Т

Владимир Шилин
«ТАВЕРНА поэтов» – созданная в 1921 г. литературное объединение в Варшаве. В него входили В. Байкин (1898-1989), В. Бранд (1892-1942), А.Топольский (1907-1943)и др. За годы существования было опубликовано более 150 стихотворений, которые часто печатались газетой «За свободу!». Для творчества поэтов объединения характерны настроения трагического одиночества, тоски, чувства неизбежной катастрофы вселенского масштаба. В стихах запечатлён образ поэта-мученика, всей душой стремящегося вновь обрести Россию.

ТАГ – средневековая светская поэзия армян.

ТАЗИЕ (оплакивание) – театральные представления (мистерии), входящие в состав траурных религиозных церемоний у шиитов. Т. посвящены главным образом трагическим событиям из жизни  халифа и членов его семьи. Из этих представлений постепенно родился театр в Иране.

ТАЙЛБАР – в Монголии сказка в форме комментария. Имеет прозо-поэтическое построение.

ТАЙНА искусства – «Основная тайна искусства есть, конечно, художественный образ» (А. Луначарский). «Искусство относится к жизни, как вино к винограду» (Л. Выготский).

ТАЙНЫЕ языки – языки особых социальных групп, создаваемые  в целях замкнутого общения в пределах данной группы (О. Ахманова).

ТАКИАН – татарские плясовые и игровые песни.

ТАКМАК – марийские песни, близкие к частушкам.

ТАКТОВОЕ ударение – выделение в процессе произношения текста наиболее важного слова внутри синтагмы (речевого текста), разновидность ударения.

ТАКТОМЕТРИЧЕСКАЯ теория стиха  – теория, разработанная в 1925-66 гг. в русском стиховедении. Цель «Т.т.с.» – охватить весь опыт русского стихосложения от народного творчества до экспериментов XX  в. «Т.т.с.» существовала в трёх вариантах. Первый – книга М. Малишевского (1918-1977) «Метротоника: краткое изложение основ метрической междуязыковой стихологии». Второй – работы А.П. Квятковского (1922-2005), тоже  постоянно упрощающиеся: «Тактометр: опыт стиха музыкального счёта». Третий – работа И.Л. Сельвинского (1899-1968) «Студия стиха». Наибольшую популярность получил вариант, изложенный в «Поэтическом словаре» Квятковского. Стиховой ритм строится по образцу музыкального. Слогу соответствует «доля». Стопе соответствует понятие «такт» (от 3 до 5 дольных). Строке соответствует понятие «период» (от 3 до 6 кратных). Дактиль, амфибрахий, анапест укладываются в трёхдольные такты. Ямб и хорей – в четырёхдольные по паре стоп. Если стих не полностью заполняет  такт (напр. дольник), то либо незаполненные промежутки заполняются знаком пауз, либо отдельные слоги растягиваются при чтении на две доли. Если ударение стиха не совпадает полностью с тактовым, то отмечается сдвиг (инверсия) ударения. Изохронизм (равнодлительность) тактов обязателен, поэтому Т.т.с. требует особой «читки».

ТАКЪЯМАК – шуточные песни, частушки кумыкского народа Дагестана.

ТАЛЬГОРИ – в Корее XVII в. песни времён года, с рефреном в форме вальвё, с  текстами на каждый месяц года. Это поздравления на 12 месяцев.

ТАМБИХА  (группа эстетов) – Так в Японии назывался неоромантизм.

ТАМБУРИЦА – жанр хорватских народных песен любовного или пасторального содержания.

ТАМИЛЬСКАЯ поэзия – делится на два вида: внутренняя (агам) говорит о любви, внешняя (пурам) – о войне. Рифмуются первые слова или слоги стиха.

ТАНАРЭНГА – в японской литературе короткая  рэнга. Она состоит из 31 слога, разбивающегося на два блока. Первый состоит из трёх строк в 5, 7 и 5 слогов, сочинялся одним автором. Второй состоит из двух строк по 7 слогов и сочинялся другим автором.

ТАНЗИАТСКАЯ реформа – происходившая в1839-1856 гг. в Турции реформа не только в политике и экономике, но и в культуре. Начинают создаваться школы, публичные библиотеки, появляется театр. Начинают печататься газеты и переводиться на турецкий язык книги европейских авторов.

ТАПИНОСИС –  вид преуменьшения.  Лужа – Чёрное или Азовское   море.

ТАРХИУЛ –  см. АТЕМШИ.

ТАХПАХ – разновидность хакасской застольной песни. Исполнитель – тахпачи.

ТАШТЫР – модный жанр иракской поэзии XVI

ТАЯН–ХОСА –  в бирманской литературе проповедь.

ТВОРЧЕСКАЯ доработка произведения читателем – «Никогда не надо исчерпывать предмет до того, что уже ничего не достаётся на долю читателя. Дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать»  (Монтескье 1689-1755).

ТВОРЧЕСКАЯ фантазия – умение автора на одну и ту же тему создавать разные по форме и содержанию стихи, умение многое в своей работе домысливать или пересоздавать в образах.

ТВОРЧЕСКАЯ эволюция – развитие творческих способностей автора на протяжении всего периода его творческой деятельности.

ТВОРЧЕСКИЕ принципы автора – этические, эстетические воззрения и отношение автора к окружающей действительности.

ТВОРЧЕСКИЙ акт –  имеет характер озарения, необычного психологического состояния – новой эмоции.

ТВОРЧЕСКИЙ анализ – разбор всего творчества того или иного автора.

