Летний случай

Александр Кучуро
              Время на календаре  середина шестидесятых с небольшим сдвигом, если быть точнее, шёл если не второй, то третий год, как  сместили любителя кукурузных початков.

                К политике  я был равнодушен всегда, и мне было тогда всё равно кто стоит у руля страны.

          На дворе лето, каникулы в разгаре.

           Мне бы помчаться на речку, искупаться и позагорать с ребятами на зелёной травке, поиграть в наше любимое «чурния».

            Но у меня сегодня было очень важное задание, меня оставили на хозяйстве, присмотреть за домом и двором, в обед сменить воду у кур, нарвать травы для свиней и напоить их водой.

              Тоскливое состояние, когда вот так один бродишь по двору, не знаешь чем таким себя занять, чтобы было весело, а время нудно тянулось к обеду.

            В обед оно понятно, будет  мне  чем заняться по хозяйству, а сейчас можно выйти и за калитку, посмотреть может кто из наших ребят вот также не знает чем заняться и толчётся без дела у своего двора.

           Но летняя улица, прогретая солнцем, была пуста.

            Оно и понятно чего в такое время торчать на улице, когда на речку отправилась вся молодёжь, местная и приезжая в гости.

             Постоял я на улице, посидел на лавочке, погрустил, затем снова ушёл во двор.

           Вскоре до моего слуха донеслись слова с улицы:
                - Хозяева!
                - Есть кто дома?

             Довольно звучно постучали в калитку.

            Я выглянул из – за угла дома, у калитки стоял неизвестный мужчина, прилично одетый, явно не из наших местных, да и на наших конторских тоже не был похож.

                Он замечает меня:
                - Мальчик!
                - Позови родителей!

               Я для солидности запихиваю руки в карманы штанов и не спеша бреду к калитке, затем останавливаюсь у крыльца и говорю:
                - А дома ни кого нет.

           Мужчина что  зря пёрся по жарюке из района в этот хутор, чтобы вот так запросто проследовать дальше, не приезжать же сюда ещё раз, он пристально с приятной еле видимой улыбкой смотрит на меня и произносит:
                - А ты мне не мог бы помочь заполнить кое  какие бумажки, я вижу ты в школу уже ходишь, пионер?

              - Не а, ещё октябрёнок.

                - О! Молодец, а выглядишь как пионер, похвально.
                - Мне тут несколько данных нужно внести, подскажешь?

               - А чего не подсказать, что знаю, скажу.

            Мужчина  не спеша раскрыл довольно толстенькую чёрную блестящую папку, похожую с виду на кожаную.

                Может она такой была и на самом деле, откуда мне тогда было знать. 

              Вынул оттуда разграфованый листок, закрыл папку, а листок положил сверху, достал классную чернильную авторучку, которая также находилась внутри зацепленной за папку.

           Дорогая вещица, это я про себя подумал, мне бы такую, все бы в школе обзавидовались.

            -  Так, мне нужны точные данные, я надеюсь, ты всё хорошо знаешь, что растёт в огороде.

            Нас разделяла только калитка, снизу до середины закрыта сплошным полотном, а выше похожа  на штакетник, через одну из дыр я посматривал то на листок, то на мужчину, к нему у меня сразу появилось доверие.

             -  Конечно, знаю.

         -  А вот сейчас и проверим, сколько в огороде растёт яблонь?

       Я напряг свое воображение и стал припоминать:
                - Раз яблоня у кухни, два у виноградника, там дальше ещё одна, две в конце огорода, а вот ещё  одна улице, её считать?

                - Всё считать.
                - Пишем шесть, так дальше - груши.

               - Ну, это я точно знаю  - всего три.

                -  Вишни?

             Вот тут я немного замялся, вишни росли в два ряда не далеко от дома, а сколько точно их там было, ни когда не считал.

               - Ну, так сколько? Вспомнил?

             Мне в голову приходит очень умная мысль, а что вспоминать, где что растёт:
            -  А пойдёмте в огород, я всё покажу.

            Раз я сегодня за главного, значит, могу такое себе позволить, отворяю калитку и впускаю мужчину во двор, веду его в огород,  показываю, где и что растёт.

           Он видит плантации винограда, переключает всё своё внимание на него:
                -  Ого,  какой большой виноградник!
                -  И это всё ваше?

                - Конечно наш.
                Меня распирает гордость.

            Меня за язык не тащи, всё сам скажу:
                - Вот тут на шпалере сто двадцать кустов винограда!

          - А мы сейчас всё проверим,
                и мужчина начинает считать кусты.

           Я иду следом и посмеиваясь про себя,  думаю:
                - Считай, считай, а будет ровно столько, сколько я сказал.

           Посчитал мой гость количество кустов, затем рядов.

                Стал вычислять.

          Я ему говорю:
                - Между прочим, здесь было раньше больше кустов, но когда строили кухню, несколько кустов вырубили.

                После не долгих вычислений, мужчина говорит:
                - Всё верно!
                - Молодец, что всё знаешь. 

               Идём к другой плантации, я сходу говорю, сколько тут в ряду кустов и сколько рядков, не забываю сказать, что чуть в стороне есть ещё несколько кустов.

               Мой подопечный представитель района на всякий случай пересчитывает кусты виноградника и снова всё сходиться.

                Хвалит меня.

             Меня распирает от счастья, вот какой я умный, всё знаю.

             Последнюю не большую плантацию представитель из района пересчитывать не стал, поверил мне на слово, затем поинтересовался:
                - А сколько ж соток огород?

             Я как знаток всего, называю цифры, которые вносятся в соответствующую графу.

           Показываю, что у нас вот там ещё несколько слив растёт, но мужчине это уже было не интересно.

           Он с видом выполненной работы закручивает колпачёк на ручку, раскрывает папку, вкладывает туда заполненный лист, зацепляет ручку, закрывает папку, осматривает внимательно огород.

           Я у него интересуюсь:
                -  А  для чего эти данные нужны?

                - А это мальчик нужно для налогообложения.

            Для меня это тёмный лес, надо значит надо.

              Своего неожиданного гостя провожаю до калитки, где он у меня спрашивает:
                - А ваши соседи дома, не подскажешь?

               -  Да как же не подскажу, подскажу.
                -  Если мотоцикл стоит у двора то дядька точно дома, а тётка только вечером пойдёт на дойку.
                - Так что дома кто - то есть, это точно.

              Да уж закружился я с этой огородной переписью, пора заняться хозяйственными делами.

           Вечером шокировал родителей своим рассказом, как я тут водил по огороду представителя района, как я ему лихо всё показал и рассказал.

          Родители опасались, как бы снова не пришли землемеры и не оттяпали часть огорода, где рос виноград, такое уже было, когда всё что было свыше пятнадцати соток, отрезали.

           Половину виноградника бросать было жалко и на следующий год, на свой риск  стали вновь обрабатывать сад.

              Мне долго объясняли:
                - При отсутствии старших во двор ни кого нельзя впускать.

              На что у меня были веские причины:
                - Это же был не цыган и не пьяница, а прилично одетый человек, тем более с района.
                - Он не только к нам заходил, был и у соседей.



             - Всё равно пускать нельзя.
                Убеждали меня родители.

            Не понять мне было тогда родителей, ведь нас как учили,  что людям нужно доверять и верить, обязательно помогать старшим. И верил я и доверял, по возможности помогал.

                А октябрята они ж весёлые ребята - правдивые и смелые, ловкие и умелые, старших уважают, младших не обижают, готовятся стать пионерами.




02 июнь 2016 г.