, а заодно и в Минск к своим родственникам – Ермалюкам. Тем более, что они только что приобрели машину Волгу и Виктор надеялся, что ему доверят на ней поездить.

А я сама начала готовиться к вступительным экзаменам в институт. Естественно,  с момента окончания школы я всё уже начисто подзабыла. Да раньше этими самыми знаниями я не очень блистала. В общем, как всегда, надеялась – на АВОСЬ…

Пока Витя был в Минске, я сдавала вступительные экзамены в химико-технологический институт имени Менделеева.

Надо было написать сочинение в Москве, в самом институте.

Первый экзамен  сочинение проводился для всех поступающих в институт одновременно - в здании самого института, в большом актовом зале.

 Я помню этот  большой актовый зал, заполненный абитуриентами.

Было несколько тем. Я, конечно, взяла последнюю – «свободную». Помнится, она звучала приблизительно так: - «герой нашего времени». Я написала короткое сочинение. Суть его сводилась к тому, что не нужно искать героев среди известных всем - признанных героев. Например, живёт в посёлке Дзержинском реальная старушка – Лидия Николаевна. Своих детей у неё не было. Всю жизнь она проработала в детском доме. Когда состарилась, она всё своё имущество, вместе с деревенским домом отдала сиротам, и сама осталась доживать свой век вместе с ними. Это не просто поступок, и, по моему мнению, Лидию Николаевну можно считать героем нашего времени…

Самое интересное, что у нас в посёлке, действительно жила такая Лидия Николаевна, и я её хорошо знала.

Сочинение я проверила несколько раз, выкинула все сомнительные по написанию слова, и сдала его первой...

Внизу, перед сценой, на которой стояла кафедра, стояли сдвинутые в линейку столы, за которыми сидели преподаватели. Поскольку, я сдала сочинение первой, его сразу же стали проверять. А уже через день, на доске в вестибюле были вывешены списки, допущенных к следующему экзамену. Напротив моей фамилии стояла пятёрка.

Следующий экзамен по письменной математике, мы писали там же. Я решила все задачки по алгебре и геометрии. И, поскольку я никогда не изучала тригонометрию, я налепила белиберду по этому разделу.

 В результате по математике я получила четвёрку. Когда я поступала в десятый класс, в Шатуре, мне засчитали за девятый класс полтора курса техникума, где этого предмета в программе не было. А в школах тригонометрию проходят в 9-м классе.

Основной предмет – химию мы сдавали в посёлке, в здании школы.
Принимать экзамен приехал самый «страшный, в смысле – строгий» педагог Менделеевки – Дракин.

Парты были маленькие, живот у меня был огромный. Я долго не могла усесться за парту, в конце концов, я села боком, свесив живот в проход.

 Дракин сразу же почти всем раздал билеты. Химию, так же как и тригонометрию, я знала слабовато. Как не странно, когда я прочла билет, я поняла, что ничего не знаю. Помню, там было что-то про серу и сернистые соединения, был какой-то вопрос по органике, и ещё что-то…

 Я не волновалась. Ну, не сдам, так и не сдам… Для меня вообще, это поступление в институт было совпадением случайностей: «клятва» покойному Борису – осуществить его задумку, затем этот спец набор группы от предприятия, и конечно, моя беременность. Можно считать, что Ёлка, находясь у меня в животе, помогла мне с поступлением. Это точно.

В общем, волновалась не я, а сам Дракин. Он пригласил меня к столу. Я молчала. Он говорит – «не, волнуйтесь, отвечайте…». Я начала что-то мямлить – «Сера…». – «Правильно…». Молчу…  - «Ну, какие соединения вы знаете?». – «Серная кислота…». – «Правильно.  А ещё?». – «Соляная кислота…». – «Ну, хорошо, перейдём к третьему вопросу.

 Назовите мне ряд…». – « Метан, этан, пропан, бутан…».   Больше я не произнесла ни слова. – «Вы только не волнуйтесь…». Он посмотрел в мой экзаменационный лист, а там стояло – пять и четыре, вывел тройку, и я заковыляла довольная из класса. Дракин, наверное, боялся, что я там начну рожать, а моё незнание счёл за волнение…

И, наконец, последний экзамен – физика. Сдавали в Москве. Я помню, обложилась шпаргалками от и до…

По всем вопросам исписала несколько страниц бумаги. Пошла отвечать.

Старичок – преподаватель просмотрел написанное мной, отложил в сторону, и спросил – «А теперь расскажите мне, что за физический процесс происходит в момент, когда вы дуете на блюдце с горячим чаем?» Я ему что-то плела… -

«Ну, тогда скажите, какой такой же процесс происходит, когда вы сушите на улице, на верёвке - бельё?»

 В общем, он бился со мной, бился, а потом тихонечко так спрашивает – «Вы не обидитесь, если я вам поставлю три?» Я ему шепчу в ответ – «Ставьте».   

И получилось, что у меня в экзаменационном листе стояло – 5, 4, 3, 3.
Всего я набрала 15 баллов. Это был проходной балл для всех абитуриентов. А для нас, в спецгруппу с предприятия, возможно, он был и ниже, так как многие сдали экзамены хуже меня.

Экзамены я сдавала в начале августа, а в конце мне надо было уже рожать.

В институте  учиться надо было - пять с половиной лет. Поскольку я весной, когда оканчивала первый курс, попала в больницу, пришлось взять год академического отпуска. Поэтому институт я окончила только через 6,5 лет. Но это будет позже… А пока…

Надо было жить дальше, превозмогая боль утраты.