ТВОРЧЕСКИЙ ДАР – одарённые люди вовсе не нервнобольные, а наоборот, они только тогда могут
творить и становятся истинно ценными для своей современности, когда найдут в себе столько мужества
и верности своему любимому искусству, что забывают о себе, о своих нервах и личном тщеславии
и в полном спокойствии и самообладании несут свой талант окружающим людям.  Неорганизованное, неустойчивое существо не может носить в себе истинного таланта; или же оно должно рано "умереть", так как гений разорит всякого, кто не может добиться полного самообладания и стать достойным – в гармонии – своего
ТВОРЧЕСКОГО ДАРА. Человек должен жить так, чтобы от него лились эманации мира и отдыха каждому, кто его встречает. См. ОДАРЁННОСТЬ.

ТВОРЧЕСКИЙ замысел – всё то, что есть в произведении: тема, сюжет, круг явлений реальной жизни, которые изображены автором.

ТВОРЧЕСКИЙ метод – термин советского литературоведения. Это характеристика литературы как познания (освоения) социальной жизни.

ТВОРЧЕСКИЙ рост – для любого автора составляет главную суть творчества. Т.р. совершается в двух направлениях: разнообразие тематики стиха и умении в одной теме найти множество оттенков, нюансов, на основе которых будут рождаться новые сюжеты.
ТВОРЧЕСКИЙ тупик -- такое состояние в жизни автора, когда дни идут за днями, но не пишется ни строчки Такое состояние имеет несколько видов: либо нет интересной темы, либо тема есть, но нет формы для её выражения в слове, либо нет слов для начала творчества.


ТВОРЧЕСКОЕ воображение –  творческое воображение проявляется в способности внутреннего видения. Важно не только видеть, но и умение преобразовать увиденное, ассоциировать с другими впечатлениями жизни.

ТВОРЧЕСКОЕ мышление  –  Г.Уоллес (1866-1946) выделил следующие этапы творческого мышления: подготовка – формулирование задач, попытка решения; инкубация – временное отстранение от задачи; озарение – появление интуитивного решения; проверка – испытание и/или реализация решения. 2) Вид мышления, связанный с
созданием чего-то нового. Т.м. определяется своеобразной личностью автора, его способностью оригинально мыслить.

ТВОРЧЕСКОЕ познание – это, прежде всего, самопознание. Художник, создавая произведение, в той или иной мере выражает своё видение мира.
ТВОРЧЕСКОЕ созерцание – это двоякая форма мысли. В первом случае автор наблюдает в жизни особенно ярко те мгновения или явления, характеры, образы, которые могут пригодиться для творчества. А  во втором случае – это умение видеть продолжение начатого труда, отдельные эпизоды.

ТВОРЧЕСКОЕ трудолюбие –  моральное качество, позволяющее писателю по нескольку раз переделывать свое произведение, добиваясь поставленной перед  собой цели.
Вперёд, мечта, мой верный вол!
Неволей, если не охотой!
Я близ тебя, мой кнут тяжёл,
Я сам тружусь, и ты работай!
Забудь об утренней росе,
Не думай о ночном покое!
Иди по знойной полосе.
Мой верный вол, – нас только двое!                В. Брюсов

«ТВОРЧЕСТВО» – неоформленное содружество литераторов во Владивостоке в 1920 г. В него входили Н. Асеев(1889-1963), С. Третьяк (1892-1937), Д. Бурлюк (1882-1967),  С. Алымов (1892-1948) и др. Группа издавала журнал «Творчество».

ТВОРЧЕСТВО и  интеллект  – высокий интеллектуальный уровень необходим для успешного творчества. Большую роль также играет и личность творец: активность, инициативность, увлечённость, упорство, понимание целей творчества.

ТЕАТР бездействия – театр, в котором большую роль играет диалог души. Суть этого театра не в активности мысли, а в созерцании, бездействии. Создание такого театра связывают с именем М. Метерлинка (1862-1949).

ТЕАТР «бульваров» – во Франции ряд театров, созданных в конце XIX в. Они ставили в основном водевили, но появлялись и сатирические пьесы. Их целью было развлечь публику всеми способами.

ТЕАТР жестокости – школа и эстетическая концепция театра, родственная сюрреализму. Термин предложен французским теоретиком и практиком А.Арто (1896-1948). Его идея состоит в том, что зрителя надо избавить от тирании слова, а театр от власти дискурсивно-логического мышления. Он предлагает возвратиться к дыхательным, пластичным истокам языка с минимальным текстом. В таком театре не будет драматургии, её заменит ритуальное действие с текстом, который поётся.

ТЕАТР Островского – в русской драматургии 60-х гг. XIX в.пьесы Островского открыли новую эпоху в понимании «законов сцены», нового принципа сценического действия, поведения актёра, новую форму воссоздания правды жизни на сцене.  А. Островский (1823-1886) обращался к массовому зрителю, к «свежей публике», «для которой  требуется сильный драматизм, крупный комизм, вызывающий откровенный громкий смех, горячие искренние чувства и сильные характеры». Театр Островского вывел на сцену нового героя – купца, таким образом,  это не только театр характеров, но и театр типажей.

ТЕАТР Погодина – в советской драматургии Н. Погодин (1900-1962) впервые стал писать пьесы о рабочих на материале действительных событий. Так, первая его пьеса «Темп» посвящена строительству Сталинградского тракторного завода. Кроме того, Н. Погодин пишет пьесу о строительстве Беломоро-Балтийского канала. Но самой большой его заслугой стала трилогия («Человек с ружьём», «Кремлёвские куранты» и «Третья патетическая»), где он первый во всей полноте раскрыл образ В.Ленина, как вождя и человека.

ТЕАТРАЛЬНАЯ  программа – печатный указатель по спектаклю, концерту или цирковому представлению. В нём указывается название пьесы, её автор. Для оперы  и балета указывается либреттист. К балетному спектаклю даётся краткое содержание. Перечисляются действующие лица и исполнители, постановщик и дирижёр. Для концерта перечисляется порядок номеров.

