Рыцарь на площади

Рафаил Маргулис
Какой-то странный сон!

Вроде бы я приехал, как турист, в небольшой городок в самом центре Европы.
Наверно, это была Германия.
Но, может быть, и Голландия.
Главное, что все здания – сплошная готика – красиво и печально.

На центральной площади я неожиданно встретил своего отца.
Я его никогда не видел, но почему-то почувствовал, что это мой отец и кинулся к нему.
Отец посмотрел на меня и тоже узнал.
- Сынок! – прошептал он.
- Папа! – кричал я. – Где ты был, папа?

Мне хотелось обнять его, но отец мягко отстранился.
- Подожди с объятьями, – сказал он, – ты ещё не знаешь, кто я, а я не знаю, кто ты.
Приглядимся друг к другу.
- Пройдём куда-нибудь, папа, – попросил я, – посидим в тишине, побеседуем.
- Не могу, сынок, – ответил он, – тороплюсь на службу.
- Ты где-то работаешь?
- Да, клерком в небольшой конторе.
Давай встретимся вечером и пообедаем вместе.
- Где встретимся?
- Ну, хотя бы на этой площади. Приходи в… – он назвал время.

Мы пожали друг другу руки.
Но отец вдруг спохватился и вытащил бумажник.
- Папа, у меня есть деньги.
- Неважно, – ответил отец, – ты сегодня у меня в гостях.
Он вытащил бумажник и отсчитал несколько купюр.
- Вот, – протянул он мне деньги, – погуляй по городу, купи себе что-нибудь на память.
И он исчез.

Я огляделся.
В дальнем углу площади находился магазин с русской вывеской.
- Надо поесть! – решил я и направился к этому магазину.

Какой же странный сон!

За прилавком стоял Саша, мой давний сосед по городу Энску.
Мы жили в далёкой теперь стране, раскинувшейся на необъятных пространствах.
Там было много похожих городов со стёртыми названиями.
Саша, шустрый, говорливый, неутомимый, забегал ко мне иногда слушать музыку.
Он учился в каком-то техникуме и понемногу торговал дефицитными книгами.

- Здравствуй! – сказал я ему.
- Здравствуй! – нисколько не удивившись, ответил Саша.
- Это твой магазин?
- Ещё бы! Прекрасный магазин! В самом центре Европы! – гордо произнёс он.
- Накормишь?
- С удовольствием!

Саша провёл меня в подсобку и усадил за стол.
Вышел. Вернулся со стаканом кофе и бутербродом, густо намазанным красной икрой.
Саша уселся напротив и сказал:
- Я знал, что ты приедешь.
- Почему?
- Так здесь же твой отец. Он иногда заходит. Мы разговариваем, вспоминаем Энск.
- Постой! – прервал я Сашу. – Что ты такое говоришь?
Я сам сегодня в первый раз увидел отца. Он же никогда не был в Энске!
- Привет! – крикнул мне Саша. – А кто крутил мне уши, когда я залез к вам сад
воровать яблоки?
- Ну, знаешь! – задохнулся я от негодования. – Ты несёшь ересь, мой дорогой.
У нас никогда не было сада.
Ведь, если ты помнишь, и ты, и я жили в многоэтажном доме.
- В Энске? – неожиданно взволновался Саша.
- Конечно, в Энске.
- Ты Маргулис.
- Маргулис.
Саша подошёл и стал ощупывать моё лицо.
- Спасибо за угощение! – сказал я. – Убери руки. Мне неприятно.

Какой-то странный сон!

На площади я был вовремя. Отец не пришёл
Я долго стоял и ждал его.
Рядом, на пьедестале, расположился конный рыцарь.
Он сначала наблюдал за мной молча, потом надменно спросил:
- Ты кого ждёшь.
- Отца, – ответил я.
- Идиот! – закричал рыцарь. – Это же было в другой жизни!
Внимательно приглядись ко мне.

Под забралом мелькнуло знакомое лицо.
- Папа!
- Тихо! – сказал рыцарь. – Не привлекай публику.
- Значит, мы раньше жили здесь?
- Здесь, – ответил отец.
- Можно, я помогу тебе слезть с коня?
- Нет! – твёрдо произнёс отец. – Это неприлично. Ведь мы же в Германии.
И, помолчав, добавил:
- Или в Голландии...

Мне захотелось проснуться.
Но сделать это было непросто.
Сквозь сон прорывалась трезвая мысль:
где я, настоящий – наяву или в сумеречных проблесках сознания?

Страшно!

Не дай Бог дожить до старости и видеть такие сны!

Р.Маргулис
4 июня 2016 г.