Пустыня Кызылкум. Прогулки в прошлое и настоящее-3

Ольга Благодарёва
*****
(Журнальный вариант. В небольшом сокращ.)

  ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ (продолжение)

  ВСТРЕЧИ С ОБИТАТЕЛЯМИ ПУСТЫНИ КЫЗЫЛКУМ. ЗМЕЯ! ТАКЫРЫ. ПУТЬ К ОЗЕРУ.
 
  «…И люди построили на берегах её /Амударьи/ более трёхсот городов и селений, от которых сохранились развалины до сих
пор...»
  (Аль-Бируни)*

  ***               
               
  Там, в далёкой красивой стране,
  Мной оставлена сердца частица...
  ("Ностальгия... по ТОМУ Узбекистану...")   

1

...Не помню точно, сколько времени и в какую сторону мы с Серёжкой бежали, покинув древнее городище. Главное, разгневанные крикливые орлы нас уже не преследовали: успокоились, прогнав со своей территории!
   Они победили людей!
   
   Запыхавшись, мы наконец остановились перевести дух, попить воды и осмотреться.
   
   Казалось, нам ничто уже не угрожало. Только мёртвая тишина пустыни и какое-то мрачное молчание песков окружали нас.
   
   Вот уж точно: мёртвый древний Хорезм!** Мёртвая Кызылкум!

***
   Но, как оказалось, пустыня-то была вовсе не мёртвая, а очень даже живая! Жизнь в ней никогда надолго не замирает, а уж в разгар весны – тем более.
   
   Мы, совсем уже успокоившись, много чего там разглядели.
   
   Сначала – огромных глянцево-чёрных и чуть поменьше – коричневых – муравьёв, которые еле-еле ползли вереницей и тащили что-то не соответствующее их размерам. Бедолаги-трудяги!
   
   А потом – и маленьких юрких ящериц увидели, деловито сновавших мимо нас туда-сюда. Причём, они были самых разных цветов и расцветок: от серо-коричневого, коричневато-красного – до жёлто-зелёного. Сразу поэтому их и не увидишь на песке или в траве и цветах. Маскировка! – мимикрия по-научному.
   
   Бесстрашный Серёжка хотел поймать какую-нибудь ящерку за длинный хвост, но они оказались более проворными.

   А потом… Мы увидели… крокодила! И… замерли на месте!

   Но, слава Богу, это был всего лишь варан, который тоже на нас внимания не обращал: видимо, принимая за таких же обитателей пустыни, только двуногих и очень больших. Страшненький такой! – точно, как крокодил, только намного меньше! Нам говорили, что вараны, особенно гигантские (и такие есть!), бывают очень опасны и агрессивны, если сильно голодны или потревожишь их жилище.
   Но мы не собирались этого делать, помня напавших на нас орлов, так рьяно защищавших свои гнёзда с птенцами!
   
   Я, не спуская с него глаз, осторожно взяла в руки висевший на шее фотоаппарат и захотела сфоткать это пустынное чудище, чтобы потом похвастаться перед нашими редким кадром.

   Раздался щелчок, и варан, испугавшись этого резкого звука, довольно проворно... ретировался в заросли цветущего саксаула*** (там был целая рощица!)
 
2

   Идём дальше. И вдруг…
   
   Я услышала крик Серёжки, но не громкий, а какой-то приглушённый, больше похожий на хрип:
   
   – Змея!
   
   Смотрю: его смуглое лицо застыло от ужаса и побледнело, а остановившийся взгляд направлен в землю возле меня.
    
   Я, как под гипнозом, тоже медленно опустила глаза вниз и увидела её. Буквально в нескольких сантиметрах от своей ноги.
   
«Не шевелюсь.
Зрачки глядят в зрачки…»****

   Что делать? Бежать? Или уже поздно?
   
   И я… просто стояла. Как вкопанная. Даже дышать боялась!
   Но при этом… рассматривала змею. Как под гипнозом, глядя ей прямо в глаза, которыми она уставилась на меня, не мигая (прямо как в нашей любимой игре в «гляделки»: кто кого пересмотрит!).
   
   Помню, красивая она была: жёлтая, с чёрным узорчатым рисунком на спине, длиной побольше метра и довольно толстая.
   Позже, описав её, я узнала от нашего проводника Карима, что это была пустынная гадюка сефа. Весной у них повышенная агрессивность, а я, видимо, потревожила её, наступив на бугорок, под которым она пряталась от дневной жары.*****

   Сколько времени мы так созерцали друг друга, точно уже и не вспомнить. Скорее всего, меньше минуты, но тогда эти мгновения показались мне вечностью!..

   И снова нам повезло: змея не ужалила ни меня, ни моего друга. Видимо, решила, что ей ничего не угрожает, и уползла в какую-то трещину. Может, у неё там где-то тоже гнездо было? Хорошо, что мы на него не наткнулись, а то бы нам точно не сдобровать!

P.S.

   Позже мне часто снились «поединки» со змеями – всякими-разными. Наверное, это был отголосок ТОЙ встречи в пустыне!?..
   А ещё прочла, что не рекомендуется смотреть змеям в глаза: они принимают это как агрессию и могут внезапно наброситься!
   Многие хищники – так же!

3
   
...Распрощавшись со змеёй и постепенно успокоившись, мы с Серёжкой стали намного осторожнее и решили осмотреться повнимательнее.

   Место, где мы с ним оказались, было уже не совсем таким, как возле древней крепости-городища, которого почти уже и не видно было.
   
