Сталин

Валерий Кувшинчиков
Вечер заканчивался. День рождения удался, 25 лет Светлане отметили необычным способом, по старинке. Оделись в старинные наряды, пели песни и пускали венки в озере. Гости уже разошлись, остались только несколько близких друзей Светы. Лето, июль, дневной жар ушел. На бревенчатой даче было достаточно свежо и приятно. Вокруг было тихо, верещали цикады, воздух застыл. Время подходило к 23 часам вечера, Солнце зашло и небо светилось розовым цветом на западе. Темнело, вокруг не было домов, только на расстоянии 100-150 м. стояли соседские дачи, но соседи, притомившись от дневной жары, уже спали. Звезды было видно хорошо, настроение было томное и спокойное.
Спать не хотелось, от близости к природе и Космосу все были задумчивы и спокойны.
- ну- чем можем еще заняться? – спросила Света.
Двое ее друзей – Яков и Василий, 25-летние серьезные парни, сидя в шезлонге на террасе, только полувопросительно пожали плечами и сидели дальше, наслаждаясь спокойствием.
- у меня идея – сказала Света, вглядываясь в ночное небо.
- в этот день хочется чего-то неземного. Необычного. Давайте вызовем чей-нибудь дух?
Парни задумались.
-а ты умеешь?
-да. Умею.
-шутишь? Там же целая наука общения с духами.
- я все по науке знаю. У меня все есть.
-не, Светка, ты вообще понимаешь, что ты предлагаешь ? это не шутка.
Второй, Яков, сидя в шезлонге, мечтательно проговорил:
- а я бы побеседовал с кем-нибудь. Заманчивая идея.
- ты согласен, да? Вот молодец, а то одному и нельзя этого делать, да и я немного трушу- ответила Света.
-Пошли в дом, я сейчас все соберу и сделаю - Света зацепилась за идею и начала убирать террасу и вносить в дом вещи.
Она осмотрелась, в комнате, каминной, стоял круглый стол. Она достала с книжной полки Библию, положила внутрь ножницы кольцами наружу, достала из выдвижного ящика красную ленточку и перевязала ножницы. Потом вытащила 3 свечи разного цвета- черного, желтого и розового цвета и зажгла их, поставив в отдельные светильники.
Парни молча наблюдали ее действия.

Дальше Светлана достала из баночки смолу ладана и зажгла ее на блюдечке. Аромат пошел по комнате, по всей даче. Выключила свет и молча взглянула на парней.
- вот и все- проговорила она – можем начинать. Свечи из церкви. Верба – в вазе с утра. Вы готовы?
Молодые люди внимательно следили за ее приготовлениями.
- Света, и что – вот так ты и будешь дух вызывать?
- да, садитесь к столу, надо взяться за руки и произносить слова. Я их знаю – сказала Светлана, нервно выдохнув воздух и положив руки на спинку стула.
- в общем - я готова. Садитесь, садитесь, надо подумать – ничего не забыли?
Переглянувшись, Василий и Яков присели на стулья. Горящие свечи, церковный запах дымящегося ладана, ночь за окном, бледное сияние Луны, тишина, прерываемая скрипом кузнечиков, отдельным кваканьем лягушек и далеким звуком одинокой кукушки – ку-ку…ку-ку - отдающимся эхом над темным, почти невидимым озером, все это заставляло по другому почувствовать атмосферу в доме и заставило, неожиданно для них самих, волноваться.
-ну – мы как бы тоже готовы –произнес Яков, а потом, глядя на Светлану, спросил – а кого вызывать-то будем?
Света растерялась. Об этом она просто забыла подумать, и сейчас, осознавая тревожность приготовлений, задумалась.
- я не знаю. Какие будут предложения? Давайте, не молчите и предлагайте.
Василий с Яковом переглянулись.
- я недавно прочитал заметку в интернете о внуках Сталина. Одна внучка живет на Камчатке, представляете? А можно было бы дух Сталина вызвать? Его спросить – что он думает об этом? – произнес Василий, и тревожно взглянул на Свету и Якова, ощущая почти тяжесть исторической фигуры и слова – Сталин.
- можно попробовать – как бы сомневаясь ответила Светлана. Для духов наверное нет разницы – кем они были при жизни. Наверное у них там нет каст и равноправие. Я так думаю.
Окно из комнаты было приоткрыто. Так надо для свободы движения духа – обьяснила Света. Она села на третий стул возле стола, свечи тихо мерцали в полумраке. Часы пробили полночь,  они взялись за руки, посмотрели еще раз друг на друга и Света произнесла тихим голосом - дух Сталина, я вызываю тебя.
Тишина была ей ответом. Тишина – странная, лунная, кукушечная.