ТЕГНЕРИЗМ  – в Швеции начала XIX в. появилось эпигонское стремление подражать творчеству поэта Эсайаса Тегнера (1782-1846).

ТЕЗИС – краткое содержание речи, лекции, сообщения, книги и т.п.

ТЕЙТХА – в бирманской литературе философская поэзия.

ТЕКА ТЕКИ – в малайской литературе загадки.
ТЕКСТ без берегов -- это текст в постмодернистской концепции.

ТЕКСТ в ТЕКСТЕ – такое построение текста, при котором основной текст несёт задачу описания или создания другого текста.  Введение в авторский текст чужого текста. Но и текст самого  автора, взятый из другого его сочинения, может также оказаться чужим.

ТЕКСТ и ВРЕМЯ – мы не всегда воспринимаем книгу, написанную сто или  более лет назад так, как её воспринимали современники. Так, над героем М. Сервантеса современники смеялись, а для нас он – образец борца за справедливость. Тут играет роль время, изменившее положение вещей в обществе, и взгляды людей на это.

ТЕКСТ – интерпретация; слова, фразы и сочетания их в тексте образуются определённой полифункциональностью. А поскольку процессы в реальности многомерны и многовалентны, то сознание человека достраивает эти отношения в вымышленном мире

ТЕКСТ и СИСТЕМА – система описывает текст, а текст является конкретным выражением системы. Внесистемные элементы (опечатки, размер и рисунок шрифта и т.д.) читатель не замечает.

ТЕКСТ как продукт художественной деятельности – несёт ценностную информацию о значимости мира для человека и об отношении человека к миру. Он моделирует реальность, делает видимым определённое сознание.

ТЕКСТ–удовольствие, текст–наслаждение –  тут речь идёт о двух способах чтения. Первый способ – когда читатель следит только за содержанием Второй – когда читателя интересует ещё и форма произведения.

ТЕКСТОВАЯ аппликация – использование цитаты, без указания на её источник: «Природа погрузилась в потёмки. Затихли ветерки, замолкли птичек хоры и прилегли стада». Чехов (1860–1904) использовал строку из басни И.Крылова (1769-1844).
ТЕКСТОВКА -- краткая подпись под рисунком.

ТЕКСТУАЛЬНАЯ продуктивность – потенциальная бесконечность поэтического языка, как одно из средств децентрирующей семиотической практики, которая борется против господствующего идеологического дискурса (Т. Элиот, 1888-1965).

ТЕКСТУРА – термин возник в искусстве ваяния, где означает поверхностное качество произведения. В современном западном литературоведении означает художественное качество поэзии, её образности в отличие от темы, идеи, композиции.

ТЕКСТЫ–высказывания –  тексты, причастные гуманитарной сфере, миросозерцательно значимые и личностно окрашенные. Содержащаяся в них информация является оценочной и эмоциональной.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ и ЛИТЕРАТУРА – телевидение очень тесно связано с литературой; телевизионные жанры не существуют вне литературы; телевидение обращается к литературе как к непосредственному источнику экранного творчества. Здесь возникают жанры и самостоятельные разделы телепрограмм,  циклы и новая форма телевизионной изустной речи.

ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ жанры – телепублицистика (очерк), документальный жанр (короткий психологический телерассказ), художественный жанр (игровое телевидение).

ТЕЛЕГРАФНЫЙ стиль – стиль письменной речи, основанный на коротких словах, как пишут в телеграммах.
ТЕЛЕОЛОГИЯ поэтического текста –  целенаправленно созданная человеком система эмоционально-эстетической речи.

«ТЕЛЬ КЕЛЬ» (такой, какой есть) –  движение, сложившееся вокруг французского литературного журнала «Т.к.» в 1960 г.  Первый этап (1960-63гг.) – эстетический. Молодые основатели журнала Соллерс, и Алье очень хотели подчеркнуть специфику литературы и активность языка. Журнал поддерживал отношения с «новыми романистами» и, в частности, с Ж.Батаем (1867-1962) и  Ф. Понжем (1899-1988). Второй период «Т.к.»  (1963-66 гг.)– формалистический. В это время журнал стал чисто теоретическим. В нём становятся постоянными рассуждения о З.Фрейде (1856-1939), Ф.де Соссюре (1857-1913), русских формалистах.  Третий этап (1967-71 гг.), подхватив идею М.М.Бахтина (1895-1975) о полифоническом романе, журнал выстраивает генеалогию модернистского искусства XX в. Концентрируя внимание на языке, Ю. Кристева (1941 г.) основывает свою теорию на новом понимании истории  как «текста и письма», «как производство, а не репрезентации». Она вводит такие термины, как «интертекстуальность», «означающая практика»,  или  «означивание», «параграмма», «генотекст» и «фенотекст». В этот период смешиваются все предшествующие идеи и умонастроения. В 1982 г. журнал «Т.к.»  прекратил своё существование.
ТЕМАТИКА художественного произведения -- рассматривается литературоведами как одна из сторон содержания. Центром художественной тематики является тема. Это
предмет художественного изображения и художественного познания. Она подразделяется на группы. Предметом познания являются "вечные темы", темы жизни и смерти, свободы и долга. В художественном произведении изображаются реалии жизни народа, странв и времён в исторической конкретности. Национальная жизнь людей, традиции, бытовой уклад, важные исторические события. Таким образом тематика художественного произведения многообразна также, как и сама жизнь и жизнь человека. Автор стремится выразить не только интересующие его пласты жизни, но и выделить те аспекты, которые больше всего интересуют читателя.



ТЕМАТИЧЕСКАЯ цепочка – последовательность слов одной тематической группы

ТЕМАТИЧЕСКИЙ анализ – разбор литературного произведения с точки зрения построения сюжета. Разбор того или иного жанра или направления в литературе, связанный с построением сюжета.

