Христианство, бедность и богатство

Алекс Голдвин
Христианский социализм, революционное христианство и теология освобождения.

ВНИМАНИЕ! Данная статья не претендует на богословскую истину в последней инстанции, а просто отражает мнение сотен МИЛЛИОНОВ христиан по всему миру по данному вопросу., основанное на Библии и подтверждаемое некоторымы трудами Отцов Церкви.

И сразу вопрос в лоб: так Библия за бедных или богатых?

Ответ: Если кратко, Библия НЕ за богатых или бедных, а ЗА чистоту, праведность, святость и правильные взаимоотношения с Творцом и против рабства греха.

Просто ОЧЕНЬ богатому и ОЧЕНЬ бедному трудно жить праведно. Как крайняя нищета так и богатство неправедное - два крайних полюса, которые уводят человека от гармонии с миром, людьми и Богом. Потому - они преступление против человека!

«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Прит.30:7-9).

Христианство практично. Оно должно давать не только духовную свободу, но и в др.сферах жизни. Оно не только говорит о Вечности, но и помогает ближним здесь, на земле. Это НЕ улучшение мира или человека, вовсе нет. Это помощь ближним. Чтоб люди были свободны, а не в тисках крайней нужды или, наоборот, в отраве праздности богатства

Да, это всего лишь мнение. И возможно чрезмерно радикальное. Я его цитирую, чтоб показать как люди (в Лат.Америке - сотни миллионов людей) понимают эти места Писания, тем не менее,

Иисус Христос действительно выгнал торговцев из Храма. Просто по несколько иной причине -  ревность по Дому Божьему. Но выгнал. Не просто проповедовал и учил. Но Действовал. И когда нужно - то действовал радикально. Многие назвали бы это даже агрессией, превышением полномочий. Но наверняка в данной ситуации нужны были не просто слова, но и дела. Мощные дела, а не просто наставления.

Мое мнение, изложенное в данной статье, базируется не на одной цитате из Библии или мнений людей, а на очень многих библейских местах.

Так что нужно понимать все в комплексе, на основании всех мест писания по данному вопросу, а не каком-то одном.

И все же, Иисус был революционером)) Но не в земном понимании (в мирском смысле), а в духовном. Он совершил духовную Революцию (переворот) - переворот разума и души от Царства Тьмы к Царству Света.

Слово "покаяние" (на греческом -"метаноя" или "метоноэс" -"изменение разума", "поворот мышления" ) и есть "переворот" (революция) разума и духа.

И не нужно забывать, что Иисус заботился не только о духовных нуждах людей, но и материальных, нужных для нашего тела. Люди голодали - Он их кормил. Люди болели иди были увечны - Он их исцелял. Проповедь Благой Вести у Него шла рука об руку с добрыми деяниями по обеспечению нужд людей. И апостолы поступали так же.

Да, Иисус не улучшал мир и не призывал других улучшать его. Но он делал лучше жизни конкретных людей, восполняя не только их духовный голод и духовные нужды, но и голод физический, нужды материальные.

Во всем нужен баланс. И большое богатство и большая нужда - две крайности. И та и та -плохо для человека. (Притчи 30:8-9)

А вот когда восполнены основные нужды (кров, одежда, пища) -это здорово, это по Библейски, по-христиански. И имея это - мы благодарны Богу за Его заботу. Имея пропитание, одежду и кров, мы будем этим довольны (1Тим.6:8).

Чрезмерности же или крайняя нищета - и то и то плохо. Нужен баланс и гармония во всех сферах нашей жизни, втч и материальной. Как недостаток, так и чрезмерность - это плохо.

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин.2:15-17)

Истинное христианство - не в любви к миру, не в привязанности к материальным вещам, а в любви к Богу и в заботе о ближних, которые ведут к социальной справедливости и гармоничному обществу уже здесь, на земле!

Богатым то быть (само по себе) не плохо. А вот воровать - плохо. И жадным быть плохо. И закрывать свое сердце от нужд др.людей. Но часто (в 99.9% случаев) большое богатство именно жадность и алчность и вызывает и на воровстве и обмане (напр. в рекламе) основывается. Потому, согласно Иисусу Христу, именно богатым тяжело попасть в Царствие Небесное - жадность и прочие пороки не пускают.

Так же, Иисус Христос сказал "Горе вам, книжники и фарисеи!", которые можно отнести и к современных священникам, особенно к иерархам церквей. Потому как на простых людей налагают различные бремена, сами же живут в роскоши и богатстве, мало чем отличаясь от мирских богачей.

