Купава ч. 2

Людмила Каштанова
                Картина  четвертая.
                Явление  пятое..
               
        Прошло  две недели.  Горница  Купавы, убранная в старорусском  стиле: бревенчатые стены, полки, лавки, стол. Все  деревянное, покрытое расшитыми изделиями из ткани.  На столе  свеча в подсвечнике,  зеркало.  Купава  сидит перед зеркалом и  примеряет  украшения: бусы, серьги.  Напротив сидит  ее подруга  Радушка  и  дает ей советы. Купава, отложив украшения, повернулась к  подруге. Говорит  с тоской.

               
КУПАВА:       Как Мизгирь оживший  появился,
              От тебя, подруженька, не скрою,
              Вновь  страстью воспылало и забилось
              К нему мое сердечко ретивое.
              И пригож,  и ласков  Лель-дружочек,
              А увидела  Мизгиря – и теперь
              Смотреть на  Леля уж не могут очи.
              Не  могу  забыть Мизгиря, верь-не верь.
              Его нежных  поцелуев,  томных взглядов,
              Объятий  крепких и горячих слов.
              Как  вспомню –  никого не надо,
              Лишь только он души моей отрада
              А  все   плохое, как и не бывало.
              Видно, не прошла  к нему любовь.

РАДУШКА:     Вот  беда!  А  как же  бедный Лель?
             ДЕвичий  любимец и певец любви,
             Кому он посвящал все песенки свои,
             На зависть многим? Он тебя так любит!
             С тебя влюбленных  глаз не сводит, так ужель
             Его безжалостно оставишь,  ну подумай!
             А что Мизгирь? Мизгирь тебя не любит,
             Еще страшней: тебя совсем погубит
             Бессердечностью, холодностью  своей.

КУПАВА:      Все вижу, Радужка.  Мне  тоже жалко  Леля.
             Но  сердцу не прикажешь, мол, люби его!               
             Теперь  я понимаю Мизгиря, как смел он
             Разлюбить меня и полюбить ее.
             Теперь  все  в прошлом: Снегурочки-то нет,
             И нет   преград  меж нами, что могут помешать               
             Любви   вернуться. Все  ведь может стать!
             Душа  моя к нему стремится.
             Скажи он  только слово  мне –
             И полечу  к нему   я  быстрокрылой  птицей.

РАДУШКА:     О, милая Купава, тебя не   узнаю:
             Так быстро  ты  измену позабыла!?
             Аль  снова  хочешь ты обжечься,
             Летя, как  бабочка, к  огню?
             Хочу тебя предостеречь я,
             Что б потом не больно было.
             Аль извела по нем кручина?
             Где  твоя  гордость, неприступность,
             За что  и  ценят в нас  мужчины?
             А стоит  стать для них доступной
             И потерять свою невинность –
             Как  вся любовь у них проходит.

КУПАВА:  (с жаром)   Ты права, моя подружка, вновь.
                Теряет кто-то, но кто-то и находит!
                Пусть!  Пусть я обожгусь!
                Сильнее   разума моя любовь,
                Девичьей гордости сильнее.
                И пусть  потом меня осудят берендеи,
                Я ничего уже   не убоюсь!
                Моя любовь к безумству подвигает.         
                А гордость девичья не стоит ничего,               
                Коль с милым разлучает.
                И да простят мне боги,               
                Сегодня же  пойду  и брошусь ему в ноги.
                А вдруг он сердцем дрогнет
                И вновь меня полюбит?
               

РАДУШКА:(с жалостью) И хоть слова мои тебе не любы,
                Не дело ты затеяла, голуба!
                О бедная, он вновь тебя ПОГУБИТ !
                Уж слишком ты уверенная в нем,
                Тобою правит разума затменье.
                Кабы  потом не пожалеть о том,
                Что не послушалась разумных наставлений,               
                Но что с тобою делать?  Ты вольна
                Так поступать, как думаешь сама.               
               
               
               

                Картина  пятая               
                явление  шестое    

        Горница в доме  Мизгиря,  то же, что и в картине второй.    Мизгирь  сидит за столом с Купавой.  Перед ним кружки  с чаем, вазы  со сладостями  к чаю.  Оба  ведут себя  скованно.  Чаепитие  ведется  вяло,  задумчиво.

МИЗГИРЬ:                Благодарю,  Купава,  что зашла проведать
                Старого дружка. Вот пирог отведай.
                Ты так же хороша, как прежде, 
                А что же Лель?  Все также он поет?
               

КУПАВА:                А что ему? – Поет и водит хоровод.

МИЗГИРЬ:              Свадьба ваша скоро, судя по всему?

КУПАВА:               Что говорить об этом?  Ни к нему –
                К тебе, мое сердечко  рвется.
                Тебя  люблю, и тщусь в надежде,
                Что в твоем сердце  для меня найдется
                Местечко. Только не гони.
                Я в думах о тебе все эти дни,
                Мой  друг сердечный, сокол ясный.

