Странствуя по страницам

Золотое Крыльцо
Первая публикация на сайте "Папмамбук" в рамках конкурса "Книжный эксперт XXI века, Первый сезон. Диплом 3-ей степени


"А еще жизнь хороша тем,
 что можно путешествовать"
Н.М.Пржевальский


   Если и застрять на плоскости желтеющих страниц, то такой книги, от которой пахнет типографией или пергаментом, которую будет хотеться перечитать снова и снова, одной из тех, которые мы перечитываем каждую весну, и новое, неожиданное видение просвечивает сквозь приевшийся, давно знакомый сюжет.

  А есть книги, в которые просто хочется залезть с головой и пожить там немного… А можно даже совершить «турне по книгам», пожив в нескольких любимых по очереди. Сначала, я хотела бы побывать в книге братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Я хотела бы поработать в НИИЧАВО: корпеть над магическими трудами и теоремами, обращаться за помощью к мощному «АЛДАНУ» и наблюдать за успешными и не очень опытами Выбегалло, под руководством Януса Полуэктовича… Я думаю, что работа в таком коллективе – просто мечта. Все увлечены своим делом настолько, что почти «растворяются» в своих трудах. Многие работают в этой области уже больше века и не только не постарели, а молодеют с каждым днём.

  Я считаю, что название книги абсолютно точно соответствует содержанию: понедельник действительно начинается в субботу для работников НИИ ЧАРОДЕЙСТВА и ВОЛШЕБСТВА. И вправду, на какой ещё работе вы сможете подробно изучить «схему работы огнедышащей железы средней головы» Змея Горыныча? Где ещё вы сможете использовать Колесо Фортуны, как источник даровой механической энергии? И где вы сможете полюбоваться на «модель идеального человека» - кадавра вживую? Думаю на то, чтобы только обойти этот удивительный НИИ, мне понадобилось бы глав эдак 15 – 20, не считая машинного зала, в котором трудится сам главный герой Привалов….

  Словом думаю, мне нашлось бы, чем заняться в этой книге. Одна «машина для путешествий по описанному времени» чего стоит! Можно ли вообразить, что где-то в одной из граней реальностей существует мир, где живут Анна Каренина, Дон Кихот и капитан Немо. Стругацкие, конечно, об этом не писали, но, думаю, что с помощью этой машины можно попасть и в Хогвартс – легендарную школу чародейства и волшебства из произведений Джоан Роулинг (кто знает, может именно там и проходят обучение будущие специалисты института, даже, скорее всего, потому, что специализированных школ не так уж много), или на родину Маленького Принца – планету, на которой совсем нет роз, из произведения Сент Экзюпери…


  Но я, сев в седло этой машины, отправилась бы в обозримое будущее, увиденное глазами Рея Брэдбери, в книгу «451 градус по Фаренгейту», раз есть возможность постранствовать из книги в книгу.


  Я понимаю, что выбор, мягко говоря, странный: ведь будущее для любителей чтения в этой книге представляется совсем не безоблачным. В будущем, описанным Брэдбери, любой книгочей вынужден скрывать своё увлечение даже от соседей: властям стали не нужны мыслящие люди (ситуация как в книге «Трудно быть богом» тех же Стругацких). Взамен книг людям предлагают такие развлечения, как телевизионные стены, вперив в которые взгляд, большая часть из них и проводит свой досуг. По ночам обитатели этого странного мира вставляют в уши ракушки и, слушая музыку, на запредельных скоростях, гоняют по ночным дорогам, сбивая случайных прохожих, таких же, как и они, слоняющихся в темноте, под музыку, доносящуюся из ракушек… Тем же, кто отказывается от такого времяпрепровождения в пользу книг, предоставляется выбор: либо слиться с толпой так быстро, как это возможно, либо увидеть, как горят их Книги. В будущем, когда дома строятся из несгораемых материалов, работа пожарных теперь – сжигать остатки культуры человечества, которые когда-то по крупицам собирали столетиями мудрецы древности. 451 градус по Фаренгейту – температура горения бумаги. И что же я могу делать в таком будущем?! Как и главный персонаж, я сначала жила бы как все: шаталась бы по жизни под призрачные звуки весёлой музыки. Но человек, живший когда-то среди других людей и идеалов, рано или поздно устаёт от такой «жизни понарошку», когда родители не помнят имена своих детей, а люди рождаются только для того, чтобы взять от жизни всё лучшее, «оторваться» и повеселиться. Рано или поздно я прочла бы свою «первую книгу», а потом и вторую, и третью. Я помогла таким же, как и я, несчастным, вынужденным жить с маской пустоты на лице и вздрагивать, всякий раз при приближении пожарного. Хотя я сомневаюсь, что мои действия были бы такими же смелыми, как и у главного героя, и не думаю, что мой героизм зашёл бы так далеко, как у бывшего пожарного Гая Монтэга…. Может, я просто затаилась бы в надежде на революцию или другое крупное событие, изменившее моё положение, в ожидании того, что мной станут управлять, только не власти, а революционеры, чтобы поплыть по более приятному мне течению. Хотя, в силу своих возможностей, я бы попыталась что-нибудь изменить в этом полудиком строе. Ведь, как бы беззаботно не было общество, всему приходит конец. И на заре Новой Эры, выжившие, сумевшие вовремя укрыться, мы выползем из щелей, чтобы передать книги, отпечатавшиеся на каждой грани нашего сознания, нашим детям, поколению будущего, построенного читающими людьми.
Вернувшись в НИИЧАВО, следующим отправным пунктом я выбрала бы книгу довоенной идиллии Рея Брэдбери «Вино из одуванчиков».

  Я прожила бы жизнь в маленьком американском городке, полную тихого, провинциального счастья. Летними утрами я будила бы город из окон старой башни. Я накопила бы денег на теннисные туфли: белоснежные, лёгкие, как пёрышки, быстрее самого ветра…

  Я выросла бы и создала свою «машину счастья»: заботилась бы о родных, смотрела бы за домом. По вечерам я бы слушала истории о войне Севера и Юга, пила бы чай допоздна, погружённая в собственные размышления. Каждое летнее утро я собирала бы копну одуванчиков, выцеживала из них сок и заключала в стеклянные бутылки. А холодными зимами стоило бы мне сделать глоток, как по всему телу разливался июньский солнечный свет, растаявший когда-то на одуванчиках. Состарившись, я умерла бы в кругу близких, заранее узнав, когда придёт «моё время уйти», как хороший часовщик, заранее предсказывающий срок поломки механизма. Да, возможно в сравнении с двумя предыдущими книгами движение в этом мире происходит не так явно, как в замедленной съёмке, но она лучше остальных помогает понять себя, свои взгляды, своё мнение. Да и ведь всем иногда нужно просто отдохнуть, уйти от суеты и на часик-другой стать очень тихим философом. Может это и есть счастье? Но эта книга не так проста, как это может показаться. Ведь многие, как и персонажи этой книги, живут, обвиняя злой рок во всех своих неудачах, или всё время пытаются совершить прорыв в неподвластных им вещах, а многие до сих пор не знают, что они ЖИВЫЕ и вряд ли когда-нибудь это поймут.… Жаль, что героем книги в реальности стать трудно, а зачастую невозможно. Однако, когда я читаю книги, я вместе с героями переживаю и радуюсь, неустанно работаю над «делом всей моей жизни», борюсь за судьбу человечества и просто наслаждаюсь тихой жизнью.… А, может быть, мы все герои книг, просто мы ещё не знаем каких?

Мария Дижур, 7 класс, студия журналистики "Золотое КРЫЛьцо", 2014 год