И конечно же, церковная "элита" и "элита" светская спутались в один змеинный клубок, поддерживая и оправдывая друг друга. И "рука руку моет" 

А сейчас, немножко цитат из высказываний различных людей и отрывки из Библии, которые всесторонне освещают тему данной статьи:

«Я считаю учение Христа глубоко революционным и абсолютно соответствующим делу социализма. Оно не противоречит даже марксизму-ленинизму» (Мать Тереза Калькуттская)

«Для меня Рождество — это Христос. Христос — бунтарь, Христос — революционер, Христос — социалист» (Уго Чавес)

«Он (Иисус) был со мной в трудные времена, в самые страшные моменты жизни. Иисус Христос, несомненно, был исторической фигурой — он был повстанцем, одним из наших, антиимпериалистов. Он восстал против Римской империи. Ибо кто мог бы сказать, что Иисус был капиталистом? Нет. Иуда был капиталистом, взяв свои сребренники! Христос был революционером. Он восстал против религиозных иерархий. Он восстал против экономической власти того времени. Он предпочел смерть для защиты своих гуманистических идеалов, и он жаждал перемен. Он был нашим Иисусом Христом» (Уго Чавес)

«Капитализм — путь дьявола и эксплуатации. Если вы действительно хотите смотреть на вещи глазами Иисуса Христа — который, по-моему, был первым социалистом, — только социализм может действительно создать достойное общество» (Уго Чавес)

«Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его, но Иисус опять говорит им в ответ: Дети! Как трудно надеющимся на богатство войти в царствие Божие!» (Мф.19:16-21; Мк.10:23-24)

«Горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо взалчете» (Лк.6:24-25)

«Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф.19:23)

«Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело» (Иак.5:1—3)

«А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия?» (1Ин.3:17)

«А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1Тим.6:9—10)

«Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения» (1 Тим.6:17)

«Лучше малое достояние у праведника, чем великое богатство грешников» (Пс.36:16)

«Подлинно, все суета — всякий человек живущий... напрасно только мятется он, собирает сокровище, а не знает, для кого собирает его» (Пс.38:6—7)

«Не бойся, когда разбогатеет человек, или когда увеличится слава дома его: ибо при смерти он ничего не возьмет и не сойдет с ним слава его» (Пс.48:17—18)

«Если богатство притекает, не прилагайте к нему сердца» (Пс.61:11)

«Смутились все неразумные сердцем, уснули сном своим, и все:богатые мужи ничего не нашли в руках своих» (Пс.75:6)

«Вместе безумный и неразумный погибнут, и оставят чужим богатство свое» (Пс. 48:11)

«Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь» (Иак. 2:5-7)

«Все же верующие были вместе и имели всё общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян.2:44—45)

"Для того, чтобы войти в царство небесное, надо всем сердцем непрестанно стремиться к вечной правде Божией, надо быть служителем добра. А может ли стремиться к небу тот, кто привязан своим богатством к земле, тот, кто служит не духу, но плоти, живя для своего наслаждения и спокойствия? Когда все желания направлены к услаждению плоти, к удовольствиям, тогда нет места высшим духовным исканиям истины и добра, ибо богатство почти всегда приобретается неправдой. На огромных капиталах американских миллиардеров, накопленных во время войны, на этом неправедном богатстве, лежит печать диавола, ибо они ненасытны, и чем больше получают прибыли, тем более жаждут приобрести. Они жаждут получить власть над всем миром — экономическую и неразрывно связанную с ней политическую. Они затевают новые войны против тех, кто не желает находиться под их властью. Где же тут, скажите, милосердие, любовь, жалость и сострадание? А если сердце богатых полно тем, что противно любви, значит, нет им места в Царстве Божием."
Источник:

И конец, всем, кто добывает богатство неправедное - вечное мучение:

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь -- злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. 30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. (Лук.16:19-31)

Святой Златоуст о богатстве:

Не тот убог, кто не имеет ничего, но кто много желает; не тот богат, кто много имеет, но кто никакой вещи не требует (Беседа 2 на 1 Послание к Тимофею).

Богатый себя многим попечениям подвергает, бесчисленными цепями, как некий пес, к деньгам своим привязан бывает (Беседа 2 на 1 Послание к Тимофею).

Богатство делает (людей) безумными (Беседа 10 на Послание к филиппийцам, гл. 3).

