Путешествие по святым местам Бари, Корфу ч. 3

Филин Дмитрий
Палеокастрица…


- Я Вас сегодня потерял… Вы утром уехали,… я ждал Вас к завтраку, а Вы не пришли,- встретил нас на входе в отель немного расстроенный Спирос.
- Мы ездили к святителю Спиридону, были на Литургии!
- Молодцы! Это очень хорошо побывать наЛитургии у Агиос Спиридона!
- А завтра утром хотим поехать в Палеокастрицу. Вы не знаете расписания автобусов?
- Автобус? А зачем Вам автобус, у Вас же есть квадроцикл?
- А Мы доберемся?
- Конечно! Это не далеко, километров около тридцати. Я нарисую Вам, как проехать более коротким путем по дороге с маленьким трафиком.
- Спасибо!

Тридцать километров на квадроцикле!
Честно говоря, я уже малодушно полагал, что подвиг сей нам не совершить, т.к. с непривычки кататься на нашем вездеходе было тяжеловато и немного страшно, когда на узкой дороге сзади пристраивался автобус и ждал момента для обгона.
Но раз грек сказал, что сможем и обещал показать сусанинские тропы, то отступать уже поздно.
Утром мы, помолившись и искупавшись в освежающих водах нашего пустынного пляжа, спустились к завтраку.

- Даброе утро!
- Хелло! Чай, кофе?
- Кофе, пожалуйста…

Завтрак, если честно, был скромным: йогурт, несколько горячих тостов, на которые было вкусно намазывать варение, предложенное Спиросом, апельсиновый сок, абрикосы и кофе. Растворимый.
Пост уже начался, но мы в дороге и йогурт был съеден. Прости, Господи, немощи наши и помилуй ны!
Впрочем, скромный, но вкусный. А уж учитывая обходительность и заботу хозяина отеля- вполне приличный завтрак.
Хозяин тем временем, надев очки, что-то усердно рисовал на листке бумаги и немного сопел от напряжения.

- Это он тебе карту рисует! – догадалась жена.

И правда, Спирос оторвался от бумаги, удовлетворенно прикинул что-то и попросил меня подойти.

- Вот, карта. Едете по дороге, как на Керкиру, километров через пять ,после того как проедите указатель туда-то и туда-то будет большой фруктовый магазин- перед ним сворачиваете налево…
.
И далее в том же духе. Пока листок с картой лежал на столе для пула, и рядом стоял автор шедевра, мне все было понятно. Меньше я стал понимать, когда мы спустились и уселись на наш тарантас. А уж когда мы поехали по дороге и миновали некий указатель, то понимание маршрута улетучилось как дым:

- Про какой магазин он говорил? – спрашивал я жену, которая была штурманом.
- Про фруктовый, кажется…
- Но тут одна лавка следует за другой и все не мелкие!
- Он сказал ,что поймем…

Но мы не поняли и свернули не совсем туда, о чем догадались минут через пять,когда дорого стала уж совсем деревенской и пустынной. Возвращаемся.

Почти вернувшись, мы решили обратиться к греку, копошившемуся на своем участке:

- Добрый день! Вы не могли бы нам помочь? Нам надо в Палеокастрицу. Нам нарисовали короткую дорогу вот отсюда, но нам кажется, мы не туда свернули…

Грек взглянул на карту. На наше удивление он все понял и сразу:

- Да, это не та дорога, вам надо было повернуть тут.
И указал на соседнюю дорогу.
- Точно?
- Да.
-Евхаристо! ( Спасибо)
- Паракало! Счастливого пути!

Действительно, повернув на соседнюю улицу, мы стали понимать, что нам нарисовал Спирос, и вот уже минут через несколько мы выехали на трассу с указателем: «Палеокастрица 20 км.».
По трассе, на которой действительно было не очень оживленно, ехать оказалось не сложно. Да и наш минитрактор, оказывается, может ехать и 50 и даже более (если под горку) км/ч, так что иногда даже приходилось подтормаживать.
И вот мы уже в Палеокастрице в поисках монастыря. Слово «монастырь» ,произносимое по -русски, оказалось понятно всем без исключения людям, у которых мы спрашивали дорогу: и у греков, и у группы голландских туристов, ожидавших автобуса и у немцев, собравшихся на обочине дороги и, видимо, собирающихся уезжать.


