Из славян в греки. Часть 4

Михаил Козин
    Находясь в городе постоянно слышишь русскую речь. Такое ощущение,что находишься где- нибудь в Херсоне,потому что речь с украинским акцентом или южно русским. Да людей с Украины полно. Как- то сидим мы в баре у Савелия. Как обычно пиво,шахматы,биллиард. Предпочитаю шахматы. Играем я и Савелий. На пиво. Уже пятый раз подряд он мне проигрывает,но никак не может успокоится. Что говорить,южная кровь.
     Подошла женщина лет пятидесяти, сняла с плеча футляр с аккордеоном, села за соседний столик,заказала пиво. Евангел принёс кружку пенного и тарелочку жареного арахиса. Мы сидим,играем,женщина смотрит на нас и тоже пьёт пиво.
   - А вы,извините,русский? - обратилась она вдруг ко мне.
   - Да вот,как- то так,- улыбнулся я,делая ход.
   - А откуда?
Я объяснил какими путями попал в Грецию. Поинтересовался,чисто из вежливости,а что она тут делает?
    - Из Полтавской области я.  Хожу по паромам , играю наши песни,тем и зарабатываю.
    - Много дают?
 Она улыбнулась. ( Кокетничает. Женщина в любом возрасте - женщина,если она на самом деле женщина)
   - На пиво хватает. Приехала,как дура к дочери,а они с мужем в Италию умотали .   Хотела назад,а что там делать? Осталась тут. Когда- то музыкальную школу окончила. Вот и пригодилось. Мне много не надо,постоянно среди людей,весело,дают деньги,хлопают. Просят что- нибудь сыграть греческое. Выучила немного и  если попросят,только греческое теперь играю.
  - Вот видишь! Где бы ещё сиртаки выучила,а приехала сюда и нате вам,- засмеялся Савелий.
   - А сейчас,сыграете что- нибудь? Так для души.
  - Да легко.
  Она достала из футляра  инструмент,накинул на плечи ремни и поразмяв немного пальцы заиграла... " цвитет терен...". Будь это в России никто и внимания не обратил. Но тут  в Греции,за столиком, под акацией,летним тёплым вечером разносилась  задушевная украинская песня. Голос  уличной певицы был может низким ,с лёгкой хрипотцой,но он так красиво вписывался в вечерний город,что многие проходящие мимо останавливались и слушали.Инструментом она владела прилично. Что вкладывала она в песню? Тоску по родной Полтавщине?Что- то другое,незнакомое ни нам,слушающим и понимающим слова ни проходящим мимо людям,которые конечно не понимали ,но чувствовали тоску певицы,её грусть по дому,земле,родине.
      Мы скинулись по мелочи, но она отказалась:
   - Возьмите вина,пусть пьют кто хочет.
  - Вот ведь,что получается,уже вроде бы эта земля стала родной и стал забывать Россию,Крым,где жил,а  спела и тоска какая- то.Вспомнилось  житье тамошнее. Молодость моя там.-  Сказал Савелий,когда женщина ушла. Мы даже не познакомились. Пришла,посидела,сыграла и ушла.
Савелий опять проиграл и принёс проигрыш,кружку пива.
  - Ничего Савелий,я тебе подарю самоучитель по игре в шахматы.Глядишь к концу ремонта выиграешь.
  - А знаешь,я играю не для того,чтобы выиграть,а чтобы составить некое впечатление на других,чтобы знали,что здесь не забегаловка,а культурное учреждение.
Я рассмеялся:
  - Так ты мне приплачивай!
 -  А пиво?
После такого довода,вопрос был снят.
Здесь русскоговорящих много. Устроились,кто как мог. Конечно проститутки или украинки или румынки. Других по просту нет. Нянечки,горничные,официантки. Много таксистов "русских" греков. По воскресеньям многие из них собираются в Афинах,около одного из театров,рядом с кафедральным собором в сквере. Обмениваются новостями,спрашивают о вакансиях,просто болтают на родном языке. Это для них как бы отдушина. Вроде бы нырнула глубоко- глубоко и потом всплываешь,всплываешь и вот он воздух. Вдохнул,отдышался и опять нырок на неделю.
  Для интереса ,а может от нечего делать, мы  тоже побывали там. Походили,потолкались,поговорили. Подумалось,авось встречу кого-нибудь,кто жил на Волге или рядом. Но нет. Все в основном выходцы с Украины. Ребятишки наши подсуетились,познакомились. Пообещали побывать в гостях.
Кроме пивной Савелия было на судне ещё одно развлечение,это баня. Вот как хотите,но на этом танкере была баня,сделанная своими руками,обшитая деревом. С хорошим ,пусть мизерным,но бассейном. Да и дерево,не какая- то там сосна,а самшит! Коронное дерево. Правда в Африке его полно и для них самшит не круче,чем для нас береза. Все бы хорошо,но какая баня без венчика? Чать не финны с ихней сауной. А вот веничек ой как бы пригодился для нашей бани. Но берез я тут что- то не видел.
    Недалеко от проходной порта,- если можно обозначить как- то будку со шлагбаумом и рядом двух в фуражках с кокардами. Что они там делают,не знаю. Шлагбаум постоянно поднят. Все ходят туда- сюда. Машины шныряют,а они сидят в будке,чаи гоняют. Так вот там,неподалёку росли несколько эвкалиптов.
         В голову пришло непутевое, - а не ободрать ли нам один эвкалипт на веники? Конечно это вам не березовый веничек с крапивными вставками,и даже не дубовый, где мелькает можжевеловая  ветка,ну да и эвкалипт не так плох. Задумано - сделано.Нагнули весточку с руку толщиной. Обломалась она. Взяли её болезную и понесли на судно. Из будки высунулся один с кокардой,глянул и опять в будку.