Нищета не препятствует к получению царствия, также и богатство не помогает избежать геенны (Беседа 2 на Послание к филиппийцам).

Если будем прилежно рассуждать о богатстве вечной жизни, то сможем презреть и земное (Беседа 18 на 1 Послание к Тимофею).

Богатство и суетная слава дьяволу подают повод для искушений и часто его восставляют, чтобы одержать победу (Беседа 22 на Послание к ефесянам).

Богатый — это некий надзиратель над деньгами, которые он нищим раздавать должен (Слово 2 о Лазаре).

Богатство тогда нашим становится, когда мы его нищим раздаем (Слово 2 о Лазаре).

Нет иной вещи, так препятствующей к восхождению на небо, как богатство (Слово, сказанное, когда в пресвитера произведен).

Богатство жажду богатства творит (Слово 2 против хулящих житие монашеское).

Сон более сладок для убогих, чем для богатых (Слово 2 против хулящих житие монашеское).

Богатые, живущие в роскоши, беднее нищих (Слово 2 против хулящих житие монашеское).

Только то богатство свободно от всякого осуждения и опасности, которое через руки нищих пересылается на небо (Беседа 42 на Книгу Бытия, гл. 18).

Не тот богат, кто много имеет, но кто много дает (Беседа 2 к народу антиохийскому).

Если хочешь обогатиться, имей Бога другом себе, и будешь богатейшим из всех (Беседа 2 к народу антиохийскому).

Не богатые, но служащие богатству осуждаются (Беседа 21 на евангелиста Матфея, гл. 6).

Кто служит богатству, тот и здесь и в будущей жизни связан будет путами железными (Беседа 12 на евангелиста Матфея, гл. 3).

В доме сокровище небезопасно иметь, в руках же нищих — безопасно (Беседа 49 на евангелиста Иоанна, гл. 12).

Мы тогда более богатством изобилуем, когда его презираем и только от Бога ищем богатства (Беседа 3 на евангелиста Иоанна).

«В то время как в некоторых странах привилегированные олигархии наслаждаются плодами утонченной цивилизации, остальная часть населения в бедности и разрозненности лишена почти всякой возможности личной инициативы и доступа к соответствующей работе и прозябает в условиях жизни и труда, недостойных человеческой личности» (Из энциклики папы Павла VI «Populorum progressio» (Развитие народов), опубликованной 23 марта 1967 г.)

Институт частной собственности «должен вести к более справедливому и равному распределению благ… и если принцип общего блага потребует того, не нужно колебаться производить экспроприацию, но делать это правильно» (Папа Иоанн Павел II, речь при открытии конференции CELAM в Пуэбле в 1979 г)

«Смирение неоспоримо в качестве основного аспекта христианства, но это уж точно не покорность беззаконию и лояльность власти. Иисус не был таким, ребята. Иисус был революционером, что бы потом из Его образа не сотворили "правильные" верующие. Он возмущался беззаконию власти и бунтовал. И власть Его за это убила. Иисус собирал толпы людей вокруг себя. И власть Его за это убила. Иисус "участвовал в массовых беспорядках" (торговцы в церкви - те же чиновники, защищающие свой бизнес сейчас). И власть Его за убила. Иисус говорил вслух о преступлениях властьимущих. И власть Его за это убила. ...но никогда я не поверю в то, что христианство ограничивается смиренной молитвой в церкви во времена беззакония за ее пределами»
Источник: http://ja-vesnyanka.livejournal.com/138717.html

ИСТИННОЕ христианство НЕ ЗА богатых мира сего, а ПРОТИВ! Если же оно ЗА БОГАТЫХ - оно не истинное, так как противоречит духу учения Иисуса Христа.

Истинное Христианство ВСЕГДА идет рука об руку с заботой о бедных. Более того - за освобождении бедных от гнета нищеты и эксплуатации. Оно за освобождение бедных от проклятия социальной несправедливости и угнетения человеком человека.

Некоторые принципы и цели теологии освобождения:

Христианское спасение недостижимо без экономического, политического, социального и идеологического освобождения как значимого признака человеческого достоинства.

Уничтожение эксплуатации, произвола и несправедливости этого мира.
Гарантировать всем доступное образование и здравоохранение.
Освобождение народа как осознание им социально-экономической действительности во всем мире.

Реальное положение жизни большинства людей противоречит божественному промыслу, а бедность является общественным грехом.
Существуют не только грешники, но и жертвы греха, нуждающиеся в справедливости и защите.