Монастырь…


Мужской монастырь Палеокастрицы оказался расположен на вершине горы, с которой открывались такие завораживающие виды на море и на соседние горы, что уходить никуда не хотелось. Ухоженный, весь в цветах, опоясанный виноградом монастырь был чудесен. Единственную дисгармонию вносили многочисленные туристы, одетые явно не для посещения монастыря, в основном немцы. Русских, как и в храме Агиос Спиридон было видно еще до того, Как они начинали говорить - одеты приличнее, на дамах - платочки.


Полюбовавшись ухоженным монастырским двором, поставив свечи и приложившись к иконам, мы зашли в церковную лавку. Выбор икон меньше ,чем в Керкире, а цены на них выше. Но одну мы все-таки купили- святой мученицы Ирины (покровительница небесная моей любимой), обнаруженную под завалами остальных икон. В монастыре есть еще нечто на подобии музея, где показана ручная технология приготовления оливкового масла. Тут же его можно и купить. Но для нас это было дороговато, а посему, сфотографировав по дороге почти всех монастырских котов и кошек, мы пошли смотреть кладбище и хозяйство.


Бедные монахи! Как же нелегко спасаться им при таком наплыве посетителей!
Впрочем, монастырь открыт только в первой половине дня, а , значит, после обеда в нем тихо и чинно, а ,значит, и у монахов наступит время для спокойного делания. Хотя - какое делание может быть спокойным, когда лукавого от этого тошнит. Наверняка строит козни и всяческие искушения и монахам и нам, мирянам. Спаси, Господи!


По выходе из монастыря звоним нашим друзьям, которые чудесным образом, не согласовывая с нами, также в это же время оказались на Корфу и поселились рядом с Палеокастрицей. Еще десять минут и мы уже вместе идем обедать в «их» ресторанчик (который хоть и не плох, но, если честно, понравился нам меньше, чем «наша» таверна в Бенитосе), а потом купаться на «их» пляж (который, не смотря на виды, тоже нравится нам меньше, чем наш тихий и одинокий уголок, огороженный большими камнями ).
Договариваемся назавтра совместный поход к мощам святителя Спиридона и на ответный визит к нам, в отель « Карина».
По дороге, возвращаясь к машинам, видим, привязанного в тени оливковых деревьев ослика…


Ослик…



"И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу.
Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.
Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?
Они отвечали: он надобен Господу.
И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.

И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.
А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!"
(Лк. 19: 29-38).

А осленок, наверное, шел и удивлялся. И радовался. И недоумевал: «Что сие означает? Почему меня так встречают люди? Не уж – то я и вправду настолько велик и славен, как о том говорят? » И невдомек было молодому осленку, что не его приветствовали жители Иерусалима, а сидящего на нем Спасителя.
Нам тоже всем не мешало бы на половину уподобиться тому осленку. Покорно и благоговейно идти по жизни, под руководством Господа, не противясь Его Святой Воле, но в тоже время, получая хвалу, земные почести или славу, никогда не забывать, что слава эта, хвала и почести- не нам и не по нашим заслугам, а Господу одному и благодаря Ему только.
Помнить об этом всегда- и не вознесешься. И не возгордишься своими мнимыми достижениями. Ибо чем хвалиться, если своего нет ничегошеньки, кроме греха одного и его скверных последствий? Грехом своим гордиться?
Господи! Дай мне разум понимать, что я только осленок неразумный, на котором Ты, по Милости Своей восседаешь и ведешь, как слепого по жизни. И если не сильно упираться и не проявлять своеволье и ретивость, то под твоим заботливым руководством минуем все сети вражьи и западни. Руководи моею волею, Господи!
И тогда, отдав Господу бразды правления, не взбрыкивая сильно и не упираясь донельзя, возможно нас будет дойти до Небесного Иерусалима, а не до Иерихона, куда мы неизбежно прибудем, если оставим Господа и подчинимся своим желаниям.
Завтра мы в последний раз в эту поездку побываем у святителя Спиридона и , если он допустит, еще раз приложимся к его святым мощам. А сегодня день катится к закату, силы уже на исходе и нам пора в нашу, ставшую уже любимой таверну со свежей рыбой и очень вкусным молодым домашним розовым вином.


Таверна…

Громыхающая четырехколесная повозка привычно остановилась у таверны, в которой мы уже привыкли ужинать по окончании всех дневных приключений:

- Хелло!- хозяин таверны уже привычно махнул рукой нам навстречу.
- Добрый вечер!
- Как сегодня прошел день?
- Мы были в Палеокастрице, в монастыре… а потом купались там. Красиво, но тут нам нравится больше, тут уютнее.
- Да, Палеокастрица- это красиво. Но много народу, очень много народу…

В очередной раз заказали розовое домашнее вино, и свежую рыбку.