Света еще раз взглянула на парней и еще раз тихо, но более уверенно произнесла – дух Сталина, я вызываю тебя!
Застыв в ожидании, они сидели молча, чуть поглядывая друг на друга.
Из окна повеяло свежестью, занавеска колыхнулась, лягушки и кукушка умолкли. Им показалось, что какая-то тень проскользнула по комнате, но потом вновь наступила тишина.
- Светка- шепотом встревоженно прошипел Василий - а ведь если он действительно появится, то на чем Он сидеть будет? Ведь не может же быть, чтобы Сталин стоял, а мы сидели?
- я дура. Я конкретная дура. Яков – неси быстро дедовское кресло.
Яков быстро встал из-за стола и исчез в соседней комнате и обратно вернулся со старинным креслом с протертым кожаным сидением и подлокотниками. Поставил его на отдалении стола в сумрак комнаты и вернулся за стол. Он снова взял за руки Свету и Василия и кивнул Свете – давай.

Света, волнуясь, снова произнесла – дух Сталина, я вызываю тебя!
Звякнули кольца ножниц, Библия казалось – шевельнулась, заколебались огоньки свечей, воздух стал плотным, тени замерцали  по комнате.
Послышались или показалось, что кто-то мягко идет по полу. Скрипнула половица. На кресле обозначилась тень и в сумерках глаза Якова, Светланы и Василия расширились, увидев невнятный силуэт. Силуэт мерцал, то появляясь, то исчезая. Наконец он стал приобретать более внятные очертания и молодые люди увидели фигуру мужчины с прижатой к телу правой рукой и с трубкой в левой руке. Лицо его было опущено и глаз не было видно, фигура колебалась, меняя очертания. Наконец стали видны усы, черные приглаженные волосы. Человек приподнял голову и открыл глаза.
Этот момент можно было бы сравнить с кадрами фильма «Вий», когда в церкви заговорили – Откройте ему глаза!
Яков, Светлана и Василий замерли, ужас сковал их, им казалось, что они просто перестали дышать и косточки сжатых рук побелели от напряжения. Никто не мог произнести ни слова. Они смотрели на все более проявляющееся лицо Сталина и молчали. Тишина нависла над всем в доме и над всем, что было вокруг дома.
Глаза тени и духа Сталина смотрели на молодых людей.
- Здравствуйте, молодежь – вдруг в тиши раздался глухой, тихий, без эмоций голос - вы хотели меня видеть и слышать?
         После этих слов, прозвучавших как гром, выстрел в тиши, все застыло. Только через некоторое мгновение Василий очнулся и попытался спросить:   
- господин Сталин.. – но Сталин неожиданно быстро отреагировал на первую фразу и не меняя позы, сказал:
- господин? Как быстро вы изменились… а где же слово « товарищ» пропало? Я последний раз слышал обращение «господин» в 1945 –ом на Потсдамской конференции. Мне, как и большевикам, ближе обращение «товарищ». Вы согласны?
Тут впервые в этих словах зазвучал грузинский акцент. Это было необычно.
- давненько я не общался с народом. Притомился от безделья. Ну, пожалуй, спрашивайте, откровенно и обо всем, что вас интересует. Я готов отвечать именно вам, а даже потом я приоткрою маленький секрет, почему я пришел к вам. Это будет нашим маленьким секретом, да?
Образ чуть улыбнулся, произнося эти слова, и спросил – вы позволите?
И не дожидаясь ответа положил на колено трубку, из кармана достал коробку спичек, вытащил одной рукой спичку, и, придерживая правой коробку, взял в рот трубку, чиркнул спичкой, и прикурил. Легкий дым из трубки пошел вокруг его силуэта. В комнате запахло табаком, или молодым людям показалось, что запах хорошего табака распространился по комнате, но понятно, что в этих обстоятельствах им многое могло привидется, а потом, через несколько дней, они уже вообще ни в чем не были уверены.
- ну- так я жду вопросов, чтобы не терять времени зря. Что, Яков, ты же хотел с кем-нибудь поговорить, или я ошибаюсь?
Яков побледнел, но промолчал.
Отозвался Василий. Он проговорил то, что возникло ему как вопрос.
- товарищ Сталин, ваша внучка Екатерина Жданова, она на Камчатке живет. Можете сказать -  почему такая ее судьба?
- ну, юноша, когда вы заняты устройством мира, отношениями с Черчиллем и Рузвельтом, то вам не до внуков. Это забота родителей. Она же дочка Светланы. А Светлана сама выросла неуравновешенной и капризной. Да… Я держал Катю пару раз на руках. А Светлана в детстве замечательная девочка была. Знаете – как она со мной общалась? Она мне приказы письменные писала. Это было забавно. Представляете – вы находите в доме листок бумаге, на котором написано – Приказ папе Сталину: папа, ты должен сводить меня в зоопарк.