ТЕМБАНГ –  дидактические и лирические яванские песни.
ТЕМБАНГ МАЧАПАТ – национальное яванское стихосложение, в основе которого
лежит народный стих.
ТЕМП – степень быстроты, с которой протекает какое-либо действие.

ТЕНГАХАН – стихотворный размер яванской литературы.
ТЕНО – жанр аргентинских народных песен.

ТЕНСО –  стихотворения трубадуров, в которых участвуют два или три поэта. Ведут дебаты, обмениваются мнениями или заводят ссоры на профессиональные или общие темы.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ поэтика – она ставит целью дать психологическое обоснование поэзии и производимого её стилистическими формами воздействия (Мюллер-Реенфельд). Имеет три раздела: литература как вид искусства, структура произведения и тип произведения.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ литературоведение – учение о сущности литературы как вида искусства, о закономерностях её пребывания в истории (теория литературного процесса).

ТЕОРИЯ аллегоризма – теория, существовавшая в средние века. Она предполагала возможность толкования произведения не только в прямом смысле но и в трёх других: аллегорическом, моральном и мистическом (анагогическом, высшем символическом значении).

ТЕОРИЯ бесконфликтности – «В 50-х гг. ХХ в. считалось, что в жизни советского общества не может быть серьёзных конфликтов. И этот принцип должен быть утверждён в литературе. Может быть лишь борьба хорошего с лучшим, отличным» (Б. Лавренёв 1891–1959).

ТЕОРИЯ Велье–Инклана (1869–1936) – испанский писатель XIX–XX в. создал теорию «трёх художественных проекций». Согласно этой теории мир можно созерцать «стоя на коленях», «стоя во весь рост» и «зависая в воздухе». Он сам видел мир, как и Сервантес и другие мастера, «зависая в воздухе», т.е. во всей полноте.
ТЕОРИЯ «живого человека» – эта теория была предложена теоретиками РАППА в 1928 г. Она утверждала, что у положительного героя должно быть равновесие в наличии положительных и отрицательных качеств.

ТЕОРИЯ заимствования – то же, что и теория миграции. Согласно этой теории сходство сюжетов фольклора у разных народов объясняется их заимствованием.

ТЕОРИЯ литературного процесса – частное направление теории литературы, отражающее  эволюцию литературы, обобщающее закономерности её развития, смену литературных школ и различных направлений

ТЕОРИЯ литературных жанров – дисциплина, являющаяся частью теоретической и исторической поэтики. Т.л.ж. относится к любому произведению. «Реально произведение лишь в форме определённого жанра» (М. Бахтин).

ТЕОРИЯ натурализма –  первопричину вещей учёный представляет философам, т.к. не питает надежды когда-нибудь найти её. А высшие амбиции натуралиста – взять на себя функцию учёного. Задача писателя отвечать не на вопросы «почему?», а на вопрос «каким образом?». Натурализм основывался в философском отношении, на позитивизме.

ТЕОРИЯ «незавершённости» – возникла в 50-60 гг.  ХХ в. Теоретики считают, что автор может оставить своё произведение не законченным на определённом этапе своей работы. Это может быть сделано сознательно или по каким-либо причинам личного характера.  А полностью законченным оно будет только в процессе его восприятия. Примером может быть второй том «Мёртвых душ» Н.Гоголя.

ТЕОРИЯ отражения – всеобщее свойство материи «как обладающей свойством по существу, родственным с ощущением, свойством отражения», проявляющееся в способности материальных систем воспроизводить определённость других материальных систем в форме изменения собственной определённости в процессе взаимодействия с ними. Частными и специфическими формами отражения предполагаются информация, ощущение и сознание. Действительность познаваема, познание всё полнее открывает перед нами законы развития действительности.

ТЕОРИЯ речевого воздействия – наука, изучающая целесообразное и оптимальное использование языка для достижения целей общения и запланированного воздействия на читателя.
ТЕОРИЯ символизма -- процесс создания и освоения понятия символова, конценьтритрующих в обобщённой форме значимость их  специфических свойств как сверхвапжных или сверхреальных.

ТЕОРИЯ текста – как наука сложилась во второй половине XX в. Охватывает любые  знаковые последовательности. Но главным считается вербальный текст. Предметом этой науки являются признаки и характеристики текста, как коммуникативной единицы высшего уровня, как цельного речевого произведения.

ТЕОРИЯ эпического театра – такой театр не показывает, а рассказывает события, предлагает автору демонстрировать зрителю образ. Театр ставит зрителя в положение наблюдателя,  показывает ему другую обстановку, возбуждает интерес к действию, а  не к развязке, заставляет изучать, а не сопереживать, обращается к уму. Эту теорию разрабатывал Б.Брехт (1898-1956) в 20-х гг. XX в.

ТЕРГДАЛЕУЛЕБИ (испившие воду Терека, учившиеся в России) –  сообщество грузинских поэтов-шестидесятников XIX в. Они учились в России и ставили перед собой задачу освобождения народа от социального и национального гнёта. В их число входили И. Чавчавадзе (1837 –1907), А. Церетели (1840–1915), Н. Николадзе (1843–1928), Кир Лордкипанидзе (1904–1986).

ТЕРМИНАЛЬНАЯ цезура – цезура, расположенная ближе к концу строки.

ТЕРМИНОЛОГИЯ литературоведческая – совокупность терминов истории и теории литературы, а также литературной критики. Отражает, прежде всего, традиционные, устоявшиеся представления о специфическом объекте исследования. Фиксирует как фундаментальные,  так и частные понятия, относящиеся к сфере литературы, представляя собой систему (соподчинение) более или менее употребительных слов (сочетаний слов).

ТЕСНИФ – строфическая песня в Нагорном Карабахе.