Спирос не обманул, сказав, что в этой таверне всегда свежая рыба. Когда мы утром проезжали мимо с рукописной картой, то заметили, как у берега рыбак сгружает утренний улов на берег. Возможно, это как раз и был тот самый рыбак, что снабжает и эту таверну, и остальные таверны, таверночки и кафешки этой рыбацкой деревушки.
Как это просто, на самом деле и удивительно когда-то было устроено у людей, которые жили, стремясь к единению с Богом! Одни сажают и возделывают цитрусовые, собирают урожай и снабжают свежими фруктами и соками своих соседей- рыбаков, хозяев гостиниц и таверн, батюшек, владельцев небольших магазинчиков…
Другие рано утром выходят в море за добычей, а возвращаясь, также, как и первые делятся ей с остальными.
Равно поступают и те, кто выращивает оливы и капусту, кто продает и починяет тракторы и плуги, кто стирает белье… шьет, строит…
В годы, когда солнце проявляет немилость к земле, всегда заступает на помощь святитель Спиридон и посылает дожди. А когда урожай богатый, то можно и увеличить запасы на год неблагоприятный…
Но сейчас в Греции кризис. Зарплаты и доходы сокращаются, а долги все растут и растут.
Как такое могло произойти, глядя на роскошный климат этого региона и добрых греков, желающих работать ( и работающих) не понятно. Впрочем, рядовые греки (а с иными нам пообщаться не пришлось) не унывают: «Мы молимся агиос Спиридону!»
Греки опасаются немцев. Германия крупнейший кредитов Греции, а Меркель обмолвилась, Что не прочь была бы взять в аренду на 12 лет остров Корфу. Кого-кого, а немцев, с их «временной оккупацией» греки на острове видеть не хотят, а поэтому видно, что к немецким туристам они относятся с опаской и прыгают вокруг них.
Вокруг нас они не прыгают, Слава Богу! Русских они, по-видимому, просто любят.

- Ортодокси?- еще в первый наш приход в таверну грек заметил, что мы молились перед едой.
- Да, мы православные!
- Это очень хорошо!

Мы знаем.
Теперь мы рассказываем о том, что завтра у нас последний день и мы в последний раз попросим святителя Спиридона допустить нас до его святых мощей.

- А Вы знаете, меня святитель Спиридон однажды спас от смерти!
- ?
- Я тогда работал в другом месте, в отеле. Раз я убирал бассейн, и что-то произошло с инструментом. Ноги у меня были в воде, и меня стало бить током. Я закричал, прибежала жена и тоже стала кричать. Я ничего не мог сделать и уже понимал, что счет идет не на минуты, а какие-то мгновения мне остались.… И тут я взмолился: «Агиос Спиридон, помоги! » Вы не поверите, но как раз в это мгновение жена перестала кричать и побежала в дом. Потом я увидел солнце, и все пропало,… а потом я очнулся живой. Оказалось, Что жене вдруг в голову пришла мысль побежать к щитку, и выключить электричество. Спасибо, агиос Спиридон!

Хозяин таверны даже прослезился,…перекрестился...

- Вот, теперь я живой… только на руке след остался.

Почему не поверим? Очень даже поверим - разве мог святитель не помочь?
Мы тоже расчувствовались,… но кошка местная не разделяла наших чувств. А, может, она будет славить Господа чуть позже. А сейчас она ждет очередную ставридью голову, которую я скармливаю ей. Ставридки небольшие, размером с крупную шпротину, приготовленные на гриле. Утром они плавали в море, а потом попались в сети рыбаку. А теперь лежат на тарелке, а за низким заборчиком призывно таращит глаза промышляющая у таверны кошка. Как все мудро устроено у Господа! Всем свое место и всему свое время.
Дай, Господи, всегда творить Волю Святую Твою!


Последний день на Корфу…


На следующий день мы встречаемся с нашими друзьями в Керкире на площади, где начинается улочка Агиос Спиридон. Проходя мимо иконных лавочек, мы уже здороваемся с продавцами, т.к. успели вчера у всех побывать. Нам еще надо купить немного икон и свечей с собой в Москву- это в другой лавке, если пройти сквозь храм на другую улицу.
Продавца зовут Томас, а его жену Александра. Расплачиваясь, я заметил над кассой во множестве недорогие иконы русских святых: там была и блаженные матрона Московская и Ксения Петербуржская, преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежские, Нил Сорский, святой праведный Иоанн Кронштадский …

- Это Вам дарят русские?
- Да! Вот эту икону подарили два часа назад, а эту вчера в обед,… а эту…девять… нет, десять дней назад привезли.