МИЗГИРЬ:(качая головой)  Не трать, Купава, слов  своих напрасно.
                Прибереги для  Леля.  У меня
                Охолодело  сердце  – ничем не отогреть          
                Тоскую по Снегурочке своей  день ото дня,
                Так, что впору  взять и умереть.
               
                ( при этих словах  затуманилось в голове у Купавы)

                Без нее все кажется унылым,
                Схожу с ума,  не ведая покою.
                Сердце  ноет, всё без нее не мило.
                Куда деваться мне с моей тоскою.
                Прости,  что не могу  любовью
                Ответить на твою горячую любовь.
                Ты  пригожа и мила, не скрою,               
                Но это не согреет  мою кровь.
                Ступай домой, и все, что было,
                Забыть мне твердо обещай. 
                А я хочу уснуть,  чтоб видеть  образ милый
                Снегурочки моей во сне. Прощай!
                ( встает )
КУПАВА:(хочет обнять Мизгиря) Да полно, друг сердечный мой!
                Пойдем-ка лучше в лес
                К подружкам и товарищам. Там игры до небес.               
                В  забавах, песнях,  плясках
                Грусть – печаль пройдет.
                Оттаешь  сердцем там, и в сердце мир войдет.
                .
МИЗГИРЬ:(отстраняя  Купаву от себя)
                Купава,  не могу принять я  предложенья.
                Душа моя   желает и страждет  отреченья
                От песен, игр, веселья и забав.
                От этого всего, прошу тебя, избавь.
                Ничто  тоску мою не может  извести.
                А ты иди. Не медли же - иди.
                Там  милый Лель на дудочке играет
                И  в роще терпеливо  поджидает
                Свою красавицу, а меня прости.

 КУПАВА (про себя):           О,  Мизгирь! Что сделать мне,
                Чтоб ты  забыл  Снегурочку совсем?               
                Чем   тебя она  околдовала?
                Какими  ласками  очаровала?
                (вслух)Что ж,  ухожу, Мизгирь! Прощай!

МИЗГИРЬ:                Прощай, Купава! Не серчай! (уходит)

                Явление  седьмое. 
        Появляется мать  Мизгиря. Она  сочувственно относится к  Купаве, мечтая иметь ее  своей  невесткой. Как  только Мизгирь уходит, она торопливо, но украдкой подходит к  Купаве, не успевшей  уйти.

ГОРДЕЕВНА: ( участливо)  Ну как, Купавушка, идут у  вас дела?
                Что  говорил  Мизгирь, и что ты говорила?
                Гляжу, что ты не весела,
                Все ясно: не договорились!

КУПАВА:(вздыхает горестно) Пустое все, Гордеевна. Вас сын
                Все по  Снегурочке тоскует; для меня
                Нет места в сердце у него – всё клин.
                Напрасно только  унижалась я.
                Пойду хоть с Лелем  душу  отведу,
                А сюда я больше не приду.
                ( хочет уйти, Гордеевна ее останавливает за руку)

ГОРДЕЕВНА:                Постой, Купавушка, мой  свет.
                Спасать его нам надо; на нем лица ведь нет:
                И сам, как тень, и в тень влюбился.
                Ах, кабы на тебе женился!
                Но  выход  есть у нас, хоть не простой:               
                Колдунью одну знаю, живет в лесу густом,
                Воронихой  зовут. Давно  за злодеянья,
                Без снисхождения и оправданья
                Ее прогнали люди.  Жива ль - никто не знает,
                Но  надо к ней - она нам погадает.
         
               
               
КУПАВА:( боязливо)        Идти к колдунье?  И подумать страшно!

ГОРДЕЕВНА:                Так ты ведь не одна. Не страшись напрасно:
                Тебя я не  оставлю  с ней наедине.

КУПАВА:                Она поможет  в этом  деле мне?
 
ГОРДЕЕВНА:                Поможет, коль ее  задобрить, умаслить.
                Возьмем с собой  подарки, угощенья.

КУПАВА:                Когда  же сможем к ней пойти?
                Теперь я вся горю от  нетерпенья.

ГОРДЕЕВНА:                Вот  завтра  и  пойдем  на  утренней заре.               
                Ступай готовься и раньше  спать ложись,
                Уж солнце низко – вечер на дворе (озирается),
                Никто нас не подслушивал, кажись,
                Да, милая моя, смотри,   
                Об этом  - никому не говори!
                А – то удачи нам не будет в деле.
                А спросит завтра кто – за травами идем,               
                А на  пути обратном мы  травы нарвем.
               

КУПАВА:( оживленно)       Только бы не встретить Леля!
                Ой, тетя, в моем  сердце вы
                Луч надежды маленький зажгли!

ГОРДЕЕВНА:                Иди, дитя моё, и собирайся в путь,
                Уж доберемся до нее мы как-нибудь.

                (Купава  и Гордеевна уходят)
 
 

               


                продолжение http://proza.ru/2020/06/06/1610