ТЕХНИЧЕСКАЯ литература – вид литературы, относящейся к области науки и техники: инструкции, патенты, каталоги и т.д.

ТЁНИНМОНО – жанр японской новеллы XVII в. из жизни горожан, целью которых является накопление денег.

ТИКИ – в бирманской литературе комментарии.

ТИМБР –  известные мелодии (Франция), на размер которых авто-ры водевилей сочиняли тексты для куплетов.

ТИП синтагмы –  начало синтагмы (зачин) определяется количеством безударных слогов до первого ударного: нулевой или хореический, ямбический, анапестический, пеонический и гиперпеонический.  Конечная синтагма зависит от количества безударных слогов после последнего ударного: мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая.
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ схождения -- происходят в литературах разных народов,  в результате сходных стадий общественно-исторического и  культурного развития, либо универсального человеческого развития.

ТИПОЛОГИЯ  персонажей – персонажи в любом произведении имеют несколько видов по характеру и роли в развитии сюжета. Центральный персонаж или главный герой, коллективный персонаж, чаще всего в образе народа, рефлектирующий, переживающий персонаж, комический персонаж, герой-любовник, резонёр, второстепенный персонаж. Иногда в произведении бывает несколько главных героев (Дюма «Три мушкетёра»).

ТИПОЛОГИЯ повествования – форма передачи содержания в литературе очень разнообразна. Это может быть эпическая, лирическая или комическая форма.  Повествование бывает автобиографическое,  от первого лица, от третьего, может вестись в форме писем, дневника, объективное, субъективное.

ТИПОЛОГИЯ поэмы – лирическая, лиро-эпическая, романтическая.  Лирическая поэма – крупное литературное произведение, воссоздающее переживание в его симфонической многоплановости (А.Ахматова «Поэма без героя»).Лиро-эпическая поэма – сочетает психологический момент с героическим (М.Лермонтов «Мцыри»)

ТИПЫ авторской эмоциональности – в художественных произведениях имеют место устойчивые сплавы обобщений и эмоций. К ним относятся:  героика,  трагизм, ирония, сентиментальность, благодарное приятие мира и сердечные сокрушения,  романтика, комическое,  смех.

ТИПЫ литературного гения (способностей) – одно из качеств поэтического гения – уметь понимать сущность характера в действительном человеке, смотреть на него проницательными глазами, кроме того, надобно понимать или чувствовать. как стал он действовать и говорить этот человек в тех обстоятельствах, среди которых он будет поставлен поэтом – другая сторона поэтического гения, в-третьих, надобно уметь избирать его, уметь передать его таким, каким понимает его поэт – едва ли не самая характеристическая черта поэтического гения (Н. Чернышевский,  1828-1889).

ТИПЫ литературного языка – литературно-бытовой, художественно-поэтический, общественно-публицистический, официально-деловой, научно-технический и специальный (М. Привалов) .
ТИПЫ повествователей -- рассказчик  не назван и стилистически не выделен, рассказчик назван, но стилистически не выделен, рассказчик не назван, но выделен стилистически, рассказчик назван и выделен стилистически (В.Одинцов).

ТИПЫ речи – одно из средств авторского отношения к теме текста. Основными Т.р. являются: описание, повествование и рассуждение.

ТИПЫ словесного творчества – идеологический и феноменологический. Примеры  первого –  творчество К.Рылеева, Маяковского. Ко второму типу относят произведения Пушкина. Он мыслит как бы из нутра жизни.

ТИРАННОС – испанские национальные песни, сложенные в Андалузии

ТИРИЛИ, ДАПРЕБА – грузинские народные плачи-причитания.

ТОВАРИЩЕСТВО  «Знание» – издательство, руководимое Горьким, вокруг которого образовался круг писателей-демократов. Это происходило в период поражения русских в войне с Японией, в предреволюционные годы. Писатели этого  круга изображали охваченные волнением город, деревню, армию. Они показывают эти волнения от стихийного бунта до революционного вооружённого восстания. В Т.«З». входили Е. Чириков (1864–1932) – совокупность терминов истории и теории литературы, а также литературной критики. Отражает, прежде всего, традиционные, устоявшиеся представления о специфическом объекте исследования. Фиксирует как фундаментальные,  так и частные понятия, относящиеся к сфере литературы, представляя собой систему (соподчинение) более или менее употребительных слов (сочетаний слов).1932), С.Юшкевич (1868-1927), Н.Телешов (1867-1957), Д.Айзман (1869-1922) и др.

«ТОВАРИЩЕСТВО И.Д. Сытина и К» – создано в 1882г. в Москве. В него входили И.Д. Сытин (1851-1954), Д. Воропаев, В. Нечаев и И. Соколов. Товарищество выпускало дешёвые книги русских писателей – Л. Толстого, Н. Лескова, В. Гаршина, В. Короленко. Выпускался журнал «Вокруг света». Товарищество вело большую просветительскую работу.

ТОВГАА – в Монголии жанр сказания. С XIII в. этот жанр  сохранился до XX в.

ТОЙУК, ТУОЙСУУ и др. – якутские народные хороводные песни.

ТОЛОВ – одно из направлений в армянской лирике VII–VIII вв. Светская литература.

ТОНИЧЕСКАЯ цезура – такая цезура, когда последнее ритмическое ударение падает на ударный слог.

ТОНИЧЕСКИЙ ритм –  регулярное чередование одной стопы анапеста и двух стоп (усечённого) дактиля.

