Созидание Глава 1 1960 год Часть 1 моя работа в ни

Дудко 3
 
На фотографии запечатлены возвращавшиеся с прогулки – мой отец, бабуся и друг Бориса – Борис Волков. Сам Борис фотографировал их, поэтому на снимке его - нет. Но самое интересное –  в объектив попал непонятный объект, летящий в небе. Уж очень он похож…

СОЗИДАНИЕ

Глава 1  1960 год

ЧАСТЬ 1     МОЯ   РАБОТА   В  НИХТИ


                И   Я   РАБОТАЛА  С  НИМИ…
               

ВСПОМИНАЕТ  ИРАИДА.

1960–ый год  памятен многими событиями, и  печальными и радостными. Поскольку мы поженились 20-го ноября 1959-го года, шёл первый год нашей совместной  семейной жизни. Первые обиды, первые ссоры и примирения…

Всё это было, но было так давно: мы притирались друг к другу.

Две остановки не доезжая до посёлка, был завод – п/я 6. Он выполнял работу для института (НИХТИ), но был на собственном балансе. В состав завода входила строительная организация, проводившая бетонные и другие строительные работы для завода. В этой строительной организации работали я и мой отец.

1 января предприятие п/я № 6 было введено в состав п/я № 14. В соответствии с этим все работающие на предприятии  п/я 6 -  с 1.01. 60 г. были переведены на п/я  14.

Строительную контору, в которой я работала,  расформировали, передав её функции какому-то другому отделу завода. Меня, как и всех, кто попал под это расформирование (практически – сокращение), вызвали в отдел кадров, и мне предложили должность старшего техника в лаборатории № 10, с окладом 800 рублей.

 Я согласилась, распрощавшись навсегда с профессией строителя. Так случайно мы с Виктором оказались работающими на одном предприятии – п/я 14.

Запись в трудовой книжке:
12. 1960 г.  1.01.                Переведена на ПРЕДПРИЯТИЕ   П/Я   14.
13. 1960 г.  1.01.                Ст. ТЕХНИК лаборатории   №   10               
14. 1960 г.  11.26.                Переведена Ст. ТЕХНИКОМ в ЛАБ.   №   8.

Я работала теперь в п/я 14. П/Я 14 – это Научно-Исследовательский Химико-Технологический Институт  (НИХТИ), занимавшийся разработкой двигателей для ракет различного назначения,  созданием твёрдых топлив (порохов) для  них и  - отработк0й технологий изготовления этих топлив, а также испытанием двигателей  баллистических ракет.

 Располагался институт в посёлке имени Дзержинского. Испытания двигателей проводилось на территории института, находившейся в лесу, сразу же за посёлком. Из-за секретности посёлок считался «закрытой территорией».

Надо пояснить следующее. Испытательный полигон находился в лесу. Эту территорию так и называли – «в лесу». Там было несколько лабораторий и полигон.
 Полигон представлял собой несколько расположенных вдали друг от друга бункеров.

 В бетонированном помещении, глубоко под землей (на случай безопасности во время возможного взрыва) были установлены рельсы. На них крепился двигатель – стеклопластиковая труба, начинённая порохом, и вся обвешанная датчиками. Двигатель прочно крепился к рельсам. При испытании его «включали» - поджигали. И он начинал метаться на своей опоре, пока не догорал порох.

 Если вдруг, он обрывал крепления, то вылетал на площадку перед бункером. Площадка представляла собой дно огромной ямы, вырытой глубоко в земле. Двигатель бешено метался по стенкам ямы, пока не догорал. Бывали случаи, когда он вылетал вверх, и тогда мог упасть где угодно, и не только в лесу. Были случаи, когда обломки долетали до колхозных полей, и падали рядом с работающими на грядках колхозниками, оставляя чёрные следы сажи и гари.

Много лет спустя, когда уже вовсю говорили об НЛО, объявлялись свидетели, видавшие эти неопознанные объекты над лесом, где проводились испытания.
У нас есть фотография, на которой запечатлены возвращавшиеся с прогулки – мой отец, бабуся и друг Бориса – Борис Волков. Сам Борис фотографировал их, поэтому на снимке его - нет. Но самое интересное –  в объектив попал непонятный объект, летящий в небе. Уж очень он похож…
Фотографию привели выше…

    Виктор работал на основной территории предприятия, а «в лесу» работал мой брат – Борис.
Лаборатория № 10, в которую меня перевели, находилась на территории опытного завода и входила в отдел, которым руководил известный учёный – Победоносцев.

До завода  можно было дойти пешком. Но  я, разумеется, выходя из дома, шла направо, на площадь,    и ехала две остановки на автобусе, до проходной завода. Кто бы сомневался? Лень раньше меня родилась…
             
На заводе я работала в отделе Победоносцева, а потом – Путинцева.
Победоносцев – известный учёный, имеющий прямое отношение к созданию «Катюши». Он создал двигатель на твёрдом топливе – основу установки и разработал теорию её функционирования – каппа Победоносцева.

ВИКТОР ДОБАВЛЯЕТ:  - как известно, первые испытания были неудачными: снаряды разлетелись веером и накрыли большую площадь, что очень не понравилось наркому К. С. Ворошилову. Зато это впоследствии  считалось большим достижением.
 