   Там – более песчаная и пыльная местность, а здесь она какая-то глиняная, гладкая, как будто отполированная кем-то, и при этом потрескавшаяся, как от землетрясения. А на самом деле – от жары и засухи. Мозаику напоминает, сложенную из разновеликих кусочков-пазлов! Или панцирь черепахи!
   
   Оказывается, это и были такыры****** (о них нам рассказывал на занятиях наш любимый Пётр Иванович ) – тоже своего рода достопримечательность пустыни Кызылкум (да и в Каракумах я потом их видела).
 
   Но вообще здешний ландшафт с этими такырами поражал своей унылостью. Будто это уже совсем другая пустыня, летняя! Никаких тебе маков, тюльпанов и зелёной травки!   
   Растительность же песчаных пустынь, хоть и не очень разнообразная, но весной куда богаче пустынь глинистых: много травы и цветущих растений, очень украшающих однообразный пейзаж. Даже саксаул вон – и тот весной прихорашивается! И барханы, эти песчаные волнообразные гряды, по-своему тоже очень красивы. А главное, среди них нет и двух похожих: и по величине, и по красоте рисунка на песке. Много, правда, подвижных барханов, которые, как перекати-поле, перемещаются во время сильных ветров и бурь по земле и по воздуху.
   И такие песчаные пыльные бури – главная угроза для всех, кто окажется на их пути!..
   
***
   Да, пустыня коварна, непредсказуема и опасна так же, как и прекрасна!

   И, если побродить даже по этой, потрескавшейся от жары, равнине, оказывается, и здесь есть на что посмотреть.
   
   Шагая по такырам и очень внимательно теперь глядя под ноги, мы с удивлением обнаружили в трещинах какие-то зелёные растения с широкими и мясистыми округлыми листьями. И при этом они ещё и цвели! (Похожи на обычное «денежное дерево», по-научному – толстянка, правда, цветущим я его никогда ещё не видела. Говорят, цветёт оно раз в... 20 лет! Подожду!)
   
   Видимо, это тоже растения-эфемеры******* (о таких нам и рассказывал учитель Карим), достающие своими длинными цепкими корнями влагу глубоко в земле.
   Хитрые! Жить-то как-то надо, раз уж их занесло сюда каким-то ветром!
   
***
   Солнце припекало уже вовсю, прямо по-летнему, и нам всё время хотелось пить. Но воды в наших фляжках и бутылках почти не осталось. Надо теперь беречь каждую каплю!

   Вскоре мы дошли до почти высохшего озерца, о котором, видимо, и говорил Карим.

   Но теперь это была большая лужа, заросшая чахленьким камышом и диким луком (вполне съедобным, как оказалось!). Вода в ней не очень прозрачная, скорее, мутноватая – от глинистого дна и ила.   
   Наверное, и такой воде, как и редким в этих местах дождям, радовались здешние обитатели: ведь вода в пустыне – это жизнь, без неё долго не проживёшь.
   Потому и ценится она там дороже золота!
   
   И снова вдруг вспомнилось услышанное от нашего учителя: «В пустыню не идут, если не знаешь, куда идти и где искать воду: легко погибнуть в считанные дни!..»

   Но мы с Серёжкой тогда не думали о плохом и ничего не боялись. А зря!..

   
   ПРОДОЛЖЕНИЕ-ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ!
   ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ:
   УМИРАЮЩЕЕ ОЗЕРО. ПЕСЧАНАЯ БУРЯ. НАС ИЩУТ! СПАСЕНИЕ И ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ –   
http://www.proza.ru/2016/06/30/378
   

© Ольга Благодарёва 

   
   +ПРИМЕЧАНИЕ-приложение
   
* Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни; (4 октября 973, город Кят, Хорезм — 9 декабря 1048, Газни, совр. Афганистан) — средневековый персидский учёный-энциклопедист и мыслитель государства тюрок Газневидов и Хорезмшахов, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени.
   
** Хорезм – историческая область в Узбекистане и древнее государство в Средней Азии, в низовьях реки Амударьи.
   
*** Саксаул – дерево песчаных пустынь Казахстана и Средней Азии. Его ещё называют «хозяином песков».

**** Строки из стих-я А.Февральского.
   
***** Днем обычно пустынные гадюки зарываются в песок или прячутся в норы грызунов, а с наступлением темноты выходят на охоту за мелкими грызунами и птицами.

****** Такыры – это глинистые участки пустыни, где после дождей скапливается вода. В этой воде масса разного рода бактерий и микроскопических водорослей. После испарения воды они окружают себя слизью и погружаются в состояние покоя. Эта слизь и делает поверхность такыра такой гладкой и твёрдой, что машина может нестись по нему, как по шоссе.
   Стоит пройти редчайшему здесь дождю – на такыре образуется лужа, вода в которой быстро зеленеет. Водоросли оживают, и за пару часов, пока вода не испарилась, успевают размножиться. До следующего дождя жизнь замирает…
   
******* Большинство здешних растений – эфемеры. Это значит, что их жизненный цикл длится всего месяца полтора, пока хватает влаги. Потом их надземные части высыхают, но клубни под землей в следующем году дадут новые побеги.


   +См. НАЧАЛО:
   ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
   ХОРЕЗМ, ТИМУР ТАМЕРЛАН И ДРЕВНИЕ ГОРОДИЩА В ПУСТЫНЕ –   
http://www.proza.ru/2016/05/03/580


   Фотоколлаж – мой:
   Цветущая пустыня!
   Пустынный "крокодил"!
   Такыры.

   Спасибо авторам фото!