Все мы грешники, но нужно четко различать жертву и палача.
Бедные всегда должны осознавать, что они вовлечены в процесс классовой борьбы.
Переход к демократической системе углубит осознание массами того, кто является их истинными врагами на пути преобразования существующей системы.
Создание «нового человека» как обязательное условие закреплений результатов изменений в обществе.

Солидарная и творческая личность в противопоставление капиталистическому спекулятивному менталитету и духу наживы. Свободное принятие евангельской доктрины: сначала обеспечить человеку достойные условия жизни, и лишь потом приобщать его к вере, если он того желает.


Как крайняя нищета так и богатство неправедное - два крайних полюса, которые уводят человека от гармонии с миром, людьми и Богом. Потому - они преступление против человека!

«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Прит.30:7-9).

«Берегитесь любостяжания», — предупреждал Иисус. «Любостяжание есть идолослужение», — добавил Павел. С другой стороны, довольство — это секрет внутреннего покоя. Оно помогает не забывать абсолютную истину: Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем вынести из него». Жизнь, фактически, — это странствие между двумя моментами наготы: рождением и похоронами. Так что стоит путешествовать налегке и жить в простоте.
Источник:

Папа Франциск, родом из Латинской Америки, поддерживает "теологию освобождения" (по крайней мере - не официально) и обрушивается с критикой на «дикий капитализм», который он назвал «новой тиранией», и задается вопросом, почему в мире так мало радости, зато много «нервозности и эгоцентризма».

«Теория просачивания благ сверху вниз, которая предполагает, что экономический рост, поощряемый свободным рынком, неминуемо приведет к большей справедливости и открытости в мире, — рассуждает папа о распространенной либеральной теории, — это мнение опирается на наивную и грубую веру в добропорядочность тех, кто обладает экономической властью и обожествляет сложившуюся экономическую систему».

«Культура потребления убивает нас, — считает понтифик, — мы становимся неспособны испытывать чувство сострадания бедным».

«Как это может быть, что когда пожилой бездомный умирает, то это не становится новостью, но становится новостью падение фондового рынка на два пункта?» — возмущается Франциск.

Папа римский призывает мировых лидеров гарантировать людям «достойную работу, образование и здравоохранение» и прямо осуждает «идолопоклонство деньгам». «Подобно тому, как заповедь „Не убий“ устанавливает ценность человеческой жизни, сегодня мы должны сказать „Не делай так“ экономике отчуждения и неравенства. Эта экономика убивает», — объясняет понтифик.

Далее, я публикую подборку цитат из легендарной книги перуанского теолога Густаво Гутьерреса «Теология освобождения. Перспективы», изданной в 1964 году. Именно в ней были заложены теоретические основы нового движения. Книга не была переведена на русский язык. Материал эксклюзивный.

О преобразовании мира.

«Теология освобождения не ограничивается размышлениями об окружающем мире, а стремится стать моментом процесса, способствующего его преобразованию»
G. Cutierres Teologia de liberacion. Salamanca, 1985, pp. 40-41.

Не правда ли, этот тезис созвучен знаменитому одиннадцатому тезису К. Маркса о Фейербахе «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

О капитализме

«Главным признаком современного общества является разделение человечества на угнетателей и угнетенных; на собственников стредств производства и тех, кого лишают продуктов их труда; на антагонистические общественные классы»
G. Cutierres Teologia de liberacion. Salamanca, 1985, pp. 352-253.

О грехе

Любая попытка уклониться от борьбы… за более справедливый и гуманный мир – самая большая измена богу.
G. Cutierres Teologia de liberacion. Salamanca, 1985, pp. 352.

«Грех заключается в общественной структуре угнетения, в эксплуатации человека человеком, в господстве и рабстве целых народов, рас и социальных классов. Таким образом, грех предстает перед нами в виде тотального отчуждения, вызванного несправедливостью и эксплуатацией… Грех требует радикального освобождения , а это неизбежно требует освобождение политическое»
G. Cutierres Teologia de liberacion. Salamanca, 1985, pp. 237.

О новом понимании любви

«Любить всех людей отнюдь не означает, что нужно избегать конфронтации или поддерживать между ними фиктивную гармонию. О всеобщей любви можно говорить лишь тогда, когда солидарность с угнетенными предполагает освобождение также и угнетателей от их собственной власти, амбиций и эгоизма… Любовь к угнетателям выражается в том, что их освобождают от их собственного бесчеловечного назначения, освобождают от самих себя. А это можно сделать, лишь решительно выступая за угнетенных, т.е. борясь против класса угнетателей».
G. Cutierres Teologia de liberacion. Salamanca, 1985, pp. 357.