Виктор знал о Победоносцеве ещё во время учёбы в МАИ, а теперь, в НИХТИ  их пути пересеклись ещё раз.  А мне посчастливилось работать в его отделе.
Юрий Александрович Победоносцев перешел на работу в НИХТИ по рекомендации главного конструктора С. П. Королёва. В его задачи входило – дальнейшее развитие ракетной техники.

Генеральный директор НИХТИ - Б. П. Жуков специально для Ю. А. Победоносцева создал  лабораторию по проектированию РДТТ (ракетных двигателей на твёрдом топливе).

И уже через год, в 1959 году, лаборатория провела первое огневое стендовое испытание ракетного двигателя с отсечкой тяги. Для этого – в передней крышке двигателя с помощью детонирующего шнура вскрывались дополнительные отверстия. Результаты были отличные.

Уже в мою бытность в этой лаборатории (в 1960 году) эта работа была признана как – изобретение, одним из авторов которого являлся – Ю. А. Победоносцев.

Я была тогда ещё ничего не знающей и не понимающей девчонкой. Каждый день, встречаясь с такими известными, ведущими учёными -  конструкторами, я даже не предполагала, что когда-нибудь, я буду об этом вспоминать с гордостью.

 Я на работу была принята  в лабораторию Путинцева,  в группу отработчиков, руководил группой – Бритарёв Слава. Отдел находился на территории опытного завода.

В комнатке, где сидел Юрий Александрович стояло вдоль стены два стола, за которыми сидели – начальник моей лаборатории – И. П. Путинцев и Ю. А.  и Победоносцев который был уже назначен начальником отдела.

 Перед каждым из столов стояло по кульману. И оставался всего лишь узенький проход вдоль окна и стены ко второму столу. Поскольку по многим, особенно личным вопросам (например, отпроситься…), нужно было идти в эту комнату, приходилось частенько туда заглядывать. А иногда я ходила туда с графиками, которые мне давали строить на листах миллиметровки…


На одно из опытных испытаний двигателя с отсечкой тяги Юрий Александрович пригласил С. П. Королёва. Эффект «гашения» и повторного воспламенения порохового заряда произвёл на Королёва большое впечатление.

Работы в этом направлении развивались с такой скоростью, что, как обычно бывает – потребовалось расширение отдела. Вернее, - раньше была проектно-конструкторская лаборатория, которой руководил – И. П. Путинцев. А теперь , кроме этой лаборатории были ещё организованы – новые:

- лаборатория теплоизоляционных материалов во главе с начальником – В. И. Фионичевым и

- лаборатория прочности – начальник О. Н. Иванов.)

О! Этот Олег Николаевич Иванов мне позже запомнится надолго. Уже когда я училась в институте – МХТИ,  он  у нас - у поселковых студентов консультировал выполнение зачетных работ по высшей математик. Мне несколько раз пришлось переделывать работу, чтобы получить зачёт…

Этим большим разросшимся отделом руководил Ю. А. Победоносцев.

Но пришло нежеланное время, когда здоровье Ю. А. ухудшилось. Он перешел на должность старшего научного сотрудника.

Руководство отделом перешло – к И. П. Путинцеву, который к этому времени уже защитил кандидатскую диссертацию.

Не помню, в чём заключались мои рабочие обязанности. Кажется, заполняла какие-то таблицы, строила разные кривые, в общем, что-то в этом роде…

В ноябре 1960 года лабораторию перевели на основную территорию института. Это было рядом с домом, в котором позже нам  дали комнату. А главное – мы с Виктором работали теперь в одном здании, хотя это его не особенно радовало.

Виктор работал  – старшим инженером лаб. № 18. В связи со стратегией секретности, лабораториям периодически изменяли номера. Поэтому 16.03.60 г. лаб. № 18 была переименована в лаб. № 8. Соответственно, и Виктор был «переведён» в лаб. № 8.  В этом же году он был повышен в должности, и стал руководителем группы.

Запись в его трудовой книжке:

6. 1960   III   16        Лаборат. № 18 переименована в лаб. 8
                Ст. инженер лаборатории 8
7.  1960  IX    1         Переведен руководителем группы лаб. № 8

Надо сказать, что я всячески старалась быть в курсе работы Виктора. Поэтому у нас сразу же вошло в обычай – приходя домой, вечером делиться новостями о впечатлениях дня. Эта привычка так и осталась на всю жизнь…

А ещё мы любили помечтать о будущем. Ну, у меня какое будущее? Я ждала ребёнка. А вот перед Виктором стояли реальные цели. Впрочем, такие же  желания теплились в головах всех молодых специалистов, пришедших работать в институт.

В первую очередь – это карьера по служебной лестнице. Это не только должности: инженер, ст. инженер, руководитель группы, начальник лаборатории или отдела, но и зарплата. А деньги всегда были первой необходимостью в любой семье, особенно в семье молодого специалиста, в которой ожидается новый член семьи…

В научном плане – успешное сочетание непосредственно выполняемой работы с научными разработками. Публикации собственных статей, или в соавторстве с кем-то. Затем – аспирантура. Потом защита кандидатской и т.д.…

И, конечно, всё это невозможно осуществить, не будучи членом партии…

Дальше наши мечты и планы не продвигались. Итак, эта программа задумывалась надолго вперёд. Для начала Виктор подал документы в аспирантуру…