ТОПОС (место) — в риторике – отвлечённое рассуждение, вставляемое в речь на конкретный случай (например, рассуждение на тему «все люди смертны» в речи на смерть определённого лица»). Аристотель понимает Т. как заранее «подобранное доказательство», которое оратор должен «иметь наготове по каждому вопросу». В широком смысле – стереотипный клишированный образ, мотив, мысль (жалобы на упадок нравов и рассуждения на тему «раньше было лучше»); шаблонные формулы самоуничижения и выражения почтения к адресату, применяемые в эпистолярном жанре; устойчивые пейзажные мотивы – в частности, при описании идиллического «приятного уголка».

ТОПОТЕЗИЯ – описание выдуманной, несуществующей местности.

ТОРЖЕСТВЕННИК – в рукописной традиции названия Т. не стабильны: «книга глаголемая Соборник сиречь Тържественник четей…», «Панегирик, сиречь Тържественник…». Заголовок Т. употребляется нерегулярно.    Один из древнерусских календарных литературных сборников уставных чтений (конец XIV–XVII вв.), содержание которого составляют: переводные и оригинальные памятники торжественного и дидактического красноречия, поучения, сказания, жития. Различаются два вида Торжественника: минейный, содержание которого выстроено по солнечному календарю, и триодный, тексты которого расположены по неделям лунного календаря.

ТОТАЛИТАРНАЯ литература – термин, получивший распространение в период перестройки в СССР  1986-91 гг.  Т.л. – восхваление строя и властей в доступной им форме; официально разрешённая, лояльная по отношению к властям, идеологически выверенная литература. Тоталитарное государство исключает свободу мысли, право личности на свободное творческое развитие. В советский период развития русской литературы к Т.л. могут быть причислены произведения Б.Л.Горбатова (1908-1954), П.А.Павленко (1899-1951), С.П.Бабаевского (1909-1950), А.А.Первенцева (1905-1981)и др., которые были популярны в своё время, но остались в силу идейного содержания в контексте ушедшей эпохи. Тоталитарная система порождает, с одной стороны, феномен работы «в стол», когда не желающие  идти на компромисс писатели пишут в отсутствии перспективы опубликования – по крайней мере, у себя на родине (в советской практике – Е.И. Замятин (1884-1937),  М.А. Булгаков (1891-1940), М.М. Пришвин (1873-1954), А.П. Платонов (1899-1951), А.А. Ахматова (1889-1966), Л.К. Чуковская (1907-1996), А.И Солженицын 1918-2008), а с другой – литературу «самиздата», преследуемую и наказуемую.

ТОТАЛЬНЫЙ эффект – установка на эмоционально-психологическое воздействие любого произведения, важнейшей чертой которого является единство. «У поэзии только один предмет – прекрасное» (Э.По).
TOTUM РRO PARTE – состоит в  употреблении названия целого для обозначения части:
Вот испанка молодая
Оперлася на балкон.                А. Пушкин

ТОЧКА зрения – положение автора, рассказчика, персонажа в изображённом мире по времени, в пространстве, социально-идеологической и языковой среде, которая определяет его кругозор как в отношении поля зрения, степени осведомлённости и уровне понимания, и в плане оценки объекта кругозора.
ТОЧНОСТЬ речи – связана  с точностью отражения дей-ствительности и точностью выражения мыслей в слове.

ТРАВЕЛОГ – жанр художественной литературы, в основе которого лежит реальное путешествие с описанием мало известных или не известных подробностей (В. Арсеньев «В дебрях уссурийского края»).
ТРАВЕСТИРОВАНИЕ – разновидность парафраза.  Пример из Гёте и Апухтина:
Горные вершины                Пьяны уланы
Спят в тиши ночной                Спят перед столом,
Тихие долины                Мягкие диваны
Полны свежей мглой                Залиты вином

ТРАГЕДИЙНАЯ повесть  –  жанр японской литературы XIX в. Назван так потому, что нёс в себе трагическую окраску.
ТРАГЕДИЯ мести (кровавая трагедия) —  связана с трагедией Эсхила (525-456 до н.э.) «Орестея» о судьбе потомков царя Атрея, над которыми тяготеет проклятие за преступление их предка. В эпоху Возрождения существовали две традиции Т.м.: испано-французская, связанная с именами Лопе де Веги (1562-1635), П. Кальдерона (1600-1681), П. Корнеля (1606-1684), в центре которой – конфликт между любовью и долгом, и английская, восходящая к трагедиям ужасов и убийств Сенеки(IV в. до н.э.- 65 г. н. э.), ранним примером которой стала английская трагедия «Горбодук» Т. Нортона (1532-1584) и Т. Сэквилла (1536-1608)о потомках короля Лира.  В новое время традиции Т.м. продолжили П.Б. Шелли (1792-1822), В. Гюго (1802-1885), Ф.Г.  Лорка (1898-1936) и др.

ТРАГЕДИЯ рока – понятие восходит к интерпретации трагедии Софокла «Царь Эдип». В новое время Т.р. – разновидность жанра немецкой романтической мелодрамы. Однако родоначальником Т.р. считается драматург Захария Вернер (1768–1823). В центре драм – мужественный герой, который, не смотря на все выпавшие на его долю испытания и религиозные сомнения, приближается к постижению Божественного промысла.  Отличительными чертами её является запутанный сюжет, героев преследуют мистические видения, роковые предзнаменования, тайные предчувствия.

ТРАГЕДИЯ ужасов – жанр итальянской литературы XVI в. Пьесы изобиловали преступными страстями, жестокостями, кровавыми сценами. В них отразилась мрачная житейская философия, мотив изменчивости судьбы.
ТРАГИЧЕСКОЕ – категория, которая относится только к искусству.  Трагический элемент в художественном произведении.
ТРАДИЦИОНАЛИЗМ -- мировоззрение или социально-философское направление, которое ставит в основу творчества выраженную в традиции мудрость.

ТРАГИЧЕСКИЙ пафос – это осознание утраты, утраты непоправимой.
ТРАДИЦИОННОЕ искусство – существовало на низших стадиях развития у всех народов. Его особенность – преемственность в формах и содержании, непрофессиональный характер.

