О профессии учителя

Наталья Катаева-Вергес
     Я считаю, что набор в педагогические вузы должен быть таким же, как в театральные.
     Почему? Да потому что учитель - это творческий человек. Он должен обладать чувством юмора, хорошей дикцией, уметь петь, танцевать. Всё это пригодится ему не только на уроках, но и во внеклассной деятельности. 
     Представьте, если человек говорит монотонно и однообразно, без «огонька в глазах», сможет ли он увлечь учеников так, чтобы те полюбили предмет?
     Помню, как на педагогическом совете с трудом слушала речь одной учительницы и думала: «Бедные дети! Как они могут слушать этот противный скрипучий голос из года в год?»
     Кто-то скажет: «Смешно! Сейчас берут всех подряд, потому что недобор».
     Да, понимаю, и это несчастье государства, потому что плохие педагоги калечат детей, отбивают желание учиться.
     Вспомните своё детство. Хотелось кому-нибудь в школу? Нет, это была какая-то трудовая повинность. Как радовались, когда срывались уроки, кричали: «Ура!» и скорее бежали домой, чтобы играть или читать то, что интересно.
     А если болели? Долой скучные учебники! Здравствуйте, книги о приключениях и путешествиях!
     Как все были счастливы, когда начинались каникулы, и мечтали: «Эх, если бы они длились вечно!»
     Школа учит жизни, мы сталкиваемся с разными людьми, получаем навыки общения, учимся выстраивать отношения. Учимся подчиняться, молчать, терпеть, выполнять однообразную и монотонную работу. Конечно, всё это пригодится в дальнейшей жизни, но не забывайте, что это всё происходит в ДЕТСТВЕ! А ведь можно сделать так, чтобы было интересно!
     Помню, как в первый день, когда я – ученица 5-го класса, пришла в другую школу, услышала от ребят: 
     - Какая у нас замечательная учительница по истории - Котова Галина Сергеевна. Она так интересно рассказывает.
     - Разве уроки истории могут быть интересными? - удивилась я, потому что другой школе у нас этот предмет вела директор, и на уроках было скучно.
     С нетерпением я стала ждать урока, и с первого же раза была поражена. Это было, действительно, очень и очень интересно. Галине Сергеевне не нужно было устанавливать дисциплину, все ребята на её уроках вели себя хорошо. Когда она рассказывала, то в её глазах был «блеск». Она была дружелюбна, шутила. Мы всегда жили в ожидании какого-то чуда, потому что знали: следующий урок будет таким же интересным.
     Как же мы горевали, когда через некоторое время узнали, что она уезжает, потому что её мужа переводят на работу в другой город, и завидовали тем, кто будет у неё учиться. Вот это, действительно, творческий учитель. Она помнила своё детство и делала всё для того, чтобы нам было интересно.
     Вот эти мгновения счастья, когда было интересно, наверное, помнят многие из вас. Мгновения. 
     А как же сделать так, чтобы учителя проводили интересные уроки?
     Прежде всего, нужно повысить зарплату, ведь не секрет, что учителя вынуждены брать много уроков, потому что на одну ставку прожить невозможно, сократить количество документации до минимума.
     Учителя сейчас не только пишут планы, но и печатают тематическое планирование на год с приложением контрольно-измерительных материалов (очень трудоёмкая работа!). Почему нельзя, как в советские времена, пользоваться планированием, разработанными специалистами?
     Помимо этого, учителя составляют программы по внеклассным мероприятиям, заполняют обычный журнал, электронный, а ещё у нас есть и третий, на случай, если не работает интернет или отсутствует по какой-то причине обычный журнал. 
     Учителя загружены рутинной работой по написанию отчётов, анализов, им некогда работать с детьми, некогда совершенствоваться, а ведь ещё Сухомлинский говорил:
     «Важнейшее условие духовного роста педагога – это прежде всего время – свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчётами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам… Время – ещё и ещё раз повторяю – это большое духовное богатство учителя… Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, и если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать»...
      Молодые учителя, поработав немного, и столкнувшись со множеством проблем, теряют желание работать в школе... 
      А как я мечтаю, чтобы все дети говорили: «Как мы хотим в школу! У нас такие замечательные учителя!»