Около четырех мы вновь возле храма, правда, мощи будут открывать только в пять, а, значит, есть время передать для отца Артемия, которого сегодня нет наши подарки.
Мы проходим в иконную лавочку к Виктории:

- Здравствуйте!
- И Вам на хворать!
- Нам бы отцу Артемию передать…
- Ну, положите в конверт, я передам.

Мы кладем в конверт Икону святых Царственных страстотерпцев, записки и немного денюшки.

- Не боитесь, не пропадет - шутит хохлушка- гречанка, - А хотите - сами передайте.
- Так его же сегодня нет?
- Не должен был быть, а есть. Батюшка, чье дежурство должно было быть, приболел, попросили отца Артемия.
- Спасибо!
- Да на здоровье!

Мы вышли из лавки и столкнулись с отцом Артемием:

- Евлогите!
- Бог Благословит!
- Отец Артемий, разрешите Вам подарить… вот икона, это наша, из России, а вот тут записочки…
- Царь Никола… и семья его… я знаю. Спасибо Вам, я буду молиться!
- Спаси Вас Бог! Скажите, мощи в пять откроете?
- Не уходите,… я сейчас открою…

В очередной раз удивляемся такому отношению.…И такой милости к нам святителя Спиридона. И батюшку повидали, которого так хотели еще раз увидеть, и благословились у него… и святитель нас вновь готов допустить до мощей, да еще вне расписания.. Спасибо тебе, святой Спиридон! Слава Тебе, Господи за Милости Твои к нам, грешным!

В последний раз, уходя, бросаем взгляд на храм, на эту, уже полюбившуюся нам улочку, и уже хочется на следующий год вернуться сюда.
Ходить больше нигде не хочется,… едем в Бенитос- ответный визит.

В Бенитосе в таверне снова кормим кошку, потом купаемся на пустынном пляже и осматриваем отель. Почти как хозяева, т.к. мы единственные постояльцы, а Спирос осмотру не возражал.
Вид на море, хвойные деревья, оплетенные виноградом, апельсиновые, абрикосовые и лимонные деревья, банановая пальма, ящерицы на лестнице и стаи бабочек- все очень нравится нашим друзьям. И даже рассказы о том, что теплая вода идет из крана только через двадцать минут и то после молитв, и то , что вода в ванной комнате проходит вниз не сразу и не вся, а немного застаивается никого не смущает. Всем хочется вернуться сюда. И мы, конечно, будем просить об этом наших небесных друзей и в первую очередь главного человека на острове- святителя Спиридона.


Спирос…


И вот, мы уже одни…
Надо решить несколько небольших, но крайне важных для комфортного отдыха в последний день проблем. Во-первых- чек-аут, как и во всех гостиницах в 12-00, а наш паром в Бари только в 22-30. А во-вторых - трактор подлежит сдачи в городе Бенитос, а паром отходит из порта в Керкире- пешком с чемоданами 13 км не прошагать, надо как-то доехать… а такси тут не видно… видимо автобус. Надо все рассчитать.
Первым делом Спирос и чек-аут. Но эта проблема оказалась не проблемой:

- Когда Вам нужно выехать?
- Ну, часов в девять вечера…
- Ну и пожалуйста!
- А сколько надо доплатить?
- Да нисколько. Живите, кто Вас гонит?

Спасибо, Спирос! А что же делать с автобусом?
И тут в голову приходит немного наглая мысль… ну да оно всегда так - если кто-то к тебе хорошо отнесся, ты уже готов на шею залезть и понукать его… и еще ругаться, как Петр Мамонов говорил:- Что-то у тебя шея потная… ляжки мокнут!

Но у Спироса явно сезон не заладился уже июнь в разгаре, а туристов нет- он сам жаловался…а машина у него есть- зачем платить за такси или подстраиваться под автобус?
Я решаюсь:

- Спирос, можно тбя еще на один вопрос?
- Да, пожалуйста.
- Скажи… нам в порту надо быть в десять…давай, я вместо такси заплачу тебе, а ты нас отвезешь… постояльцев нет ,кроме нас…? ( немая просьба)
- В десять? Хорошо, я отвезу!
- Спаси тебя Бог, Спирос!
- Паракало!

Вот это да… греки и вправду очень добрый народ. По крайней мере, тут, на острове.

- Спирос…
- Да.
- Можно, мы сфотографируемся на память?
- Да-да!

Он бежит от телевизора, где идет футбол, встает рядом и обнимает. Так нас жена и сфотографировала рядом. На память.

***
Продолжение следует...
(начало всего рассказа с фотографиями тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/556.html)