ТРАДИЦИОННОСТЬ – опора на прошлый опыт в виде его повторения и варьирования.
ТРАДИЦИОННЫЙ мотив –  мотив, который часто употребляется в литературе той или иной эпохи. Так, в пушкинское время Т.м. было описание одежды персонажей.
ТРАДИЦИЯ – преемственная связь между старыми и но-выми явлениями в литературе, искусстве и т.д.

ТРАДИЦИЯ утончённости – литературно-эстетическая школа США в 60-80 гг. XIX в., явилась реакцией на вульгарность, «торгашеский дух» позолоченного века. В этом движении участвовали: Т. Олдрич (1836-1903), Э. Стедмен (1833-1908), а так же аболиционисты Г. Лонгфелло (1807-1882), Дж. Уитьер (1807-1892), О. Холмс (1809-1894). Авторитет Т.у. подорвало подражание Европе (особенно в Англии), культ «чистого искусства», формалистические изыски,  а так же политический консерватизм.

ТРАДУКЦИЯ – многократное использование слова в предложении или употребление его в другом смысле. Допустимо изменение слова по форме.
«Беневольский.    … Я прошёл полный курс этико-политических наук, политическую историю, политическую экономию, политику в строгом смысле, право естественное, право народное, гражданское, право уголовное, право римское, право…»  (А.Грибоедов).

«ТРАКТОР» – литературная группа, созданная на Украине (Харьков) Первым  съездом сельхозрабочих. Из этой группы вышли писатели Л. Письменный, Н. Рыбак 1913-1978),  Д. Дорошко (1882-1951) и др. Руководил группой В. Гавриленко (1905-1995). «Т». являлся пролетарским отрядом среди пишущих о селе,  вёл борьбу с враждебной идеологией крестьянской литературы на Украине.

ТРАНСТЕКСТУАЛЬНОСТЬ – взаимодействие текстов, независимо от отношения между их авторами. Отношение текста с околотекстовым окружением, с его жанром, с типом творчества, к которому он принадлежит, с  суждениями критиков и толкователей, с мнением читателей, с целым текстом и фрагментами.
ТРАНСУРОВНЕВЫЙ характер – связь между элементами текста проявляются в виде повторяющихся единиц – мотивов. Это тезисы мотивного анализа. Если мы изучаем литературу как текст, то на разных её уровнях могут проявляться одинаковые мотивы.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ (за пределами опыта)– романтический гуманизм XIX в.; устройство жизни на гуманных, справедливых началах. В литературе – нравственное осознание истины "человеческого сердца", его природы, исторической эволюции и современного состояния.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЕ ценности – имеют глубокий внутренний, скрытый смысл, который, как правило, не улавливается, т.к. его постижение предполагает восхождение к самим истокам фундаментальной традиции, сохраняющей своё духовное содержание. В их основе оказывается идея бога, как воплощение любви, добра, справедливости и истины. «Величайшая красота, которая достигается в этом мире, связана не с тем, что человечество ставило себе чисто земные цели в этой действительности, а с тем, что оно ставило себе цели за пределами этого мира. Тот порыв, который вёл человечество в мир иной, в этом мире воплощался в единственно возможной высшей для него красоте, которая всегда имеет Т РА природу символическую, а не реалистическую» (Н.Бердяев, 1874-1948).
ТРАДИЦИОНАЛИСТСКОЕ сознание -- оно ориентироваплось на риторику и нормативную поэтику. А также на готовое,предназначенное писателю слово и уже имеющиеся хукдожественные образцы.

ТРАФАРЕТ – приёмы письма в литературе, созданные  традицией или собственным опытом автора, которым он следует механически.
ТРЕБОВАНИЯ Г. Адамовича к новой поэзии – пафосом новой поэзии должна быть ликвидация романтизма. В своей поэзии он старался отразить подлинные порывы души, а не вольные фантазии; призывал к минимализму художественных средств, считая это началом и концом всякого мастерства; готов был простить неуклюжесть стиха, чем неискренность.
ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ – моральное качество, заставляющее автора критически относиться ко всему, что выходит из-под его пера, не давать себе поблажки.

ТРЕЛЛЕНДИЗМ – направление в испанской литературе при режиме Франко, разновидность натурализма. Зачинателем Т. считается К.Х.Села (1916-2002).
ТРЕНДЫЧКИ  –  украинские короткие шутливые песни:
Ой маты моя!
Та бариж мотыля,
Что б моёму женихове
Та вечеря была.

«ТРЕНОЖНИК» – содружество трёх поэтов: Орхон Канык (1913-1950), Октай Хорозджу  (1914-1988) и Мелих Андай (1915- ?)- в 40-х гг. ХХ в. в Турции. Они выступали против отторженности поэзии от жизни, против выспренности, высокопарности. Считали, что поэзия должна быть доступна народу. Заложили начало демократизации поэзии.
ТРЕЧЕНТО – в итальянской культуре продолжение проторенессанса – ХVI в.
ТРЁХСТИШИЕ – стихотворение, состоящее из трёх стихов: вилланель, ритурнель и терцины.

ТРИ аспекта изучения стиля – Б. Виноградов выделяет три аспекта изучения стиля:
1). Стилистика языка как системы или «структурная стилистика». 2). Стилистика разных видов общественного употребления языка как «стилистика речи».3). Стилистика художественной литературы.
ТРИВИАЛЬНАЯ литература романтизма – в Германии в начале XIX в. развлекательно-приключенческие произведения.