О новом человеке

Теологическое мышление в Латинской Америке рождается из освободительной практики, идущей снизу, связанной с борьбой за превращение «не-человека» (каковыми угнетатели считают угнетенного) в подлинно свободного «нового человека».
G. Cutierres A Theology of liberation, New York, 1973, pp. 69.

«Человек постепенно берет в свои руки бразды сосственной судьбы. Он смотрит вперед в поисках общества, в котором он будет свободен от всякого отчуждения и рабства»
G. Cutierres A Theology of liberation, New York, 1973, pp. 29

О классовой борьбе.

Классовая борьба – непреложный факт, и нейтралитет здесь невозможен… Уничтожить присвоение немногими прибавочной стоимости, создаваемой большинством, а не вдаваться в лирические призывы социальной гармонии. Строить социалистическое, более справедливое, свободное и гуманное общество, а не общество соглашательства и обманчивого, лживого равенства»

Построение справедливого общества сегодня немыслимо без сознательного и активного участия в классовой борьбе, которая сегодня развертывается на наших глазах… Необходимо ясно видеть, что отрицание классовой борьбы равносильно поддержке власть имущих… Когда церковь отвергает классовую борьбу, она объективно выступает как часть господствующей системы.
G. Gutierres Teologia de liberacion. Salamanca, 1985, pp. 355-356.

Об освобождении
«Освобождение невозможно без развития всех измерений человека. Человека, создающего самого себя в собственной жизни и истории. Постепенное завоевание действительной и животворной свободы предполагает непрерывную культурную революцию, появление нового человека и качественно иного общества».

G. Gutierres Teologia de liberacion. Salamanca, 1985, pp. 68.

«Слово «освобождение» учитывает подход, ведущий к библейским источникам, которые воодушевляли деятельность человека в истории. В Библии Христос освобождает человека от греха – корня всей недружественности, несправедливости и угнетения. Христос делает человека подлинно свободным. Это свидетельствует о том, что он делает человека способным жить в единении с ним, и это является основой для братства всего человечества».
G. Gutierres A Theology of liberation, New York, 1973, pp. 37


Цитата из Че Гевары (Гутьеррес приводит ее в своей книге)

«… строительство социализма и коммунизма осуществляется не просто для того, чтобы иметь совершенные заводы, а во имя «интегрального» нового человека, нравственно формирующегося в процессе материального производства»
G. Gutierres Teologia de liberacion. Salamanca, 1985, pp. 317.

О марксизме

Рассматривая историю как постепенное освобождение и «спасение» человека путем максимального раскрытия всех его «этических измерений», Гуттьеррес пишет:

«Было бы ошибкой полагать, что подобный взгляд, связанный с человеческими ценностями, свойственен исключительно авторам христианского толка. Горизонты марксизма также позволяют видеть совпадение точек зрения»
G. Gutierres Teologia de liberacion. Salamanca, 1985, pp. 49.

О миссии церкви

Миссия новой церкви – политизация масс путем евангелизации.
G. Gutierres Teologia de liberacion. Salamanca, 1985, pp. 348.

О цели истории
«Ликвидация нищеты и эксплуатации – есть знамение пришествия Царства».
G. Gutierres A Theology of liberation, New York, 1973, pp. 167

Так же, рекомендую интересную познавательную статью о "Теологии освобождения" http://gazeta.eot.su/article/teologiya-osvobozhdeniya

Как итог:

«Христианские Церкви призваны отстаивать требования справедливости, уважения к традициям народов и действенной солидарности со всеми страждущими».
(Из совместной декларации папы Римского Франциска и Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла)

«Современное поколение пытается нащупать новые возможности богословия освобождения, в частности, в проблеме мигрантов, как наиболее ущемленной группе. Как бы то ни было, за несколько десятилетий эта теология продемонстрировала свою действенность в разных контекстах в решении различных социальных и политических проблем. Богословие освобождения называют новой реформацией и на него возлагают надежды по обновлению церкви.

Богословие освобождение это новая реформация, новое открытие Библии, принцип постоянной реформации».
(Gayane Khachatryan)

Пусть Господь благословит всех нас внять Его воле по данному вопросу и поступать достойно того, к чему мы призваны в этом мире.
Аминь.

(Алекс Голдвин)