Или – папа, сегодня вечером в Кремле танцы.
Силуэт затянулся  из трубки. Выдохнул.
- а чего вас так Катя заинтересовала? Она общалась с вулканами на Камчатке, как с великими людьми. Она нашла в этом свободу и величие. Люди ее  мало интересовали, да и что люди – они лгут, завидуют. Люди продажны. Вот внук Евгений – я знаю, что он единственный защищает меня и считает меня великим человеком.
- да и кто имеет право судить? Либералы? Так еще при мне это были гнилые теоретики! Вот Каменев, Зиновьев, Троцкий и остальные – слизняки. Зиновьев перед расстрелом мне 40 писем написал о прощении и любви ко мне. А какую до того критику устраивал, засранец! Все в один момент забыл! Все они такие!
- разнервничался – тут он улыбнулся и добавил – да все ваши современные либералы куплены - проданы. Все ваши Кудрины, Немцовы, Навальные, их жены, друзья – все учились в США, я что – не знаю? Чему они могли учиться у врага?!
- страну развалили! Горбачев, Ельцин – как можно было американцев пускать в Россию?! Ведь их цель – убрать Россию как игрока… да, не наши люди… не наши…Столько труда, столько крови пролито…
         - Хрущев...как я его не раскусил? Екатерина Великая, Иван Грозный границы расширяли – а он Крым дарить решил, кукурузник истеричный хренов!
-да – а у внуков своя судьба. Жаль, что величие дедов является роком для них. Это ответственность – быть внуком Сталина… слабые…
        - Надя.. вот кто был смелым и свободолюбивым... это я виноват.. я был в тот вечер слишком груб с ней... она единственная, кто выбрал смерть как освобождение от моего влияния.. застрелилась, чтобы оставаться свободной.. единственный человек из умерших, расстрелянных тогда, чьей смерти я не хотел, а она оказалась выше... отомстила..
Тут фигура задрожала в воздухе, контуры расплылись, тень с трубкой в руке подошла к окну, послышался глубокий вздох свежим, чистым воздухом, затем образ начал собираться и приобрел вид фигуры Сталина, вернулся к креслу и задумчиво сел.
- Яков… вот за кого сердце болит…попасть к фашистам, мучиться в плену – и быть позорно расстрелянным…
Тут Яков не удержался и спросил:
- так ведь были арестованы жена и близкие жены вашего сына Якова?
- ну что ты, мальчик.. разве это арест – 2 года? Они только крепче стали после этого…
- их там полчище гнилых было – Тухачевский, Блюхер, Ягода, Ежов, Рыков, Косиор и сотни других изменников… А с этими либералистами я думаю мы даже войну бы не выиграли….
- ваши либералы – враги страны…
Светлана не удержалась.
- а что же в будущем ждет Россию? Ведь нам так неспокойно, НАТО и все остальное?
Сталинская фигура задрожала, расплываясь, потом обратно приобрела очертания и что-то заговорила невнятное. Из слов невозможно было понять смысл, потом вырвалась фраза «единство», потом опять послышался невнятный набор междометий и отдельных букв.
Светлана, Яков и Василий сидели, не двигаясь, боясь спугнуть дух и образ Сталина.
Сталин вновь появился и вдруг с усмешкой произнес:
-а наш секрет в том, что ваши имена – это имена моих детей. Храните его. Я пришел только из-за этого.
-  Дети – я не умею о них говорить.  Я не могу сказать – какую часть моего сердца заняли они – странные, разные, непутевые, иногда- удачливые,  какое место в сердце заняли внуки- чужие, нелюбящие, отчужденные и одинокие, до того отчужденные, что прячутся и живут в США – как Крис Эванс, непринятые этими Хрущевыми, Брежневыми, Сусловыми и другими слизняками, боящимися даже моей тени и имени…
- не знаю….
- а вы – живите… будьте патриотами… Любить Родину и Россию - это не сопли пускать...
Сказав последнюю фразу Сталин наклонил голову, как бы думая о чем-то своем. Последний дымок вышел из трубки, трубка погасла и тень начала растворяться в сумерках комнаты. Темные силуэты заскользили от кресла к окну, медленно, как бы в задумчивости, потянулись на террасу, и в комнате застыла тишина.
Светлана, Яков и Василий сидели молча, они не могли разжать руки и произнести что-либо. Так пришло утро. И ночь стала казаться сном, миражом ночных фантазий…
Лишь на полу остался пепел от выкуренной трубки...
А может это просто показалось?