«ТРИ  ЕДИНСТВА» (единство времени, места и действия) —   условное обозначение трёх правил, определяющих организацию художественного времени, художественного пространства и событий в драматургии. «Т.е.» были обязательными принципами в эпоху классицизма.  «Единство времени» – правило максимального приближения времени, изображённого в трагедии или комедии к длительности её постановки (не более суток: в течение одного дня всё должно закончиться).  «Единство места» подразумевало,  что место, в котором происходят события пьесы, не должно меняться. Полным исполнением правила считалось, если действие происходит в одних покоях, категорически не допускалось, если действие переходило из дома в дом или на улицу. «Единство действия» – правило, согласно которому в пьесе должно изображаться только одно событие.

ТРИЕДИНЫЙ облик книги – во-первых, книга накопитель культурных традиций, полученных  из прошлого. Во-вторых, она воплощение нынешнего дня с его заботами, представлениями, ценностями – и воплощение личности автора. В-третьих, книга письмо в будущее, свидетельствующее о настоящем, которое уходит в прошлое.
ТРИКОЛОН – фраза из трёх параллельных элементов равной величины.
«Ни ты хорош, ни ловок, ни любезен…» (Н. Бестужев).

TRI COLON CRESCEN – ритмическая градация, каждое слово которой должно быть длиннее предыдущего на слог: Не жди, не бойся, не надейся.
ТРИЛИСТНИК – особая форма циклизации, объединение в художественное единство трёх произведений, обычно лирических стихотворений. В русской литературе термин этот связан с именем И.Ф. Анненского. Т. обладает известной камерностью,
приглушённостью, элегичностью, в отличие от других художественных образований. Он даёт возможность объединения в цикл как произведений разной стихотворной формы, так и стихов минимального объёма. Восприятие понятия Т. как жанрового позволяет добавить к нему уточняющее определение: «трилистник сумеречный», «трагический трилистник» и т.д.

ТРИЛЛЕР (вызывать трепет) – сенсационный, захватывающий боевик с искусно организованным, напряжённым сюжетом и стремительным развитием действия. Может быть фантастическим, мистическим, детективным, любовным, но чаще сочетает в себе несколько разновидностей. Принадлежит к явлениям массовой культуры (см.)
ТРИПАДИ (трёхстишие) – в литературе каннада (Индия) стихотворный размер (XII- XIV вв).
ТРИСТЕ – жанр аргентинских народных песен.

«ТРИ стиля» – три регистра литературного языка, выделяемые в трактатах по риторике и поэтике. В новейшей традиции различается высокий стиль, средний и низкий. Критерий разграничений стилей у М.В. Ломоносова (1711–1765) – лексический. Высокий стиль составляет преимущественно лексика церковнославянского происхождения. Средний стиль образуют слова, общие для церковнославянского и русского языков, и некоторая доля отсутствующих в русском языке церковнославянизмов, а также некоторая доля слов, присущих только русскому языку. Низкий стиль образуют только слова русского происхождения. Однако к началу XIX в., в связи с разрушением иерархии жанров и деградацией высоких жанров, теория трёх стилей приобретает уже только историческое значение.

ТРИ стороны формы – 1). Предметное начало, единичные предметы и факты, обозначаемые словом и составляющие мир художественного произведения. 2). Форма произведения, включающая словесную ткань. 3). Содержание произведения.
ТРОВАР КЛЮС  – у трубадуров означает тёмную поэзию, трудную для понимания.
ТРОВАР ЛЭЮ – у трубадуров лёгкая для понимания поэзия.

ТРУДОЛЮБИЕ – умение при необходимости многократно перерабатывать своё произведение.

ТРЭШ (мусор) – направление современного искусства, обязательным элементом  которого является использование большого количества штампов,  банальных идей, модного содержания, неоригинальных сюжетных линий. В постмодернистской литературе трэш выступает двойником гламура.

ТУЖБАЛИЦЫ – в Черногории ритуальные песни-плачи.

ТУИТА – у народа айну сказки.

ТУЛЛАЛЬ – жанр малаяльской (Индия) литературы. Пьесы для народного театра, сюжеты которого брались из народных преданий и мифов.

ТУМАЛЬ – в индийской драматургии XVIII в. жанр, сочетающий в себе пение и танец. Сюжет брался из пуран.

ТУНГУАНСКИЙ стиль – в Китае конца XIX в.  литературный  стиль, требовавший слепого копирования образцов III-XI вв.

«ТУННЕЛЬ через Шпрее»  – кружок берлинских поэтов, писателей и «друзей литературы», основанный в 1827 г. М.Г. Зафиром (1795-1858). В кружке царило строгое правило: никаких политических проблем,  сословных  различий. В него входили К.Ф. Шеренберг (1798-1881), М.фон Штрахвиц (1822-1847), поэт Т. Фонтане (1819-1898), художник А. Мендель и др.

ТУРГЕНЕВСКИЙ период – в истории развития датской литературы XIX в. период увлечения русской литературой, в частности, творчеством И.С. Тургенева.

ТУРКИ – жанры  дагестанской литературы, проповедующие в стихотворной форме догматы мусульманской религии.

ТУРКУСКИЕ романтики  – в Финляндии писатели и поэты – А. Арвидссон (1791-1858), Й. Линсен (?), В. Шёстрём (1879-1960) – выступали с критикой просветительской идеологии и эстетики классицизма. Знакомили финнов с европейским романтическим движением.

ТУТЫРЫ – на Яве комментарии к индийским религиозным трактатам.

ТУУЛЬ – в Монголии литературная версия эпоса.

ТУЮГ – развёрнутое эпическое произведение у якутов.

ТУЮГСУТ –  у якутов певец-исполнитель и создатель туюгов.

ТЭЛУНГУ –  в фольклоре нанайцев и ульчей  предания.

ТЭНДА –  традиционная поэтическая форма, зародившаяся на Занзибаре возможно ещё в XVIII в. (на языке суахили).

ТЮРКЮ – жанр турецких лирических народных песен.