  Как хорошо за тысячу верст от дома попариться в баньке. Что ни говори -  первейшее дело! Запареный веничек издавал ментоловый аромат. Самшитовая обшивка тоже благоухала. Сидеть или лежать на этом дереве в бане нельзя. Твердое подобно камню оно нагревается не хуже того же камня. Приходится стелить намоченое полотенце и уже потом ложиться на него. Вот чем хороши наши бани. Там каждое дерево в кон. Можно срубить баньку из сосны,но лучше из осины,а внутри обшить липой,лавки тоже липовые или опять из осины. Что липа,что осина дерево пористое,конечно нагревается,но не так. От осины запах кисловатый, кому - то нравится,а лучше липа. Дух уж очень лёгкий.
   А здесь попарившись ( я парился один,никто почему- то не захотел) , окунулся в бассейн. Потом долго сидел,отдыхал,потягивая  баночное пивко. Эх,хоть небольшое,но сибаритство!
Вот такими ,изредка ,мелкими удовольствиями скрашивается тягомотная жизнь на ремонте.
    Утром, после завтрака капитан сказал,чтобы я сходил на рынок и купил побольше зелени для стола. День субботний. Муниципалитет района выделяет кусок улицы. Приезжают местные фермеры и прямо на улице выкладывают свой товар. Торговля идет бойко,благо цены на порядок ниже,чем в магазинах. Торгуют  до часу дня. Потом каждый прибирает своё место,грузится на машины,машинешки ,всякий другой транспорт и разьезжаются. Все. Базар кончился. Опять идут пешеходы,двигаются авто,как будто здесь ничего и не было. А вдоль тротуара растут лимоны и апельсины,кое где бордюры из лаврушки. Грешным делом подкралось,а не нарезать ли венчиков ещё и из этого? Но как- то не решился. Думаю местные не поймут.Набрал зелени всякой,торговался отчаянно. Греки любят такое. Свой товар расхваливают,как будто это не лук-батун,а минимум кусок говядины. Лимоны дешевле некуда. Крупные,ещё им не сезон,но может старые запасы? Хотя выглядят свежо. Взял с десяток,больше не стал,нагружусь,потом нести трудно. Взял ещё полторашку вина белого. Так,пригодиться!
    Капитан решил в день субботний ещё и на кладбище сходить. На русское кладбище. Дело интересное. Пошли вместе. Он прихватил с собой фотоаппарат,хотя примета плохая,фоткать в таких местах.
   Как всегда у ворот ( такое,наверно везде) торгуют цветами. Ворота,крест над ними православный. Невдалеке церковь. Могилы аккуратные,отдельные мрамором,кде-то виден кафель. Дорожки,то асфальт,а то и плитка . Впечатление хорошее.
   - Пойдём,в тот конец,где русские лежат,- предложил капитан.
Пока шли вдоль могил где похоронены греки,показалось,что похоронен один и тот же человек,только под разными именами и датами. Почти на каждой могиле бюст с усатым дядькой. Куда ни глянь,везде усы,такие чапаевские. Даты жизни самые разные,а лица поразительно схожи.
Через небольшие ворота прошли на ту сторону кладбища,где лежат наши русские казаки: донские,кубанские,терские. Сколько их здесь? Много. Есаулы,хорунжие,старшины и атаманы,то того полка,то этого. И не совсем старые умирали здесь,на чужой земле. Успокаивало их,наверное,одно,что лежат в православной земле. Прошли мимо могилы  генерала . Кое где могилы запущены. Русскому кладбищу  уже больше полторы сотни лет. До революции здесь находилась русская военно- морская база. Стояли наши корабли и естественно,кто- то умирал,кто- то погибал и не везти же их в Россию. Купили участок земли,поставили церковку,сделали кладбище. Читаем на плитах : мичман,матрос,капитан- лейтенант и много ,много таких могил. Есть и женские имена. В то время за погостом ухаживали очень ревностно.Дочь императора Николая 1 Ольга была замужем за греческим принцем и она давала деньги не только на облагораживание могил,но и на похороны,отпевание,давались пусть небольшие пенсионные деньги родственникам умерших лично от королевы эллинов Ольги,так её звали здесь.
       Во времена чёрных полковников, иностранные кладбища по какому- то распоряжению должны были быть снесены,но многие страны  возмутились,кроме СССР. И поэтому значительная часть русского кладбища была снесена. Вот часовня обложенная могильными плитами с тех,снесённых могил. Говорят,что собирал их какой- то греческий священник и потом облицовывал стены. Может это и так. Все же многие могилы запущены,хотя вся территория считается мемориалом. Только оставшиеся здесь в Греции внуки или правнуки,ходят сюда и видно по некоторым прибранным могилам,ходят часто. Капитан щелкал фотоаппаратом,просил щелкнуть себя,потом фоткал меня. Попросил проходящего мимо человека зафиксировать нас на фоне часовни. Одним словом нафоткал целую плёнку. Ощущение от посещения этого мемориала несколько двоякое. Вроде наши здесь лежат,не только эмигранты,но и люди 19-го века. Вроде все чинно,сравнительно чисто,но сравнительно с чем? Если с куском английского кладбища ,- а здесь есть и такое,- все в порядке,чисто и благородно,то наше кладбище,где- то хорошо,а где- то очень и очень печально: бурьян,мусор,который втихаря приносят сюда,ведь нет явного хозяина,какое- то запустение и потерянность. Сходить сюда конечно надо,но только один раз. Печаль несуразная накатывает,мысли всякие. А плёнку,которую нафоткал мастер,он засветил. Случайно. Вот и не верь в приметы.
       
      



      
  -