Пора просыпаться

Вера Петрянкина
9 марта 1980 г.

 Пора, пора просыпаться. Всё вокруг просыпается, давай и ты! Это я себя уговариваю. В самом деле, не заспиртованная же я. Просто закончилась моя осенне-зимняя любовь. Она ушла, как сквозь пальцы вода. Нет её. Среди тёмной массы неприятных воспоминаний мерцают редкие огни радости, за которую я всегда буду благодарна Саше. Но эти огни - единственное моё достояние сейчас. Чувство пропало, видимо, навсегда. О, тут немало потрудились и силы природы, и окружающие, и обстоятельства, и я сама с моим "Alta petunt"*.

 Не стоит винить глупых, мещанистых учителей, возжелавших учинить надо мной судилище(слава Богу, это им не удалось!), не стоит винить и Сашу (просто он попрыгунчик - вот и всё, самостоятельность и решительность поступков ему чужды). Сашка не мужчина, а мальчик, и не он виноват во всей этой истории. Это ведь я с радостью приняла его признание, это я подогревала его страсть, это я внушила ему нелепую мечту о жизни в Керчи. Но при всём этом я знала, что никогда не буду считать его равным себе. А разве это любовь? Любимым прощают недостатки и упущения, а я с усердием крохобора собираю и подмечаю грехи и оплошности.

 В разговоре с Людмилой Константиновной я выразилась очень точно. В наших с Сашей отношениях было две стадии: первая - дурман, происходящий от неизведанного мной ранее тепла, которое дарил мне он; вторая - дурман спал, открылись глаза. Кто он? Нужен ли он мне? И в каком качестве? В качестве обогревателя? Но ведь для него эта роль была бы унизительна! Впрочем, не знаю, не хочется мне сейчас щадить его самолюбие. Папа прав: Сашка слабак, хлюпик.

 Если к нему применить закон Ома**, то U - напряжение, энергия - у него намного меньше R - сопротивления, поэтому I - сила - не складывается в целое число. Да и не видела я, что он любит меня. Слов было много, но то слова, а не поступки. А поступков не было вовсе. Я, собственно, не имею права требовать от Саши чего бы то ни было, но я так хотела видеть в нём настоящего мужчину, а не просто шута при королеве. Он же с блеском сыграл именно эту роль. И слава Богу, что сам спектакль подошёл к концу. Этому способствовали мои родители, особенно мама, и Роза.

 Ну что же, я рада, я хочу освободиться от этого наваждения. И было это с моей стороны не что иное, как жажда тепла, любви, ласки. Я утолила жажду, готова в путь. Это жестоко, эгоистично, но я оправдываю себя, потому что знаю: ничего бы у нас с ним не получилось. Все его благие намерения разбивались бы о маленькую величину U. И потом: избыток энергии моторной сопровождается недостатком энергии интеллектуальной. В Сашкиной случае это так.

 И при всей моей благодарности ему, я не хочу видеть сны, в которых я брожу по дну высохшего моря. Если от моря остаётся лишь грязная канава, это конец. Конец всему: любви, жизни, миру, свету. А я ещё хочу жить и верю, что полюблю всерьёз, а не только для того, чтобы утолить свою непомерную жажду.

 Сашку жалко нестерпимо. Он похож на никому не нужный сосуд, в котором чуть булькают остатки вина. Он ещё петушится, ещё оберегает себя от чьих-то правильных обвинений, ещё утверждает, что любит, но в чудеса уже не верит, вернее, верит на шестьдесят процентов. Потуги покинутого шута... Смех сквозь слёзы... Шутки на эшафоте... И такой он незащищённый, такой худой, так плохо одетый! Жаль его до содрогания, до былого тепла спины, но жалость унизит его, поэтому попрощаюсь с ним, не жалея, а обвиняя.

 И пусть он обидится, пусть гордо отвернётся - всё равно ничего уже не изменить. Я не позову его больше. А помнить буду. И не отрекаюсь ни от одного из тех слов, что говорила ему. Тогда я была искренней. И сейчас тоже. Мой милый мальчик! Как он всё же дорог мне! Как дороги воспоминания о его губах, о руках, о его тепле! Может быть, всё забуду, но один поцелуй не забудется никогда. "Ну как, очки не трут?" - заботливо спросил он, мягко провёл пальцем по моей переносице и вдруг нежно обнял, губами коснулся вмятины от очков. Тепло так и разлилось во мне! Любимый! Тогда я не сказала этого, а только прижалась к нему крепко. Что же, быть вместе нет никакой возможности, так зачем возрождать то, что умерло?

* Alta petunt - высоты зовут (латынь)
** Закон Ома: I= U/R - Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна электрическому сопротивлению данного участка цепи.

Продолжение: http://www.proza.ru/2016/06/06/1111