Аристотель звал его Батус

Даилда Летодиани
Земля грузин, ты так мала!
Не тыщеверстным протяженьем
могуча ты, - а притяженьем
и человека, и орла.

Евтушенко


Первые сведения о Батуми встречаются у греческого философа IV века до н. э. Аристотеля, где он упоминается как Колхский город Батус - «глубокий».

Думаю Аристотель называя город и порт "глубоким" имел ввиду особенности рельфа естественного порта. Для меня же город этот всегда был глубоко и как-то болезнено родным.
По семейным легендам много лет назад, еще до моего рождения, а главное зачатия любимый писатель моего отца отдыхавший в это время в Батуми,благословил его словами "Да продлится твой род!". Ровно через девять месяцев родилась я!
В пять с небольшим лет я пыталась научиться плавать, причем совершенно самостоятельно. Батумские волны спасли обезумевшую от самоуверенности девчушку. Первая ласковая волна приняла было меня в свои ладони, но почувствовав что удержусь я в них едва ли, мощным шлепком выкинула меня на берег и сердито пригрозила, плюясь белоснежной пеной. После того случая море я боюсь, знаю оно не любит шутить и ошибок не прощает.
В десять лет я заболела коклюшем и врач посоветовал на стадии выздоровления свозить ребенка к морю. И лучше всего полететь на самолете. Никогда в своей жизни я не была так счастлива, как в те дни тяжелой болезни. Родители прислушались к совету врача и мы вылетели в Батуми. Лететь то всего-ничего. Но главное, самое-самое главное. Со мною были и папа и мама. Я была толька их и они были моими и только моими. Маме не надо было убегать на работу. Она сама расчесывала мои длинющие косы, а папа подавал мне завтрак в постель. Причем делал он это ни просто как папа, а как настоящий принц из сказки. На фарфоровом подносике стояла чашка с молоком, рогалик и маленькая розочка в изящной вазочке.
Это уже много позже узнала я, что Батуми может быть и холодным и суровым, когда город "ощетинился" при приеме беженцев из, казалось еще вчера самого близкого по духу и стилю жизни - Сухуми.
Но речь сейчас о Батуми, который живет во мне, а не о том, который и без меня прекрасно процветает.
В том моем Батуми жив мой дядя Алеша адмирал и его неутомимая подруга Лонда,начальница морвокзала. В том, моем, Батуми в гостинице "Интурист" поет замечательный ансамбль, с ужасным и трогательным акцентом исполняющий "Чунга-чанга" и где могут вместо обеда подавать безе разных цветов. И где на бульваре носятся такие взрослые ароматы. Кофе по-турецки приготовленный на раскаленном песке и где чайки проносятся с душераздирающими воплями прямо над головами прогуливающихся возле дельфинариума туристов.
Живи и процветай о мой и не мой древнейший и суперсовременный город-камень, город-порт.
Глубокий душою и уходящий в глубь веков Батус!